РОФЕЕВ НИКИТА ИВАНОВ ПАВЛОВЕЦ (уп. 1659, ум. 1677)
жалованный иконописец, из с. Павлово Нижегородскаго уезда.
Никита Павловец – сын Ивана Ерофеева. Образ отца часто возникал в памяти Никиты,
когда того не было рядом. Он всегда видел его сгорбленную спину над большими и малыми
досками, которым под рукой мастера суждено было становиться святынями. Слева от иконописца
лежали бумажные листы прописей с изображениями святых, а справа – кисти в поставце и
множество горшочков с разведенными красками. Для Никиты это был особый мир со своим
запахом, сосредоточенной тишиной и волшебными превращениями. Наблюдать за руками
отца Никита мог часами. Долгие вечера выстаивал отец его перед лампадой на коленях,
шепча молитвы и неоднократно кланяясь перед началом росписи каждой новой цки (доски).
С детства Никита был приучен к аккуратности. Бедность, в которой они с отцом жили,
сказалась на его добром характере, усидчивости, трудолюбии и ответственности.
С трех лет Никита помогал отцу растирать краски в медной ступке и разводить их на яичном
желтке в глиняных цветных горшочках. Иногда отец позволял ему брать серебряную палочку,
заставляя многократно повторять на бумаге плавные линии прописей.
Слайд 3
Только через много лет занемогший от простуды иконописец,
чтобы выполнить в срок заказ,
разрешил Никите покрыть охрой
фон уже написанной иконы Бориса и Глеба, а заодно и прописать лещадки (плиты, тонкие квадратные кирпичи для выстилки полов). Тогда Никите было девять лет и он выполнил все столь усердно, что наблюдавший за его работой отец прослезился, увидев в этом чудо рождения нового мастера.
Иван Ерофеев сам был искусным иконописцем и, безусловно, хотел, чтобы его талант передался и сыну. До этого момента никогда не позволял он Никите писать за него иконы. Но вот обстоятельства вынудили отца переложить часть работы на сына, доверить ему закончит икону в срок. Каково же было его восхищение, когда он увидел именно то, что хотел. Уроки, которые он давал сыну, не прошли даром.
Маленький мальчик помнил все и воплотил свои знания в своей первой, написанной совместно с отцом иконе.
Начинать всегда трудно. Но для Никиты все было интересно и необычно, тем более в первый раз.
С тех пор Никита часто дописывал за отцом фоны икон, нередко прописывал кружевной узор одежд, хотя знаменовал образы и писал лики святых по-прежнему старший мастер.
Слайд 4
Из Павлова острога – в Оружейную палату московского
Кремля.
Оружейная палата – государственное учреждение, размещавшееся в Московском Кремле,
- к середине
XVII века коренным образом меняет свое назначение. Она становится не только местом изготовления,
закупки и хранения оружия и воинских принадлежностей, но включает в себя множество различных
мастерских для царского, дворцового обихода, в том числе и по созданию предметов искусства.
Здесь работали как русские, так и иностранные мастера. С присоединением к Оружейной еще и Иконной
палаты почти все лучшие тогдашние иконописцы Московского государства оказались в ведении этого
учреждения и, прежде всего, творили на кремлевские храмы и дворцы, для царя, его ближайшего окружения
и церковных иерархов. Таким образом, Оружейная палата являлась основным художественным центром
страны.
Никиту Павловца взяли в Оружейную палату (видимо выкупив из крепостных у его владельцев) царским
указом в начале 1668 года, после смерти в 1666 г. боярина и воеводы Якова (Урусхана) Куденетовича
Черкасского (владел Павловым с конца 1644 г.), личным и, видимо, лучшим иконописцем которого он был.
Посланник прибыл в Павлово из Москвы и зачитал именной царский приказ: «…Взять в Оружейную палату
в иконописцы для его Государевых приказных и верховных иконописных прибылых дел крестьянина села
Павлова иконописца Микиту Иванова сына Ерофеева для того, что прежними людьми дел великого
Государя делать стало немочно».
