Слайд 2
Основная цель урока:
сформировать представление о
стратегическом положении и основных чертах внешней политики в АТР.
О поисках путей уменьшения напряженности в регионе.
Слайд 3
Параметры и общее состояние современной «архитектуры» безопасности АТР
напрямую зависят от имеющихся в регионе устойчивых точек узловых
противоречий.
Которые в силу геополитических особенностей региона имеют существенную морскую составляющую.
Слайд 5
Войн в регионе не было с 1973 года,
то есть более 40 лет.
Сегодня в АТР находятся «тлеющие»
территориальные конфликты, многие из которых могут послужить основой для серьёзных военных столкновений.
Слайд 6
С 2001 по 2013 гг. номинальные расходы на
оборону в странах Азии выросли на 23 %.
Второе после
США место занимает Китай, на который приходится 12,4% расходов в АТР (112,2 млрд. дол.), замыкает тройку Япония с 5,6% (51 млрд. дол.).
Военные расходы в регионе
Слайд 8
Недавняя высадка группы японцев на архипелаг Сенкаку в
Восточно-Китайском море, вызвала массовые антияпонские погромы в самом Китае.
С учетом того, что любые массовые акции в Китае «стихийно» не проходят, можно с уверенностью утверждать, что погромы японских ресторанов и поджоги японских же автомобилей – это и есть неформальный ответ Пекина «японским оккупантам». И хотя в китайской народной памяти Япония традиционно ассоциируется, как внешний враг №1, территориальные претензии Китай имеет не только к своему островному соседу. А если быть кратким, то Китай имеет практически ко всем своим соседям «перспективные» и «текущие» территориальные претензии.
Слайд 10
До недавнего времени с японцами Пекин вел вялую
дипломатическую борьбу за небольшой необитаемый архипелаг Сенкаку, расположенный между
Тайванем и Окинавой (сюда как раз на днях и высадились японцы). В 70-х оккупационная администрация США передала острова Японии, Пекин тогда возмутился, но особой проблемы острова ни у кого не вызывали, пока на их шельфе несколько лет назад не были обнаружены солидные запасы газа. Китайцы успели даже установить возле архипелага свою буровую вышку, и обоюдная истерика за юридическое обладание над островами вышла на новый уровень.
Слайд 13
Яблоком раздора между двумя азиатскими гигантами стали две
территории. Первая – Аксай Чин цепь ледников посреди необитаемой
соляной пустыни. Вторая – Аруначал Прадеш штат на северо-востоке Индии, пересеченный цепью Гималаев и покрытый густыми лесами. Западный участок находится под фактическим управлением Китая, однако Индия оспаривает это, утверждая, что Аксай Чин – часть индийского Ладакха. Восточный участок, наоборот, управляется Индией, но на него претендует Китай.
Территориальный спор между Китаем и Индией
Слайд 15
Осенью 1962 г. спор вылился в пограничную войну,
которая обернулась настоящей катастрофой для индийской армии. По итогам
войны Аксай Чин был занят китайскими войсками, а Аруначал Прадеш остался за Индией. Войска двух государств были разделены линией фактического контроля. Ущерб, нанесенный Индии в этой войне, носил скорее репутационный характер и отрезвляюще подействовал на индийское руководство, которое пересмотрело свое отношение к северному соседу.
Слайд 16
Последнее значимое противостояние произошло в апреле 2013 г.,
когда взвод китайских солдат нарушил линию контроля и около
месяца стоял лагерем на индийской территории. Этот инцидент подтолкнул стороны к подписанию Соглашения о военном сотрудничестве на границе в октябре 2013 г. Документ заложил принципиально новый механизм урегулирования приграничных конфликтов: теперь их разрешение возлагалось на генералов, а не на высшее политическое руководство двух стран.
Слайд 17
Остроту территориальному спору между Индией и Китаем придает
наличие у обеих стран ядерного арсенала.
Особое внимание привлекает возросший
военно-морской потенциал двух стран. Китайская военно-морская доктрина «Нить жемчуга» предусматривает создание баз для флота КНР вдоль жизненно важных морских коммуникаций, по которым энергоресурсы поступают в Поднебесную из Персидского залива. Опасения Индии во многом связаны с тем, что Китай буквально окружает ее своими базами
Слайд 18
Остроту территориальному спору между Индией и Китаем придает
наличие у обеих стран ядерного арсенала.
Особое внимание привлекает возросший
военно-морской потенциал двух стран. Китайская военно-морская доктрина «Нить жемчуга» предусматривает создание баз для флота КНР вдоль жизненно важных морских коммуникаций, по которым энергоресурсы поступают в Поднебесную из Персидского залива. Опасения Индии во многом связаны с тем, что Китай буквально окружает ее своими базами
Слайд 20
Предметом территориального спора между Японией и РК является
группа островов в Японском море. В международной картографии спорные
острова, о которых идет речь, иногда обозначаются как скалы Лианкур (от имени французского китобойного судна «Le Liancourt», экипаж которого обнаружил острова в 1849 году и нанес их на карту), в японской — Такэсима (Бамбуковые острова), а в корейской — Токто (Брошенные острова). На российских картах принято японское название Такэсима. В группу этих остров входят два больших острова — Нисидзима (Западный остров) и Хигасидзима (Восточный остров) — и 35 небольших скал. Общая площадь островов составляет 187 450 кв. м.
