Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по истории Камчатки на тему Культура и быт народов севера на примере коряков

Содержание

Этническое самоназвание коряков Материальная культура:ПоселенияЖилищеУтварьОДЕЖДАХозяйство1. Рыболовство2. Охота3. ОленеводствоДуховная культураМировоззрениеШаманизмФольклор4, 5. Искусство Фотоэкскурсия112345123451231234512
Культура и быт народов Севера«Коряки»Аешина Наталья Юрьевна Учитель истории и обществознанияМБОУ «Оссорская СШ» Этническое самоназвание коряков Материальная культура:ПоселенияЖилищеУтварьОДЕЖДАХозяйство1. Рыболовство2. Охота3. ОленеводствоДуховная культураМировоззрениеШаманизмФольклор4, 5. Искусство Фотоэкскурсия112345123451231234512 О этническом самоназвании коряков в историографии – Г.Ф. Миллера, С.П. Крашенинников, В.Г. 1. У коряков имелось два типа населенных пунктов:А) Стойбища оленеводов («ямкын»);Б) Береговые 2. ЖИЛИЩЕ: Кочевых коряков – особый тип шатра «яранга»; Оседлых коряков – В интерьере корякского традиционного жилища имелось лишь самое необходимое для жизни в Посуда была в основном деревянная: поднос для мяса (иччулькын), блюда (камана), ковши Жидкие продукты хранили в мочевых пузырях тюленей, моржей, в кишках китов. Весьма Одежда:К концу XIX – началу XX в. основным материалом для изготовления одежды Кухлянка:Древнейший вид верхней одежды. Относится к глухому типу одежды: надевается через голову Комплект детской одежды из кухлянки, тарбасов, койнатов: КонайтыК мужской поясной одежде относятся штаны (конайты). В зависимости от сезона их МалахайГоловные уборы различных групп коряков отличаются. Мужским и женским головным убором служил РыболовствоРыба являлась основным продуктом питания. Главным объектом промысла у коряков была кета, ОхотаДо прихода русских охота на пушного зверя не играла в хозяйстве коряков Оленеводство:Являлось основным занятием всех коряков – чавчувеннов. Корякское оленеводство относится к особому МировоззрениеМировоззрение коряков представляет собой сплав из положительных знаний и иррациональных представлений об ШаманизмВ трудную минуту на ход событий можно повлиять с помощью особых сакральных ФольклорВ художественном творчестве – фольклоре сказалась богатая одаренность народа.Корякский фольклор представлен разнообразными Испокон веков ремесла и промыслы коряков подразделялись на мужские и женские.Женщины – Мужчины – коряки умели вырезать из моржевых клыков и рога дикого барана Экспонаты музея п. Оссора Экспонаты музея п. Оссора Литература используемая:1. Горбачева В.В. Обряды и праздники коряков.- Спб: Наука, 2004 г.2.
Слайды презентации

Слайд 2 Этническое самоназвание коряков
Материальная культура:
Поселения
Жилище
Утварь
ОДЕЖДА
Хозяйство
1. Рыболовство
2. Охота
3. Оленеводство

Духовная

Этническое самоназвание коряков Материальная культура:ПоселенияЖилищеУтварьОДЕЖДАХозяйство1. Рыболовство2. Охота3. ОленеводствоДуховная культураМировоззрениеШаманизмФольклор4, 5. Искусство Фотоэкскурсия112345123451231234512

культура
Мировоззрение
Шаманизм
Фольклор
4, 5. Искусство

Фотоэкскурсия
1
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
1
2
3
4
5
1
2


Слайд 3 О этническом самоназвании коряков в историографии – Г.Ф.

О этническом самоназвании коряков в историографии – Г.Ф. Миллера, С.П. Крашенинников,

Миллера, С.П. Крашенинников, В.Г. Богораз, С.Н. Стебницкого

Г.Ф. Миллер

– коряки в прошлом не имели общего самоназвания.
С.П. Крашенинников – считал их единым народом «коряки разделяются на оленных и сидячих. Оленные называются чаучю, а сидячие – нымылыгу…..»
С.Н. Стебницкий – считал, что у коряков было три самоназвания: 1) чавчу – «оленевод» (богатый оленями); 2) рамкыкэн – кочевник (из оседлых); 3) нымылью – «жители» (поселяне).
Сами коряки охотнее называли себя укрепившимся в их сознании словом коряки, которое в настоящее время воспринимается, как самоназвание.
Таким образом, уже в XVII веке существовало довольно отчетливое представление о коряках, как особо этнической группе.