Слайд 5
Царские изографы писали иконы, «парсуны» (так в то
время называли портреты) и книжные миниатюры, украшали фресками храмы
и палаты, расписывали знамена, походные шатры, мебель, повозки, а для царских детей – даже игрушки. Огромную роль в собирании талантливых людей и организации их работы сыграл стоявший во главе Оружейной палаты с 1654г. до своей кончины в 1680г. боярин Богдан Хитрово. По мнению специалистов, развитие нового, «живоподобного» стиля нашей иконописи, которое пришлось на вторую половину XVII века, очень многим, если не всецело, обязано именно ему. Нижегородский историк Н. Ф. Филатов высказывал мнение, что Павловец «мог участвовать в составе группы нижегородских богомазов в поновлении фресок древних столичных храмов, написании икон для иконостасов новых церквей.» А в книге Д. Н. Смирнова говорится, что в 1667г. Никита Павловец с учеником Филиппом Павловцем и с «товарищи» расцвечивали (раскрашивали) 1072 места (рисунка) в Царственной Книге, которая «писана в лицах».
Царские изографы писали иконы, «парсуны» (так в то время называли портреты) и книжные миниатюры, украшали фресками храмы и палаты, расписывали знамена, походные шатры, мебель, повозки, а для царских детей – даже игрушки. Огромную роль в собирании талантливых людей и организации их работы сыграл стоявший во главе Оружейной палаты с 1654г. до своей кончины в 1680г. боярин Богдан Хитрово. По мнению специалистов, развитие нового, «живоподобного» стиля нашей иконописи, которое пришлось на вторую половину XVII века, очень многим, если не всецело, обязано именно ему. Нижегородский историк Н. Ф. Филатов высказывал мнение, что Павловец «мог участвовать в составе группы нижегородских богомазов в поновлении фресок древних столичных храмов, написании икон для иконостасов новых церквей.» А в книге Д. Н. Смирнова говорится, что в 1667г. Никита Павловец с учеником Филиппом Павловцем и с «товарищи» расцвечивали (раскрашивали) 1072 места (рисунка) в Царственной Книге, которая «писана в лицах».
Никита Павловец – «жалованный государев иконописец».
Постоянным придворным иконописцем Никита становится в относительно немолодом возрасте. О домосковском периоде работы доподлинных сведений очень мало, вообще его подлинные и датированные произведения известны только с 1670 года, поэтому считается, что в нижегородских собраниях икон Никиты Павловца нет.
Слайд 6
Никита Павловец попадает в Москву уже таким опытным
мастером со своей яркой индивидуальностью, таким творцом красоты во
всем, что он сразу же получает полное признание от сотоварищей, высокопоставленных заказчиков и самого государя Алексея
Михайловича, и ему не приходится ничего ломать в своем творчестве. Во всех работах, в том числе и совместных с самим С. Ушаковым и другими, он сохраняет свою манеру письма, отличающую его среди многих жалованных иконописцев Оружейной палаты.
Летом 1671 года Москва была охвачена пожарами. К концу июля пожары осветили Белый город. За одну ночь выгорела вся Покровка. Сгорел в эту лихую пору и дом Никиты. Изограф поздно узнал о своей беде – неделями мастера Оружейной палаты защищали от огня Кремль. И когда Никита пришел к своему дворовому месту, то узнал его лишь по обгорелой березе, которая некогда высилась перед воротами хором. В поисках жены Никита обегал весь город – безрезультатно. Годами налаженная жизнь рухнула в одно мгновение.
Никита остался один на один со своим горем. Поселившись в Макарьев-Желтоводском монастыре под Нижним Новгородом, куда его долго не соглашались отпускать бояре, но уступили при условии, что Никита не пострижется в иноки и останется по-прежнему иконописцем Оружейной палаты. Он долго жил там в безвестности, но и там продолжал расписывать стены, уходя в работу с головой. И работа спасла иконописца, вырвала его из забытья, в котором он временно находился.
Никита был одним из авторов уникальной для Нижегородского края древнерусской фресковой росписи, сохранившейся до сих пор.
Слайд 7
Никита добился у анхимандрита Тихона разрешения вернуться в
Москву, а вернувшись
наконец-то увидел жену. Симон Ушаков выделил
денег Никите на постройку новых хором,
а когда работа была завершена, Никита снова стал днями пропадать в Оружейной палате.