Территориальные споры между Японией и Республикой Корея
Слайд 22
Острова Сенкаку сёто (в китайской картографии — Дяоюйтай
цюньдао) включают пять необитаемых островов и три рифа общей
площадью около 6,32 кв. км, расположенных в южной части Восточно-Китайского моря в 175 км к северу от о. Исигаки (архипелаг Рюкю, Япония). Они находятся в районе с координатами 25°46 северной широты и 123°31 восточной долготы, то есть в 190 км к северо-востоку от о. Тайвань и в 420 км к востоку от материкового Китая. В настоящий момент острова Сенкаку/Дяоюйдао находятся под юрисдикцией Японии, но свои права на них предъявляет и КНР.
Территориальные споры между Японией и Китаем
Слайд 24
В постсоветский период российской стороной было признано существование
территориальной проблемы как проблемы принадлежности «четырех» островов.
В Токийской
декларации о российско-японских отношениях 1993 года говорится: «Президент Российской Федерации и Премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.
Территориальные споры между Японией и Россией
Слайд 26
Понимания по островам между сторонами нет: Россия не
согласна возвращать Японии даже части островов.
Но какое может
быть урегулирование если претензии выставляет сама Японии.
Каждый премьер-министр, каждая победившая на выборах партия настроена на возвращение Курил. При этом в Японии существуют партии, которые претендуют не только на южные Курилы, но и на все Курильские острова вплоть до Камчатки, а также южную часть острова Сахалин. Также в Японии организовано политическое движение за возвращение "северных территорий", ведущее регулярную пропагандистскую деятельность.
Слайд 27
Официальную позицию российского военно-политического руководства в 2005 году
выразил Президент РФ Владимир Путин, заявив, что принадлежность островов
определена итогами Второй мировой войны и что в этом смысле Россия ни с кем не собирается этот вопрос обсуждать. Но в 2012 году он сделал для японцев очень обнадеживающее заявление, сказав, что спор должен быть решен на основе устраивающего обе стороны компромисса. "Что-то вроде хикиваке. Хикиваке — термин из дзюдо, когда ни одной из сторон не удалось добиться победы", — пояснил Президент.
Слайд 28
В последние годы в российско-японских отношениях наблюдается тенденция
поиска взаимовыгодных решений. Главный нерешенный вопрос перешел из разряда
конфронтации сторон в статус конструктивных переговоров. Хочется верить – выход из «тупика» наметился: Российско-японские отношения будут развиваться в позитивном направлении, по пути налаживания взаимовыгодного сотрудничества во всех сферах.
Слайд 30
Примеры обострения ситуации на полуострове зачастую связаны с
проводимыми в Северной Корее подземными ядерными испытаниями, как случалось
в 2006 и 2009 годах. В обоих случаях подобные действия КНДР вызывали протест не только со стороны Южной Кореи – все международное сообщество выступало против деятельности в ядерной сфере, а в Совете Безопасности было принято несколько резолюций, призывающих возобновить переговоры о денуклеаризации полуострова.
Слайд 31
Конфликт Северной и Южной Кореи не раз выливался
в вооруженные столкновения, которые, безусловно, ставили на грань срыва
процесс сближения братских стран. Так, 25 марта 2010 года неподалеку от границы КНДР в Желтом море был взорван и потоплен южнокорейский военный корабль, что стало причиной гибели 46 моряков. Южная Корея обвинила КНДР в уничтожении судна, однако Север свою вину отрицал. В ноябре того же года произошел крупный вооруженный инцидент на линии разграничения, в котором стороны обменялись взаимными артиллерийскими обстрелами. Не обошлось без жертв, в том числе были и погибшие.
Слайд 33
Помимо всего прочего Северная Корея довольно остро реагирует
на американское присутствие в южной части полуострова. США и
Южная Корея, являющиеся давними союзниками, периодически проводят военные учения в ответ на что, Север неоднократно делал громкие заявления, угрожая применить силу и нанести ракетные удары по американским военным базам, расположенным на юге полуострова и в Тихом океане, а также по континентальной части США.
Слайд 35
В августе 2015 года в очередной раз усугубился
конфликт между Северной и Южной Кореей. С территории Северной
Кореи был произведен артиллерийский выстрел. Целью этой атаки были громкоговорители, через которые Юг вел пропаганду против Севера. После того как стороны обменялись взаимными обвинениями, правительство КНДР пригрозило боевыми действиями в случае, если в течение 48 часов власти Южной Кореи не образумятся и не прекратят пропаганду.
Слайд 38
Вряд ли сегодня можно прогнозировать то, как в
дальнейшем будут развиваться отношения Северной и Южной Кореи. Удастся
ли народу этих стран разрешить этот в каком-то смысле внутренний конфликт, не говоря уже о перспективах объединения стран в единое государство.
Слайд 39
Сохранение России как геополитической общности;
Использование отношений со странами
АТР в интересах экономического развития России;
Создание благоприятного импульса в
восприятии России странами АТР;
Противодействие «Стратегии анаконды»;
Налаживание интенсивного экономического, военно-технического, технологического сотрудничества;
Использование геостратегического положения России;
Обеспечение России независимых позиций в новой силовой конфигурации.
Основные национальные интересы России в АТР