Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по истории Публицистика, литература 16 века

Содержание

XVI век называют веком публицистики
Публицистика. Светская литература 16 века XVI век называют веком публицистики Публици́стика — обсуждение в печати насущных вопросов общественно-политической жизни.Публицистика XVI века Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в Европе поставили перед обществом В первой четверти XVI в. возникло «Москва — третий Рим».В посланиях игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея (около 1510 Вопросы власти и государственного устройстваДругими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали Вопросы властиАндрей КурбскийИдеал государства – сословно-представительнаямонархияИван ПересветовГосударство и обществонеобходимо строитьна основе соблюдения Иван ПересветовВ конце 40 — начале 50-х годов XVI в. пишет свои Турецкому султану Пересветов противопоставляет византийского «царя» Константина, который «вельможам своим волю дал». Государственное устройство у ПересветоваПоэтому образцом для Пересветова выступал сильный правитель, но не Переписка Ивана Грозного и Андрея КурбскогоЯростный спор по этим же проблемам мы Переписка Ивана Грозного и Андрея КурбскогоОбщим у авторов было то, что они Федор КарповКарпов – один из наиболее оригинальных и образованных русских публицистов своего «Беседа Валаамских старцев»Борьба с церковью нашла свое выражение в таком публицистическом сочинении, «Великие Четьи Минеи»Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита «Книга степенная царского родословия».Другим крупным сочинением стала «Книга степенная царского родословия». В Никоновская летописьВ середине XVI в. летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший Лицевой летописный сводВ 70-х годах XVI в. было закончено составление иллюстрированной всемирной «Домострой»,К литературе бытового жанра относится такое оригинальное произведение, как автором которого, вероятно, Максим Грек –  «О грамматике»Максим оставил после себя многочисленные сочинения разнообразного Начиная с XVI века, его труды распространяются в многочисленных рукописных списках, например,
Слайды презентации

Слайд 2 XVI век называют веком публицистики

XVI век называют веком публицистики

Слайд 3 Публици́стика — обсуждение в печати насущных вопросов общественно-политической жизни.
Публицистика

Публици́стика — обсуждение в печати насущных вопросов общественно-политической жизни.Публицистика XVI века

XVI века


Слайд 4 Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в

Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в Европе поставили перед

Европе поставили перед обществом злободневные вопросы о происхождении княжеской

власти на Руси и о месте и роли Руси среди других государств прежде и теперь. Наиболее яркое выражение они нашли в публицистических произведениях.

Слайд 5 В первой четверти XVI в. возникло "Сказание о

В первой четверти XVI в. возникло

князьях владимирских", которое в отличие от "Повести временных лет"

выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа.

Слайд 6 "Сказание о князьях владимирских"
В первой четверти XVI в.

возникло «Сказание о князьях владимирских», которое в отличие от

«Повести временных лет» выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа. В одну из подчиненных ему областей на берега Вислы он якобы послал своего брата Пруса, который и основал род легендарного Рюрика. Один из наследников Августа, Пруса и Рюрика — древнерусский князь Владимир Мономах получил от византийского императора символы царской власти: шапку-венец, драгоценные бармы-оплечья и другие дары. С той поры этим венцом и венчались все последующие русские князья. Таким образом, обе легенды — и о происхождении княжеской власти от римского императора, и о получении царских регалий из Константинополя — имели своей целью укрепить авторитет власти на Руси, обосновывали стремление возвратить древнерусские земли, находящиеся под властью Польши и Литвы.

Слайд 7 «Москва — третий Рим».
В посланиях игумена псковского Елеазарова

«Москва — третий Рим».В посланиях игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея (около

монастыря Филофея (около 1510 г.) выдвигалась идея «Москва —

третий Рим». В его изложении история выступает как процесс смены трех мировых царств. Первые два Рима — собственно Рим и Константинополь — погибли за измену их православию. Теперь их место заняла Москва. Не достижение мировой власти, а объединение всех русских земель под главенством Москвы является основной идеей посланий Филофея.

Слайд 8 Вопросы власти и государственного устройства
Другими темами публицистических посланий,

Вопросы власти и государственного устройстваДругими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие,

отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти царя и

вообще об устройстве Русского государства.

Слайд 9 Вопросы власти


Андрей Курбский
Идеал государства –
сословно-
представительная
монархия
Иван Пересветов
Государство и

Вопросы властиАндрей КурбскийИдеал государства – сословно-представительнаямонархияИван ПересветовГосударство и обществонеобходимо строитьна основе

общество
необходимо строить
на основе соблюдения
законов.
Идеал – восточная
деспотия
Идея дворянского


государства во главе
с самодержавным царем

Дипломат, правитель должен нести в мир закон и правду



Федор Карпов


Слайд 10 Иван Пересветов
В конце 40 — начале 50-х годов

Иван ПересветовВ конце 40 — начале 50-х годов XVI в. пишет

XVI в. пишет свои челобитные Ивану IV Иван Семенович

Пересветов (возможно, вымышленная личность). Для изложения своих взглядов Пересветов пользуется своеобразным литературным приемом. Он рисует несуществовавшего идеального монарха — Махмет-Салтана турецкого, который, сосредоточив в своих руках всю власть, сумел тем не менее установить в своем государстве справедливые отношения и твердый правопорядок. В своей политике Махмет-Салтан опирался на «воинников». За усердную службу он хорошо оплачивал своих воинов из казны, в которую стекались все доходы его царства.

Слайд 11
Турецкому султану Пересветов противопоставляет византийского «царя» Константина, который

Турецкому султану Пересветов противопоставляет византийского «царя» Константина, который «вельможам своим волю

«вельможам своим волю дал». Они же отстранили его от

власти и злоупотреблениями довели страну до гибели.
 


Слайд 12 Государственное устройство у Пересветова
Поэтому образцом для Пересветова выступал

Государственное устройство у ПересветоваПоэтому образцом для Пересветова выступал сильный правитель, но

сильный правитель, но не самовластец, ибо кроме прав у

него были и обязанности перед «воинниками», которыми он и был «силен и славен». Пересветов, следовательно, обращал внимание на дворянство как государственную опору, а боярство обвинял в трусости и недостатке служебного рвения. Стремясь к усилению военной мощи, Пересветов выступал против института холопства, так как рабы, понятно, воины плохие. «Которая земля порабощена, — писал он, — в той земле все зло сотворяется». Такова в общих чертах программа государственного устройства одного из публицистов того времени.
 


Слайд 13 Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Яростный спор по

Переписка Ивана Грозного и Андрея КурбскогоЯростный спор по этим же проблемам

этим же проблемам мы наблюдаем в знаменитой переписке (1564-1577)

Ивана Грозного с князем Андреем Курбским — одним из его сторонников в 50-е годы. Бежав с началом опричнины за рубеж, Курбский прислал царю послание, обвиняя его в тирании и жестокости. Грозный ответил. Вся переписка составляет два послания царя и три князя, которым был написан также памфлет «История о великом князе Московском». Обоих авторов отличает широкая образованность: они знали античность, историю Рима, Византии и Руси, Библию и богословскую литературу. Оба обладали незаурядным литературным талантом.

Слайд 14 Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Общим у авторов

Переписка Ивана Грозного и Андрея КурбскогоОбщим у авторов было то, что

было то, что они выступали за крепкое государство и

сильную царскую власть. Политическим идеалом Курбского при этом являлась деятельность Избранной Рады. Курбский выступал за монархию, но ограниченную. Царь Иван же истинной монархией считал только монархию с неограниченной властью. Это он и доказывал — в данном случае с пером в руках. Однако в малолетство Ивана IV «бояре и вельможи» «от бога державу данную мне от прародителей наших под свою власть отторгли». Это, по мнению царя, грозило гибелью государству. Теперь настало время вернуть самодержавную власть, при которой не царь действует для блага подданных, а обязанностью их является верная служба государю. Все жители страны — от холопа до князя — это государевы холопы.