С первым весенним теплом начался ремонт поврежденного паводком каменного моста через
реку Неглинная.
Никите приказали незамедлительно приступать к росписи башни-всхода на мост со стороны
Красной площади.
Под его руководством было три иконописца: Артемий Иванов, Меркуша Яковлев и Герасим
Ильин,но главный огромный образ Знамения под аркой писал сам Никита.
В 1672 по заказу В. М. Хитрово была построена церковь в Братцеве, которую украсили
иконная ряда лучших изографов, в том числе Никиты Павловца. В 1673 году вместе с Ф. Зубовым
(кстати после кончины С. Ушакова в 1686г. он станет руководителем цеха царских изографов)
Н. Павловец написал икону «Живоносный источник» государю в хоромы и образ Пресвятой
Богородицы Боголюбской «против чудотворного образа, что в Сретенском соборе».
Слайд 8
«Расписывал и знамя для донских полков с изображением
на одной стороне Покрова Пресвятой Богородицы, а на другой
– Живоначальной Троицы». В сотрудничестве с Ушаковым Павловцу в 1674 году поручено написать следующие иконы: «образ Спаса Вседержителя, стоящий в молении Никон да Андроник, образ Алексея Человека Божия, образ Варлаама Хутынского». Чуть позже в «росписи жалованных иконописцев» отмечено, что Павловец «пишет образ Спасов Вседержителя на престоле седяща – к великому государю вверх».
Вызывает восторг специалистов и сохранившаяся его икона «Спас – Великий Архиерей» из Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Как свой дар в эту же обитель ему заказала в 1676г. большую икону «Предста царица» царевна Софья Алексеевна. Несколько месяцев, не разгибая спины, сидел Никита в иконописном тереме за огромной цкой в человеческий рост. Тогда он еще не знал, что эта работа станет для него последней. Икона была восхитительна…. Но даже в столь важный час, когда государев дьяк в сопровождении Симона Ушакова спустился в горницу к Никите смотреть новую икону, тот не мог даже подняться с постели. Так в болезни пролежал Никита всю зиму. Не помогали ни отвары, ни мед, ни травы. А 24 марта 1677 года пришедшие навестить его Георгий Терентьев и Симон Ушаков застали в доме Павловца безысходный плач.
Умер он от тяжелой болезни в возрасте (по некоторым сведениям) 53 лет.
Похоронен Никита Павловец в Макарьев-Желтоводском монастыре.
Слайд 9
.
Сохранившиеся произведения:
1. Никола поясной. 1659 г. Собрание старообрядческой общины при
Рогожском кладбище в Москве. 35х27,5 см.
На нижнем поле надпись: “Лета
7167 (1659) месяца марта 7 день писал сию икону Никита Павловец” (Успенский 1913–1916. Т. 1, Древние иконы Рогожского кладбища 1956).
2. Минея на июнь, июль и август. 1668–1677 гг. Рим, Музей Ватикана. Инв. 1005.
Надпись: “Писал Никита Иоаннов сын”.
Минея входит в состав складней из пяти частей с изображением евангельских сюжетов и минеи годовой (на каждой иконе по 3 месяца). На трех из них есть надписи художников: помимо Никиты Ерофеева это Сергей Васильев Рожков и Андрей Ильин.
По преданию, названные доски принадлежали сперва Петру I, который подарил их своему духовнику (?) священнику Герасиму Фоке, родом из Кефалонии, бывшему несколько лет пресвитером в церкви св. Георгия в Венеции; последний, возвращаясь в отечество, умер в Константинополе от язвы и оставил эти картины своему брату Марину Фоке, а тот, вернувшись в Италию, продал их за 30 скуди (300 червонцев) маркизу Маркию Александру Григорию Каппонию, подарившему их потом в Ватиканскую библиотеку как бесценное произведение древнего русского искусства.
В Имп. Публичной библиотеке хранились медные гравированные доски и старинные отпечатки с них, крестообразно расположенные, с воспроизведением Каппониановых картин (Некрасов 1887). О спорах европейских ученых относительно датировки “Каппониановых досок” см.: Собко 1895.
