Слайд 2
Предмет истории педагогики составляет развитие теории и практики
воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая
и современность в контексте ее исторического развития.
Слайд 3
История педагогики давно включена в содержание педагогического образования.
К 19-му столетию она постепенно стала самостоятельной отраслью педагогического
знания.
Слайд 4
История педагогики призвана решать ряд научно-теоретических и социально-практических
задач:
Слайд 5
- изучать закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного
явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества; раскрывать связь
целей, содержания, организации воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху;
Слайд 6
- выявлять рациональные и гуманистически ориентированные педагогические средства,
которые разработали поколения прогрессивных педагогов, осознавших взаимосвязь демократизации воспитания
с общественным прогрессом и необходимость соответствия воспитания особенностям психофизического развития личности;
Слайд 7
- раскрывать пути развития педагогической науки, характер взаимодействия
педагогической теории и практики, обобщать то положительное, что было
накоплено в предшествующие исторические эпохи;
Слайд 8
- на каждом этапе социально-исторического развития представлять исторически
верную картину состояния мировой и отечественной школы и педагогики;
Слайд 9
Взаимосвязь истории педагогики с другими науками характеризуется тем,
что ее содержание включает как педагогические, так и обществоведческие
знания.
Слайд 10
Она связана не только с теорией педагогики, но
и с историей общества, с историей культуры, с историей
смежных наук – философии, психологии, частных методик.
Слайд 11
Изучение исторического периода.
Слайд 12
Археологическая периодизация.
Существует следующая периодизация.
Палеолит (ранний, средний, поздний) Мезолит
Неолит
Энеолит
Бронза
- Эпоха железа.
Слайд 13
Палеолит
2,5 млн – XII-X тыс. до н.
э.
Ранний (2,5 млн. – 300 тыс лет до н.
э.)
Кочевой образ жизни.
Занятия – охота, рыболовство, собирательство, переход к охоте.
Начало изготовления орудий (рубило, отщепы, скребки, наконечники копий)
Мышление и освоение огня.
Появление родовой общины.
Слайд 14
Орудия человека каменного века, найденные в Ольгине.
1. Наконечник
стрелы из красноватого кремня. Нашел Виктор Александров в 1922
г.
2. Скребок из кремня.
3. Вторично отделанный наконечник стрелы из кремня.
4. Скребок из розоватого кварцита.
Последние три предмета найдены Валентиной Вит-тенбург в 1922 г.
Слайд 15
Средний. (300 – 40 тыс. лет до н.
э.)
Последний ледниковый период.
Освоение новых материков Америки, Австралии
Хозяйственная и
социальная адаптация.
Охота.
Изготовление орудий труда.
Элементы духовной жизни – магические, погребальные ритуалы (погребение на боку, окрашивание в крассный цвет, предметы для загробной жизни).
Слайд 16
Захоронение неандертальца в пещере Эс-Схул (Палестина)
Слайд 18
Рост населения, продолжительности жизни. Изготовление сложных орудий.
Охота
«на расстоянии» - метательные орудия труда(дротики, гарпуны и т.д.)
Строительство домов.
Родовая община. Род – хозяйственная единица.
Развитая речь и интеллект.
Появление искусства (в форме наскальной живописи и миниатюрных изображений. Изображение животных и женщины-прародительницы).
Появление мировоззрения и верований (магия, тотемизм и анимизм, мантика – практика гаданий)
Поздний (40 – 10 тыс. лет до н. э.)
Слайд 23
Древние государства Средней Азии.
Слайд 24
Общие сведения.
Первые государственные образования в Средней Азии возникли
около 1 тыс. до н.э в местах: долины рек
Амударьи, Мургаба, Зарафшанской и Кашкадарьинской долины.
Слайд 25
Первоначально это были небольшие государственные образования или государства-оазисы.
Источники
свидетельствуют - в VII-VI вв. до н.э. в земледельческих
долинах Узбекистана проживали согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, а их страна называлась Согдом, Бактрией, Хорезмом.
Слайд 26
Древний Согд.
Древний Согд, Сугул, Согдиана, область в
бассейне реки Зеравшан и Кашкадарья (ныне на территории Узбекстана
и Таджикстана).
Река Заравшан.
Территория Согда.
Слайд 27
На территории Согда. находись такие крупные города Мараканда
(Самарканд), Афрасиаб, Ходжент и др.
Слайд 28
В 6-4 вв. до н. э. входил в
древнеперсидскую Ахеменидскую державу. Вместе с Парфией Хорезмом и Арейей
С. был включен в ее 11-ю сатрапию.
Слайд 29
Древняя Бактрия
Бактриана; греч. Βακτρία, Βακτριανή], древняя историко-культурная обл.
вдоль среднего течения Амударьи, на севере ограничивалась Гиссарским хребтом,
на юге - горами Гиндукуша (территории совр. юж. Узбекистана, юж. Таджикистана, сев. Афганистана и юго-вост. Туркмении).
Слайд 30
Начала осваиваться человеком еще в эпоху палеолита, в
эпоху бронзы (кон. III - кон. II тыс. до
Р. Х.) здесь существовала высокоразвитая земледельческая культура.
Слайд 31
Мозаичный пол во дворце Ай-Ханум. III — 1-я
пол. II в. до Р. Х.
Слайд 32
В первых веках I тыс. до Р. Х.
в Бактрии. возникла собственная государственность. Центром страны являлся г.
Бактра (Балх).
Оборонительная крепостная стена Балха (Бактры).
Слайд 33
Культура Бактрии характеризуется стойким сохранением местных традиций и
большой восприимчивостью к внешним влияниям. В эллинистический период греко-македонянами
были построены неск. городов, созданы новые ирригационные системы
Слайд 35
Руины древнего города в Термезе
Слайд 36
Древняя оборонительная стена Балха. Крепость В Бактрии
Афганистан.