Слайд 4

1. У коряков имелось два типа населенных пунктов:
А)

1. У коряков имелось два типа населенных пунктов:А) Стойбища оленеводов («ямкын»);Б)

Стойбища оленеводов («ямкын»);
Б) Береговые поселки оседлых жителей.

А) Стойбища представляли

собой крохотные временные поселения. Чавчувенское стойбище состояло из 2-5 яранг. Чаще ставили на берегу реки, в местности защищенной от ветра, недалеко от зарослей кедрового стланика или тальника, которые служили топливом. Выбрать такое место удавалось не всегда и за дровами приходилось ездить на оленях. Никаких хозяйственных построек в стойбищах не было.

Б) Поселки береговых коряков располагались на морском побережье или вдоль рек и представляли собой беспорядочное скопление жилых и подсобных построек.




Слайд 5
2. ЖИЛИЩЕ:
Кочевых коряков – особый тип шатра

2. ЖИЛИЩЕ: Кочевых коряков – особый тип шатра «яранга»; Оседлых коряков

«яранга»;
Оседлых коряков – полуземлянки.
Характеристика жилищ кочевых и оседлых

коряков:
Яранга – основу яранги составляли три главных шеста в виде большой треноги высотой до 5 м., в зависимости от размера яранги. Вверху шесты связывали ремнями. Остов яранги покрывали двумя большими полотнищами из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Очаг всегда помещался в центре жилища несколько ближе к входу.
Яранга являлся зимним и летним жилищем чавчувенов.
- Полуземлянки – основу жилища состовляли 4 столба высотою 5-7 м., которые вкапывали в землю, посередине круглой ямы глубиной 1-1,5 м. Снаружи их обкладывали сухой травой, затем дерном. Крышу также покрывали сухой травой и обкладывали дерном. Снаружи землянки имели вид невысокого полого холмика. С одной ее стороны обращенной к морю, делали небольшой коридор, служивший летним входом. Зимой он был наглухо закрыт. Зимним входом служило дымовое отверстие размером ок 1 м кв., являвшееся одновременно окном.




Слайд 6
В интерьере корякского традиционного жилища имелось лишь самое

В интерьере корякского традиционного жилища имелось лишь самое необходимое для жизни

необходимое для жизни в суровых условиях Севера.
Главной принадлежностью

был светильник – жирник эек.
Применялся для освещения и отопления спальных пологов, у оседлых – только для освещения. Жирник представлял собой сосуд из песчаника на высоко подставке. В качестве горючего использовали олений или тюлений жир. Фитиль из моха, торфа или простой тряпки.

Жирник – эек
Фото из музея
п. Оссора.


Слайд 7
Посуда была в основном деревянная: поднос для мяса

Посуда была в основном деревянная: поднос для мяса (иччулькын), блюда (камана),

(иччулькын), блюда (камана), ковши (мимылкойнын), чашки (койнын), ложки (в,ойны),

долбленные сосуды (уккам), в которых носили и держали воду, ягоды, мясо, жир, похлебку для собак.

Слайд 8
Жидкие продукты хранили в мочевых пузырях тюленей, моржей,

Жидкие продукты хранили в мочевых пузырях тюленей, моржей, в кишках китов.

в кишках китов.
Весьма богатым был у корячек ассортимент

швальных игл, каждая из которых имела свое назначение: титин,а – игла вообще; омти – большая игла для шитья прочных материалов; так,ати – трехгранная игла для шитья одежды из оленьих кож; Кытвилти – обычная круглая игла; к,эти – маленькая игла для вышивания.
Они хранились в игольнике – трубке наколотыми на кусочек замши. К игольнику привязывался и наперсток.

Сосуд для воды (нерпа)

Игольница (рог теленка оленя, резьба, кожа нерпы)


Слайд 9 Одежда:
К концу XIX – началу XX в. основным

Одежда:К концу XIX – началу XX в. основным материалом для изготовления

материалом для изготовления одежды у коряков служили оленьи шкуры,

сменившие и окончательно вытеснившие к этому времени шкуры горного барана.


Повседневная одежда:
Мужская и женская повседневная одежда состояла из верхней и нижней, обуви, рукавиц и головных уборов и различались по сезонам.