3. Явление иконы Богоматери Жировицкой. 1669 г. СПМЗ. Инв. 2777. 24,5х18,5 см. Рамка оклада серебряная, с московским клеймом. На полях вычеканены надписи (тексты см.: Олсуфьев 1927).
Внизу надпись: “Лета 7177 (1669)… писал образ сии Никита Павловец” (Николаева 1977).
4. Богоматерь Вертоград заключенный. Ок. 1670 г. ГТГ. Инв. 28699. 33х29 см. Собрание С. А. Щербатова. Приобретена в 1940 г.
На нижней лузге надпись белилами: “…го писал сии образ иконописец Никита Иванов сын Ерофеев Павловец” (Антонова, Мнева 1963).
5. Чудо Георгия о змие и Чудо Дмитрия Солунского. Ок. 1670 г. ГТГ. Инв. 14663. 31х28 см. Собр. А. С. Уварова. Пост. из ГИМ в 1930 г.
На лицевой стороне, над нижнем полем надпись: “[Ле]т[а] 718… (167…) год написа[на] многогрешною рукою Никиты [Пав]ловца” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2)
По мнению Л.В.Ковтыревой, надпись на иконе выполнена на чинке грунта и относится к позднейшему времени, а стиль иконы не позволяет отнести ее к произведениям Никиты Павловца (Ковтырева 2007).
Никита Павловец”. (Полякова 1987, Полякова 1999).
Слайд 10
.
Сохранившиеся произведения:
6. Троица. 1671 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 2560. 12 см в диаметре.
На круглой доске. В нижней части иконы, на поземе,
надпись черной краской: “7179 (1671)… писал убоги раб Никита Павловец”. Надпись сильно испорчена: “Совсем не читаются две буквы после обозначения года и лишь с некоторой гипотетичностью восстанавливается вторая буква года; остальные буквы… читаются хотя и с трудом, но несомненно. Ровинский, ошибочно читавший вторую букву как П, получал 7189—1681 год, что позже дало повод Успенскому усомниться в подлинности надписи, ибо Никита Павловец умер еще в 1677 году и не мог написать иконы четыре года спустя после своей смерти” (Каргер 1928).
7. Воскрешение Лазаря, из праздничного чина. 1673 г. ГТГ. Инв. 13958. 57х38 см. Происходит из церкви Покрова в с. Братцеве, построенной в 1672 г. боярином Богданом Матвеевичем Хитрово. Пост. из ГИМ в 1930 г. Раскрыта в 1920-х гг. в ГИМ. В 1952 г. на полях, в местах утрат, дополнен левкас с тонировкой.
В правом нижнем углу на изображении камня надпись белилами: “Писал сии образ иконописец Никита Павловец” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2).
Крещение. 1674 г. ГТГ. Инв. 14213. 44,6х37 см. Пост.в 1930 г. из ГИМ по акту № 270. Раскрыта А.И.Собаршовой в 2000 г.
На нижнем поле надпись: «Писал сий образ изограф Никита Павло(ве)ц». (Ковтырева 2005. С. 217)).
8. Праздники богородичные (Доброчадие). 1675 г. ГТГ. Инв. 24395. 32х27 см. Собрание А. И. и И. И. Новиковых. Пост. из церкви Успения на Апухтинке в Москве в 1936 г.
В картуше, над нижнем полем, надпись: “Лета 7183 (1675) написал сию икону многогрешнай рукою Никита Павловец” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2).
9. Никита Павловец “с товарищи”. Царь царем, или Предста царица. 1676 г. ГТГ. Инв. 14969. 184х130 см. Происходит из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (висела на юго-восточной стене). Пост. из АМИ в 1935 г.
Внизу на подножии черная надпись: “Лета 7185 (1676) го году месяца ноября 11 день писа[н] си образ повелением благочестиваго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия Малыя и Белыя Росии са[м]оде[р]жца а труды у сего образа изографа Никиты Павловца с товарищи” (Тренев 1902; Антонова, Мнева 1963. Т. 2).
10. Симон Ушаков, Никита Павловец. Троица. 1677 г. ГМЗК. Инв. Ж-934. 107х79 см. Происходит из Троицкой церкви с. Ознобишино. Пост. в 1939 г. Рест. М.А.Гра.
Внизу под престолом, между подножиями, надпись коричневой краской: “Лета 7185 [1677] го февраля в 1 день написан сии образ живоначальные Троицы по обещанию боярина и оружейничева Богдана Матвеевича Хитрова. А писали сии образ государевы иконописцы Симон Оушаков Никита Павловец”. (Полякова 1987, Полякова 1999).
Слайд 11
"Святой Никола Чудотворец"
Автор: Павловец Никита
Иванович
Слайд 12
«Вертоград заключенный»
Автор: Павловец
Никита
Иванович
Слайд 13
«Воскрешение Лазаря», 1673 г.
Автор: Павловец Никита
Иванович
Слайд 14
"Троица".
Автор: Павловец Никита Иванович
Слайд 15
«Предста Царица одесную Тебе»
Автор: Павловец Никита
Иванович
Слайд 16
"Праздники богородичные (Доброчадие)".
Автор: Павловец Никита Иванович
Слайд 17
"Царь царем, или Предста царица".
Автор: Павловец Никита
Иванович
Слайд 18
"Чудо Георгия о змие и Чудо Дмитрия Солунского".
Автор: Павловец Никита Иванович
Слайд 19
Словарь
Ассисты – наложенные поверх живописного слоя риски из сусального
золота.
Вертоград – огороженный сад.
Гравюра – вид графики, в которой изображение является
печатным оттиском рисунка, нанесенного на доску художником-гравером.
Деисус (от греч. deesis – моление) – в средневековом европейском искусстве композиция, включающая изображение Христа (посредине) и обращенных к нему в молитвенных позах богоматери и Иоанна Предтечи.
Жалованный – штатный.
Изограф (греч.) – название живописца в русских литературных источниках 17 века.
Изография – точное воспроизведение каких-либо письмен, рукописей, почерков и т. д.
Икона (от греческого eikon – изображение, образ) – в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, богоматери м святых, которому приписывается священное значение (предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых образов).
Иконография – 1) описание и изображение каких-либо лиц или сюжетов в произведении живописи или скульптуры; 2) совокупность таких изображений; 3) совокупность правил, которых должен придерживаться художник, создающий иконы.
Иконопись – станковая культовая живопись (вид религиозной живописи – писание икон).
Иконописец – тот, кто занимается иконописью.
Иконостас (от икона и греч. stasis – место стояния) – перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера.
Левкас – известковый раствор с добавками, предназначенный для покрытия стен перед их росписью.
Лещадки – плиты, тонкие квадратные кирпичи для выстилки полов.
Мафория – покрывало, накидк.
Оружейная палата в Московском Кремле- 1) центральное государственное учреждение в России в 16 – начале 18 вв. – место изготовления, закупки и хранения оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода; 2) старейший русский музей, основанный в 1806 году.
Парсуна – (искаженное слово «персона») условное наименование портретной живописи конца 16 – 17 вв., сохраняющее приемы иконописи (портрет).
Полок – помост или стол для раскладки товара на продажу.
Фреска – живопись водяными красками по свеженаложенной на стену штукатурке. Одна из важнейших видов монументального искусства.
Цка – доска.
Слайд 20
О роли нашего земляка Никиты Павловца в истории
русской культуры говорит то, что замечательные его иконы находятся
в коллекциях Третьяковской галереи (икона «Богородица Вертоград Заключенный») и Русского музея (икона «Троица»), других крупных хранилищах, а в книгах и альбомах по иконописи часто можно встретить их репродукции и информацию о нем. Его творчеству свойственна мягкая моделировка декоративно трактованных форм, в написанных с тонким изысканным мастерством пейзажных фонах проявляется тенденция к поэтизации природы.
«Хочется верить, что когда-нибудь в Павлове (возможно на набережной у Воскресенской церкви или в скверике на Спасской горе – месте снесенного Троицкого соборного храма) появится памятный знак, извещающий, что это малая родина выдающегося мастера последнего столетия древнерусской художественной культуры.»