Слайд 15 Федор Карпов
Карпов – один из наиболее оригинальных и

Федор КарповКарпов – один из наиболее оригинальных и образованных русских публицистов

образованных русских публицистов своего времени. Общаясь с иностранцами, Карпов

получил европейское образование. По роду своих занятий он знал восточные языки, знаком был с греческим и латинским. Ему были известны в подлинниках или извлечениях произведения Аристотеля, Гомера, «Метаморфозы» Овидия, находился в переписке с умнейшими людьми того времени – Максимом Греком, Филофеем, выступал за то, что общество и государство должно строиться на соблюдении законов, а правитель должен нести закон и правду

Слайд 16 «Беседа Валаамских старцев»
Борьба с церковью нашла свое выражение

«Беседа Валаамских старцев»Борьба с церковью нашла свое выражение в таком публицистическом

в таком публицистическом сочинении, как «Беседа Валаамских старцев» (сер.

XVI в.). Автор — сторонник сильной церковной власти — выступает против попыток духовенства вмешиваться в государственное управление и против монастырей, захватывающих черные крестьянские земли. Главное его требование — полное уничтожение монастырского землевладения.
 


Слайд 17 «Великие Четьи Минеи»
Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов

«Великие Четьи Минеи»Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью

связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудниками

к 1554 г. были созданы «Великие Четьи Минеи» — 12-томное собрание всех книг, «чтомых» на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. Произведения были распределены по тем дням, в которые их рекомендовалось читать.
 

 


Слайд 18 «Книга степенная царского родословия».
Другим крупным сочинением стала «Книга

«Книга степенная царского родословия».Другим крупным сочинением стала «Книга степенная царского родословия».

степенная царского родословия». В отличие от летописей, где изложение

ведется по годам, Степенная книга располагает повествование по «степеням». Каждой степени (а их всего 17) соответствует правление князя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалась идея единства царской и церковной власти.

Слайд 19 Никоновская летопись
В середине XVI в. летописцами был подготовлен

Никоновская летописьВ середине XVI в. летописцами был подготовлен новый летописный свод,

новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как

один из списков принадлежал в XVII в. патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI в. Замечательной чертой этого свода является наличие в нем некоторых данных, относящихся в основном к древнему периоду русской истории, которые не встречаются в других летописях. Авторы Никоновской летописи сделали также попытку не простого изложения материала, а объяснения тех или иных событий.

Слайд 20 Лицевой летописный свод
В 70-х годах XVI в. было

Лицевой летописный сводВ 70-х годах XVI в. было закончено составление иллюстрированной

закончено составление иллюстрированной всемирной истории — Лицевого летописного свода.

Он представлял собой 12 фолиантов, из которых до нас дошли 10. В сохранившихся томах имеется свыше 16 тыс. миниатюр. В лицевом своде всемирная история излагается как смена великих царств — Древнееврейского, Вавилонского, Персидского, Александра Македонского, Римского, Византийского. Закономерным итогом этого процесса представляется образование Русского государства.
 


Слайд 21 «Домострой»,
К литературе бытового жанра относится такое оригинальное произведение,

«Домострой»,К литературе бытового жанра относится такое оригинальное произведение, как автором которого,

как автором которого, вероятно, был протопоп Сильвестр. «Домострой» означает

«домоводство», поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления: как воспитывать детей и обращаться с женой, хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей. Наставления, вместе с тем, освящаются авторитетом бога и священного писания.

Слайд 22 Максим Грек – «О грамматике»
Максим оставил после себя

Максим Грек – «О грамматике»Максим оставил после себя многочисленные сочинения разнообразного

многочисленные сочинения разнообразного характера: богословские,
апологетические,
духовно-нравственные
послания и письма

к частным лицам.

  • Имя файла: prezentatsiya-po-istorii-publitsistika-literatura-16-veka.pptx
  • Количество просмотров: 578
  • Количество скачиваний: 99