Слайд 2
Медина
Мекка
Арабы жили на Аравийском полуострове в
Юго-Западной Азии.
Сухие
степи и безводные пустыни занимают большую часть этой территории.
Слайд 3
В ОАЗИСАХ ЖИЛИ ОСЕДЛЫЕ АРАБЫ. ОНИ ЗАНИМАЛИСЬ ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ
(ВЫРАЩИВАЛИ
ХЛЕБ, ТРОСТНИК, ХЛОПОК, САДЫ И ВИНОГРАДНИКИ
Слайд 4
КОЧЕВЫЕ АРАБЫ-БЕДУИНЫ («СТЕПНЯКИ») РАЗВОДИЛИ ВЕРБЛЮДОВ, ЛОШАДЕЙ И ОВЕЦ
Слайд 5
БЕДУИНЫ ДЕЛИЛИСЬ НА МНОЖЕСТВО ПЛЕМЁН И РОДОВ, КОТОРЫЕ
ВРАЖДОВАЛИ ИЗ-ЗА ПАСТБИЩ.
ГЛАВА ПЛЕМЕНИ – ВОЖДЬ, РУКОВОДИЛ НАБЕГАМИ,
ВЫБИРАЛ МЕСТО ДЛЯ КОЧЕВИЙ, СУДИЛ СПОРЫ, ВЫКУПАЛ ПЛЕННЫХ.
У КАЖДОГО ПЛЕМЕНИ БЫЛИ СВОИ БОЖЕСТВА, ЧТО УСИЛИВАЛО РОЗНЬ СРЕДИ АРАБОВ.
Слайд 6
В ОАЗИСАХ НА ТОРГОВОМ ПУТИ ВОЗНИКАЛИ ПОСЕЛЕНИЯ И
ГОРОДА С БАЗАРАМИ. САМЫЙ КРУПНЫЙ ГОРОД – МЕККА. КАЖДУЮ
ВЕСНУ В ГОРОДЕ ПРОХОДИЛИ ЯРМАРКИ, ВО ВРЕМЯ КОТОРЫХ ОБЪЯВЛЯЛИ ОБЩИЙ МИР.
Слайд 7
В МЕККЕ БЫЛО РАСПОЛОЖЕНО ДРЕВНЕЕ СВЯТИЛИЩЕ-ХРАМ КААБА («КУБ»),
СЛУЖИВШИЙ СВЯТЫМ МЕСТОМ ДЛЯ ВСЕХ АРАБОВ.
Слайд 8
МУХАММЕД- ОСНОВАТЕЛЬ ИСЛАМА
Мухаммед-житель Мекки, в 610 году выступил
с проповедью новой религии - Ислам.
Мухаммед утверждал, что нет
Бога кроме Аллаха, что он сам – его «пророк» .
Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Его сторонники видели в нём посланника небес. Все, кто принимал веру, называли себя мусульманами.
Слайд 9
РЕЧИ МУХАММЕДА (БОЖЕСТВЕННЫЕ ОТКРОВЕНИЯ) УЧЕНИКИ ЗАПИСЫВАЛИ НА ПАЛЬМОВЫХ
ЛИСТЬЯХ И КАМНЯХ. ПОСЛЕ СМЕРТИ ЗАПИСИ БЫЛИ ПЕРЕРАБОТАНЫ В
СВЯЩЕННУЮ КНИГУ КОРАН.
Слайд 10
Коран состоит из коротких фраз- заклинаний. Их легко
запомнить.
Составляют Коран 114 глав, называемых суры.
В Коране
рассказано о сотворении Аллахом мира и человека, изложены основные правила жизни мусульманина.
Слайд 11
НА ОСНОВЕ КОРАНА ЮРИСТЫ РАЗРАБОТАЛИ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ШАРИАТ
(«ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ»)
Все возможные поступки мусульманина подразделяются на пять
категорий:
ФАРЗ- строго обязательные, предписанные деяния;
МАНДУБ - одобряемые, но не обязательные деяния;
ХАРАМ - категорически запрещенные действия;
МАКРУХ - незапрещенные, но неодобряемые действия;
МУБАХ - действия, к которым ислам относится нейтрально.
Слайд 12
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ИСЛАМЕ МНОГОЧИСЛЕННЫ.
Правдивость (ас-сидк).
Надёжность и верность
(аль-амана).
Искренность (аль-ихлас).
Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и
спора (адаб аль-хадис).
Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
Скромность (аль-хайя).
Достоинство и самоуважение (аль-изза).
Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
Щедрость (аль-джуд валь-карам).
Терпение (ас-сабр).
Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).
Слайд 14
ОБРАЗОВАЛСЯ АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ (ОТ БЕРЕГОВ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА ДО
ГРАНИЦ ИНДИИ И КИТАЯ )
После смерти Мухаммеда Арабским государством
управляли халифы
( заместители пророка) . При них многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова и обрушились на Византию и Иран. Многие города сдавались с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество.
Слайд 15
ДИНАСТИЯ АББАСИДОВ
В 750 году власть в халифате
перешла к династии Аббасидов.
Во время их правления арабы
заняли такие важные территории, как острова Сицилию, Кипр и часть юга Италии.
Вся земля в халифате считалась собственностью халифа.
Вскоре после прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте небольшого селения на реке Тигр новую столицу – Багдад.
Государство арабов при Аббасидах называлось Багдадским халифатом
Слайд 16
Наивысшего расцвета Багдадский халифат достиг в годы правления
Харуна ар- Рашида (768-809 ) -героя «1000 и 1
ночи»,где он показан мудрым и справедливым политиком.
Но он был деспотом.
Опасаясь жить в городе халиф поселился в соседней крепости. В столицу халиф наведывался, чтобы с помощью наказаний добиться от жителей уплаты налогов.
Казнил своего везира, а его богатства и дворцы забрал в казну
Слайд 17
Борьба покоренных народов подрывала власть арабов. Из жителей
Средней Азии халифы набирали гвардию, но скоро ее начальники
стали назначать халифов. Наместники-эмиры передавали свои престолы по наследству и не подчинялись халифам. В VIII в.возник Кордовский халифат, в IX в. отделились Египет, Северная Африка, Иран и Афганистан. В 1055 г. турки-сельджуки захватили Багдад и халиф короновал их предводителя титулом султана.
Слайд 18
КУЛЬТУРА СТРАН ХАЛИФАТА
В халифат входило много стран с
высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя
Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока».
Слайд 19
ВЫСШАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ ШКОЛА МЕДРЕСЕ
Каждый мусульманин, если собирался
занять какую-либо должность, должен был получить образование (частная школа,
наёмные учителя, лекции и беседы знатоков Корана). При мечетях открывались высшие школы – медресе.
Чем больше известных людей окружало знатного человека, тем выше был его престиж и слава. Писатели и учёные жили во дворце халифов.
Образование
Слайд 20
НАУКА
В халифате развивались математика, астрономия, география, медицина.
Арабские
математики создали алгебру, пользовались индийскими цифрами.
Слайд 21
АЛЬ-БИРУНИ
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными
инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение
видимых звезд на небе.
Учёный Аль- Бируни (973-1048) высказал гениальную догадку, что центром Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него
Слайд 22
АРАБСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
В большом почете у арабов была география.
Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради
науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия.
Слайд 23
ИБН СИНА (АВИЦЕННА) 980-1037
Успешно развивалась медицина. В
Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037),
в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов.
Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.
Слайд 24
ЛИТЕРАТУРА
Развивалась и литература: чудесные сказки, рассказы о путешествиях
и приключениях, смешные истории.
Ещё до ислама у арабов возникла
богатая поэзия.
Знакомство с культурой покорённых народов принесло «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о любви и измене, о бедности и богатстве
Слайд 25
К СЛОВАМ РАЗУМНЫМ ТЫ ИЩИ ПУТИ,
ВЕСЬ МИР
ПРОЙДИ,
ЧТОБ ЗНАНЬЯ ОБРЕСТИ…
ФИРДОУСИ
Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шах-наме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.
Слайд 26
ИСКУССТВО
Из всех видов искусства более всего в халифате
была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы,
гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде.
Слайд 27
В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только
местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а
также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.
Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.
Слайд 28
Значение культуры халифата.
1) Европейцы восприняли от арабов много
ценных научных знаний.
2) Труды арабских математиков, врачей и
астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы.
3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд.
Слайд 29
4) У арабов они научились чертить более совершенные
карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.
5) Сочинение Авиценны
по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.
6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию.
Слайд 30
7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи.
Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей
из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.
Арабески- сложные геометрические узоры
Слайд 31
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ
ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО
Форма правления
Теократическое государство
(от гр.
tueos - бог, kratos - власть) буквально- власть Бога, такая
форма правления, при которой главой государства считается Бог, а управляет государством «пророк»- наместник Бога на земле
Халиф – духовный и светский глава мусульманской общины и мусульманского теократического государства (халифата).
Форма правления
Раннефеодальная монархия
В условиях междоусобных войн один из вождей, опираясь на войско, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. Он раздаёт земли за службу своим вассалам в награду за службу. Появляется «феодальная лестница».