Слайд 10
Кухлянка:

Древнейший вид верхней одежды. Относится к глухому типу

Кухлянка:Древнейший вид верхней одежды. Относится к глухому типу одежды: надевается через

одежды: надевается через голову и не имеет разреза спереди.


Слайд 11

Комплект детской одежды из кухлянки, тарбасов, койнатов:

Комплект детской одежды из кухлянки, тарбасов, койнатов:

Слайд 12
Конайты

К мужской поясной одежде относятся штаны (конайты). В

КонайтыК мужской поясной одежде относятся штаны (конайты). В зависимости от сезона

зависимости от сезона их шьют из меха молодых оленей

(зимние), оленьих камусов, ровдуги (осение.)
В верхний край штанов, загнуты внутрь в виде рубца, продергивали ремешок или шнурок из сухожильных волокон, сплетенный в косичку.
Концы штанин подшивали загнутым рубцом или пришивали к ним полоску ровдуги, сложенную вдвое.

Слайд 13



Малахай
Головные уборы различных групп коряков отличаются. Мужским и

МалахайГоловные уборы различных групп коряков отличаются. Мужским и женским головным убором

женским головным убором служил капор: зимой – двойной меховой,

летом – одинарный. Наиболее распространенная форма капора с торчащими углами по бокам. По лицевому краю пришивали двойную меховую опушку.
Перчатки
Мужские рукавицы лилит из камуса мехом наружу. Одинарные одношовные, скроенные из одной целой шкурки с большим пальцем с боку.




Торбаса
Мужская, женская, детская обувь одинаково по покрою, делится на зимнюю и летнюю зависимости от материала.
Зимняя женская обувь отличалась от мужской тем, что шили ее до колен и из стриженного меха осенних телят, а не из камуса.


Слайд 14 Рыболовство
Рыба являлась основным продуктом питания.
Главным объектом промысла

РыболовствоРыба являлась основным продуктом питания. Главным объектом промысла у коряков была

у коряков была кета, которую они называли «литианал» (настоящая

рыба). Также добывали горбушу, нерку, чавычу, кижуча. Рыболовный сезон продолжался с середины июня до середины сентября. Основным орудием лова рыбы – закидные сети. Плели из крапивных или жильных ниток, с кон. XIX в. стали использовать привозную дель.
Кроме сетей и ловушек, широко применялись удочки и различные крючковые снасти. Большая часть уловов лососей шла на изготовление юколы. Рыбу разделывали женщины.



Слайд 15 Охота
До прихода русских охота на пушного зверя не

ОхотаДо прихода русских охота на пушного зверя не играла в хозяйстве

играла в хозяйстве коряков сколько – нибудь существенной роли.

В XVIII в., после включения Северо – Востока Азии в состав Русского государства. Ясачные повинности и большой спрос на пушнину со стороны русских купцов стимулировали развитие пушной охоты. С этого времени соболь, лисица и горностай становятся постоянными объектами промысла. Использовали самострелы, капканы с пружинной из скрученных сухожилий. Со II пол. XIX в. распространенным способом добычи стало ружье. Охотились также на медведя, чаще охота начиналась осенью.


В.И. Иохельсон неоднократно отмечал, что у коряков слабо развита охота на птиц. Несмотря на обилие весной и осенью гусей, уток, лебедей убивают их редко и не заготавливают впрок, а едя только свежими. Более распространенной была добыча куропаток. Ловили их плетями из жильных нитей, загоняли в сети, убивали камнями из пращи.
Основу снаряжения охотников составляли капканы и различные ловушки. Наиболее доходной и престижной была охота на соболя и лису.


Слайд 16
Оленеводство:
Являлось основным занятием всех коряков – чавчувеннов. Корякское

Оленеводство:Являлось основным занятием всех коряков – чавчувеннов. Корякское оленеводство относится к

оленеводство относится к особому типу тундренного оленеводства. Для него

характерны слабая прирученность оленя, отсутствие пастушеской собаки, использование оленя в качестве транспортного животного только в упряжке. Хозяйственный год корякских оленеводов состоял из 4х основных перекочевок. Все необходимое они получали от оленей. Мясо и внутренности шли в пищу, жилы в качестве ниток. Обувь шили из камусов – шкур, снятых с оленьих ног. В хозяйстве широкое применение находили оленьи рога и кости. Из них делали иглы, табакерки, игольники, гребни для расчесывания травы и т.п.

Слайд 17
Мировоззрение
Мировоззрение коряков представляет собой сплав из положительных знаний

МировоззрениеМировоззрение коряков представляет собой сплав из положительных знаний и иррациональных представлений

и иррациональных представлений об окружающем мире. Сложилась определенная система

взглядов, которая нашла отражение в картине мира коряков, в их видении Вселенной. Коряки насчитывают пять миров: землю, населенную людьми, два мира над ней и два внизу. Посредник между божественной силой и людьми – Большой Ворон Кыткийнняку (одно из его имен). Считался первым человеком, предком коряков и их защитником. Его жена Мити, также связана с верховными божествами. Дети Большого Ворона играют важную роль в мифах: они постоянно борются с кэле.

Слайд 18


Шаманизм
В трудную минуту на ход событий можно повлиять

ШаманизмВ трудную минуту на ход событий можно повлиять с помощью особых

с помощью особых сакральных предметов, заклинаний, обращений к духам.

В этом помогал шаман. Одна из главных задач состояла в защите людей от вредоносных духов. В обязанности шамана входило участие в проведении праздников, обрядов, церемоний жертвоприношений, гадания, борьба со злыми духами, лечение, заклинания, приготовление амулетов. У каждого шамана имелся свой дух, который помогал в борьбе с другими духами. Шаманов нельзя было стать по собственной воле, и уклониться также представлялось невозможным от этой миссии. Считалось, что дух выбирает человека и входит в него, заставляя служить себе.
Специальной шаманской одежды у коряков не было. Основным действием шамана являлось камлание.


У каждой семьи имелся свой бубен, его запрещалось выносить из дому. Корякский бубен выполнял двойную роль в жизни коряка: музыкального инструмента и сакрального объекта (предмета). В процессе камлания шаман мог произносить заклинания.


Слайд 19
Фольклор
В художественном творчестве – фольклоре сказалась богатая одаренность

ФольклорВ художественном творчестве – фольклоре сказалась богатая одаренность народа.Корякский фольклор представлен

народа.
Корякский фольклор представлен разнообразными жанрами – мифами, преданиями, сказками

и другими. Мифологические сюжеты часто сочетались с мотивами былин и сказок. Предания вспоминали о родовых столкновениях и войнах с иноплеменниками. Герои их – охотники и воины.
1. Центральное место в мифалогоческом фольклоре является образ Ворона, давшего людям оленей и собак, обучившего их оленеводству, морскому промыслу, езде на собаках.
2. В бытовом фольклоре выделяются сказки о хозяине и работнике, распространенны так называемые насмешливые сказки – у чавчувеннов над оседлыми коряками, а у оседлых – над чавчувенами. Особую тематическую группу составляют сказски об удачливых или неудачливых охотниках.
3. В историческом фольклоре объединяют рассказы и предания о межплеменных войнах, о столкновениях с соседями (чукчами), например, об отдельных событиях в жизни народа.

Слайд 20
Испокон веков ремесла и промыслы коряков подразделялись на

Испокон веков ремесла и промыслы коряков подразделялись на мужские и женские.Женщины

мужские и женские.
Женщины – корячки шили одежду, обувь, головные

уборы, украшая их узорами из кусочков темного и светлого оленьего меха, вышивкой, а позднее бисером, создавали замечательные мозаичные меховые и кожаные коврики, украшенные аппликацией и вышивкой, умели плести из травы своеобразные узорные мешки и корзины.


Слайд 21
Мужчины – коряки умели вырезать из моржевых клыков

Мужчины – коряки умели вырезать из моржевых клыков и рога дикого

и рога дикого барана миниатюрные фигурки людей и животных,

знали способы художественной обработки металла (на лезвиях железных ножей и копий они гравировали стилизованые узоры и фигурки животных, искусно применяли насечку оловом, медью, серебром)

Слайд 22
Экспонаты музея п. Оссора

Экспонаты музея п. Оссора

Слайд 23
Экспонаты музея п. Оссора

Экспонаты музея п. Оссора

  • Имя файла: prezentatsiya-po-istorii-kamchatki-na-temu-kultura-i-byt-narodov-severa-na-primere-koryakov.pptx
  • Количество просмотров: 307
  • Количество скачиваний: 15