Слайд 37
Древний Хорезм.
Хорезм, историческая область и древнее государство в
Средней Азии, в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о
X. встречаются в Бехистунской надписи Дария I и "Авесте“ ; Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля». С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам.
Слайд 38
Ещё в кон. 2-го тыс. до н.
э. утвердилась местная культурная традиция и культура (Амирабадская культура,
9-8 вв. до н. э.) т.е основа первой государственности и ее государственное объединение.
наиболее развитые центры этого объединения лежали в басс. Мургаба и Герируда.
Слайд 39
Около VIII—VII вв. до н. э. Хорезм вступил в новую эру
своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести
летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI вв. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.
Слайд 40
Городские центры хорезма славились свой обороноспособностью, габаритами, и
архитектурой.
Кой-крылган кала
Слайд 43
Древнейшие письменности
Предметное письмо
Пиктография
Идеографическое письмо
Иероглифы
Кли́нопись
Слоговое
письмо
Алфавитное письмо
Слайд 46
Летопись – запись важнейших событий из года в
год (из лета в лето)
Берестяная грамота – древнерусское письмо
на бересте (мальчик Онфим – 13 век)
Свиток – свёрнутая трубкой рукопись из пергамента
Пергамент – специально обработанная кожа животных, чтобы на ней можно было писать
Тетрадь – «четвёрка» - согнутые пополам листки объединяли в группы по 4 двойных листа
Слайд 47
Веды («знание», «учение»)
Сборник самых древних священных писаний
Были
написаны в Индии
Рассказы о богах индуизма в стихотворной форме
Состоят
из четырёх частей
Слайд 48
Авеста («вера», «религия»)
Собрание священных текстов
Часто переводится
как «откровение Заратуштры»
Они слагались в разное время в разных
частях Ирана
Традиционно делится на 5 «книг» и несколько не входящих в них других частей и фрагментов
Слайд 49
Трипи́така («три корзины»)
Питака - «корзина»
Свод буддийских священных
текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни
Священны книги
разделены на три раздела: Винайя-питака, Сутра-питака,
Абхидхарма-питака
Слайд 50
История зороастризма
Зороастри́зм, также маздеи́зм одна из древнейших мировых
религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры полученном
им от Бога —Ахура Мазды В основе учения Заратуштры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В Древности и Раннем Средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана.
Слайд 51
Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся
во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и
отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии.
Слайд 52
Аша и Друдж
В основе этического учения зороастризма противопоставление
двух поянтий: Аша и Друдж.
Аша - это закон
вселенской гармонии, истина, правда, добро. Отец Аши - Ахура Мазда.
Друдж - это антитеза Аши, буквально «ложь», разрушение, деградация, насилие, грабёж, коррупция. Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло
Слайд 53
Ахура Мазда
Аху́ра Ма́зда, Орма́зд - имя Бога, Творца
мира в зороастризме, от которого получил откровение пророк Заратуштра.
Слайд 54
Имя образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские
корни
Мазда - с праиндоевропейского «утверждающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый».
Индийское соответствие medhā «разум», «мудрость». Этот более оригинальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования зороастрийского самоназвания mazdayasna- «почитающий Мазду», «маздеист».
Слайд 55
Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести
как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость», «Владыка мысли».
Слайд 56
Ангра-Майнью
Ангра-Майнью, в некоторых источниках встречается под именем Ахриман
(древнеперсид. Ahriya mainyus «всеуничтожающий дух») — олицетворение зла в зороастризме.
В древнеперсидских клинообразных письменах носит эпитет duwaista, т. е. «ненавистный». Ахриман родной брат Ормузда. Ахриман не обладает самостоятельной творческой силой, как Ормузд (Ахура мазда), но во всякое чистое и доброе творение Ормузда он может заронить зерно зла. Поэтому он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия.
Слайд 57
Ангра-Майнью
Ему покорны все даевы (Дэвы), т. е. духи
зла, он властелин смерти и мрака и представляется, таким
образом, противовесом и вечным врагом Ормузда и его блаженного царства света.
Слайд 59
Огонь и свет
Согласно учению зороастризма, свет
является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая
обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету - источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они предают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Тем не менее не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет. По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное
Слайд 60
Иерархия огней в зороастризме
Березасаванг (Высокоспасительный) - горящий перед
Ахура Маздой в раю.
Вохуфриян (Благодружественный) - горящий в телах
людей и животных.
Урвазишт (Приятственнейший) - горящий в растениях.
Вазишт (Действеннейший) - огонь молнии.
Спаништ (Святейший) - обычный земной огонь, в том числе и огонь Варахрам (Победоносный), тот, что горит в храмах.
Слайд 61
Священные огни
Адур-Гушнасп (в Азербайджане в Шизе, огонь священников)
Адур-Фробаг
(Фарнбаг, огонь Парса, огонь воинской аристократии и Сасанидов)
Адур-Бурзен-Михр (огонь
Парфии, огонь крестьян)
Слайд 62
Обряд погребения
Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев
Ирана и Индии является выставление. Труп оставляется на открытом,
специально подготовленном месте или в специальном сооружении — «дахме» — для утилизации птицами и собаками. Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире.
После очистки скелета от мягких тканей и
высушивания костей они складываются в урны.
Слайд 63
Зороастризм в современном мире
В
настоящее время общины зороастрийцев сохранились в Иране (гебры) и
в Индии (парсы), также в результате эмиграции из обоих стран сложились общины прежде всего в США И в странах СНГ действует сообщество традиционных заратуштрийцев, называющих свою религию на русском языке словом «благоверие» и Согласно подсчётам, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет около 200 тыс. чел. 2003 год был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры.