Слайд 2
Биографии.
Раевские — старинный дворянский род польского происхождения, представители
которого служили русским государям со времён Василия III. Раевские
были стольниками и воеводами. Прасковья Ивановна Раевская приходилась бабкой царице Наталье Кирилловне Нарышкиной — матери Петра I.[3] Дед Николая Николаевича, Семён Артьемьевич Раевский, в 19-летнем возрасте участвовал в Полтавской битве. Позднее служил прокурором Святейшего Синода[4], был воеводой в Курске[5]. В отставку вышел в чине бригадира.
Слайд 4
Отец, Николай Семёнович, служил в гвардейском Измайловском полку.
В 1769 году он обвенчался с Екатериной Николаевной Самойловой,
и вскоре у них родился первенец Александр. В 1770 году молодой полковник добровольно отправился в действующую армию на Русско-турецкую войну. При взятии Журжи он был ранен и в апреле 1771 года скончался в Яссах, несколько месяцев не дожив до рождения второго сына.
Николай Николаевич появился на свет 14 (25) сентября 1771 года в Санкт-Петербурге. Гибель мужа тяжело отразилась на состоянии Екатерины Николаевны, что в свою очередь сказалось и на здоровье ребёнка: маленький Николушка был болезненным мальчиком. Некоторое время спустя Екатерина Николаевна вышла замуж за генерала Льва Денисовича Давыдова. От этого брака у неё было ещё трое сыновей и дочь.
Слайд 5
Николай рос преимущественно в семье деда по матери
Николая Борисовича Самойлова, где получил домашнее воспитание и образование
во французском духе (русским и французским языками он владел одинаково хорошо). Настоящим другом мальчика, фактически заменившим ему отца, стал брат матери граф Александр Николаевич Самойлов — видный екатерининский вельможа.
Слайд 7
Отечественная война 1812 года
В ночь на 24 июня
1812 года «Великая Армия» Наполеона вторглась на территорию России.
Раевский на этот момент возглавлял 7-й пехотный корпус 2-й западной армии генерала П. И. Багратиона. Из-под Гродно 45-тысячная армия Багратиона начала отступление на восток для последующего соединения с армией М. Б. Барклая-де-Толли. С целью не допустить соединения двух русских армий, Наполеон послал наперерез Багратиону 50-тысячный корпус «железного маршала» Даву. 21 июля Даву занял город Могилёв на Днепре. Таким образом, неприятель опередил Багратиона и оказался к северо-востоку от 2-й русской армии. Обе стороны не имели точных сведений о силах противника, и Багратион, подойдя к Днепру 60 км южнее Могилёва, снарядил корпус Раевского, чтобы попытаться отбросить французов от города и выйти на прямую дорогу в Витебск, где по планам должны были соединиться русские армии.
Слайд 11
Бородинское поле находилось на стыке двух дорог —
старой Смоленской и новой Смоленской. В центре расположения русской
армии возвышалась Курганная высота, господствующая на местности. Защищать её было доверено 7-му корпусу генерала Раевского, и в историю она вошла как «батарея Раевского».
Весь день накануне битвы солдаты Раевского сооружали на Курганной высоте земляные укрепления. На рассвете здесь расположилась батарея из 18 орудий. В 5 часов утра 7 сентября французы начали обстрел левого, менее сильного, фланга русской армии, где располагались Багратионовы флеши. Одновременно с этим завязалась упорная борьба на Курганной высоте. Французы, сосредотачивая силы для штурма высоты, переправили через реку Колочу две пехотные дивизии. В 9 часов 30 минут, после артподготовки, неприятель устремился в атаку. И хотя к этому времени восемь батальонов 7-го корпуса уже сражались на флешах, Раевскому всё же удалось остановить наступление французов на батарею.
Через некоторое время на штурм пошли уже три французские дивизии. Положение на батарее стало критическим. К тому же начала ощущаться нехватка снарядов. Французы ворвались на высоту, завязался ожесточённый рукопашный бой. Положение спасли подоспевшие на помощь и отбросившие французов солдаты 3-го Уфимского полка во главе с генералом А. П. Ермоловым. Во время этих двух атак французы понесли значительные потери, три генерала были ранены, один взят в плен
Слайд 12
Наподение на батарею Раевского.
Слайд 13
Потери десятитысячного корпуса Раевского, которому пришлось выдержать удар
двух первых атак французов на батарею, были огромными. По
признанию Раевского, после боя он мог собрать «едва 700 человек». Сам Раевский, по его словам, «едва только в день битвы мог быть верхом», потому как незадолго до того случайно поранил ногу. Однако поле сражения он не оставил и весь день был со своими солдатами.
Слайд 14
Последние годы
После войны Раевский жил в Киеве, где
был расквартирован вверенный ему 4-й пехотный корпус. Политика, придворные
должности и официальные почести его не привлекали. По семейному преданию, он отказался от графского титула, пожалованного ему Александром I.
Почти ежегодно Раевский с семьёй путешествовал в Крым или на Кавказ. К этому времени относится знакомство семейства Раевских с А. С. Пушкиным. Молодой поэт стал близким другом генерала и его детей. С одной из дочерей Раевского — Марией Николаевной — поэта связывали романтические отношения. Ей он посвятил многие свои стихотворения.
Осенью 1824 года Раевский по собственному прошению был уволен в отпуск «до излечения болезни». 1825 год стал самым печальным в жизни генерала. Сначала умерла нежно любимая мать — Екатерина Николаевна, а в декабре, после восстания на Сенатской площади, были арестованы сразу трое близких ему людей: брат Василий Львович и мужья дочерей — М. Ф. Орлов и С. Г. Волконский. Все они были высланы из столицы. К следствию по делу декабристов были привлечены и сыновья Раевского — Александр и Николай. Однако с них подозрения были сняты. В конце следующего года Николай Николаевич навсегда простился с любимой дочерью Марией, уехавшей в Сибирь к своему сосланному мужу.
Слайд 16
Награды.
Орден Святого Георгия[13]
2-й ст. (19.03.1814) — за
отличие при взятии Парижа;
3-й ст. (15.02.1813) — за отличие
при Малоярославце;
4-й ст. (28.06.1792) — за отличие при Городище;
Золотая шпага с бриллиантами
(1810) — за отличие при взятии Силистрии;
Орден Святого Владимира
1-й ст. (19.08.1813) — за отличие при Кульме;
2-й ст. (28.01.1809) — за отличие в кампании 1808 г.;
3-й ст. (01.12.1807) — за отличие при Гутштадте и Анкендорфе;
4-й ст. (02.09.1793) — за экспедицию в Могилёв-Подольский;
Орден Святого Александра Невского
(26.08.1812) — за отличие при Бородине;
Орден Святой Анны
1-й ст. (20.05.1808) — за отличие в сражениях июня 1807 г.;
Австрийский военный орден Марии Терезии
3-й ст (1813) — за отличие под Лейпцигом;
Прусский орден Красного орла.