Слайд 2
ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ - ДРЕВНЕЙШИЙ ХРАМ КИЕВА
Слайд 3
Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет"
князь Владимир "приказал строить церкви и ставить их по тем
местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия (это имя Владимир получил при крещении) на холме, где стоял идол Перуна и другие. И по другим городам стали ставить церкви и назначать туда попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам ".
А уже в следующем (989) году в Киеве был заложен первый каменный храм в честь Пресвятой Богородицы:"потом же, когда Владимир жил в законе христианском, решил он построить каменную церковь святой Богородицы, и, послав (послов), привел мастеров из греков, и начал строить ... А когда закончил сооружать, украсил он ее иконами, и поручил ее Анастасу-корсунянину, и попов корсунских приставил служить в ней. Он дал сюда все, что взял был в Корсуни, - иконы, и утварь церковная, и кресты» - так описал это событие летописец.
Слайд 4
Согласно преданию, место для строительства будущей церкви было
выбрано Владимиром не случайно. Когда-то здесь жили и приняли
мученическую смерть от язычников христиане-варяги Иоанн и его сын Федор.
Однажды, еще будучи язычником, князь Владимир пожелал принести Перуну человеческую жертву. Чтобы выбрать человека для этой жертвы, бросили жребий и он указал на Федора.
Но когда обратились к Иоанну с требованием, чтобы тот отдал своего сына, Иоанн не только не отдал Федора, но и выступил с горячей проповедью об истинном Боге и с резким обличением против язычников. Разъяренная толпа бросилась на старика и разрушил дом Иоанна, под обломками которого погибли отец и сын.
Слайд 5
Верещагин В. "Закладка Десятинной церкви в Киеве в
989 г.".
Слайд 6
Итак, в 989 году в Киев приехали греческие
мастера «каменосечци и зиздатели Полат каменных», и началось строительство первой русской
каменной церкви, которое длилось 7 лет (по тем временам это было обычным сроком строительства больших каменных храмов) и завершилось в 996 году.
Подтверждение этому содержится в той же летописи Нестора под 996 годом: "когда же Владимир увидел, что церковь завершена, он, войдя в нее, помолился Богу, говоря:" Господи Боже! Призри с небес и посмотри, и посети сад Свой, и сделай , что насадила десница Твоя, люди сии новии, сердце которых Ты обратил еси к истине, (могли) познать Тебя, истинного Бога.
Слайд 7
И посмотри Ты на церковь осю, которую создал
я, недостойный раб Твой, в честь Матери, которая породила
Тебя и Присно девы Марии Богородицы.
И если помолится кто в церкви сей, то услышь Ты молитву его и отпусти все грехи его мольбы совета Пречистой Богородицы ".
А уже 12 (25) мая 996 года новая церковь была освящена в честь Успения Богородицы и с тех пор этот день стал "днем ангела" храма.
Слайд 8
Второе названия церкви – Десятинная. В летописи
Нестора, где собственно говорится, что, помолившись в новом храме,
Владимир сказал: "Осе даю церкви сей, святой Богородице, от поместной своей и от моих огородов десятую часть ". И, написав, положил он присягу в церкви сей, сказал: "Если это отменит кто, - пусть будет проклят". И дал он десятину Анастасу - корсунянину и сделал тогда праздник большой в тот день боярам, и старцам городским, и убогим раздал много добра ".
Именно под названием Десятинной церковь и вошла в историю.
Слайд 9
Богородица Десятинная сразу же стала символом величия столицы
древнерусского государства и главной святыней великокняжеского центра, потому что,
прежде всего, строилась как кафедральный собор. Нельзя достоверно узнать, как же выглядел этот первый каменный храм, возведенный греческими мастерами.
Но уверенно можно утверждать, что подобных сооружений в Киеве и по всей территории Киевской Руси еще не было. Превзойти это каменное строение смогла бы разве что лишь София Киевская, заложенная Ярославом Мудрым.
Но это произошло почти на 40 лет позже.
Слайд 10
По словам исследователей, даже в окружении роскошных княжеских
дворцов, Десятинная церковь существенно выделялась своими размерами и была
значительной постройкой на территории города Владимира. Современники сравнивали ее с небесами, вероятно из-за впечатляющих размеров: высотой она была больше 35 м, а ее внутреннее пространство равно было 32х42 метрам.
Современные исследования доказали, что Десятинная церковь была окружена крытыми галереями, по которым, вероятно, соединялась с юго-западным княжеским дворцом.
Слайд 11
В архитектурном плане она выглядела, как крестово-купольное шестистолпное
сооружение, однако некоторые письменные источники ХІV века указывают, что
храм был многокупольным.
К примеру, в "Списке русских городов дальних и ближних" записано: "Киев древлян, на Днепре, а церкви : святаа Богородица десятинна, камена, была о полутретьятцати версях, а Святая София – о двенадцяти версях".
Слайд 12
Большинство ученых считают, что составитель Списка, вероятно, преувеличил
количество бань на главной церкви Киева, однако вряд ли
можно сомневаться в том, что Десятинная церковь действительно имела много бань.
Во всяком случае, первая каменная церковь не могла не вызвать благоговейного удивления среди тогдашних киевлян и многочисленных посетителей "матери городов русских".
Слайд 13
Город Владимира с княжескими дворцами и Десятинной церковью
(макет)
Слайд 14
Но этот храм поражал и удивлял не только
своими размерами, но и внутренним убранством. Внутри церковь была
расписана фресками, а в центральной части украшена настенными мозаиками. Пол украшали мозаичные плиты, выложенные из различных пород мрамора, шифера и других ценных пород камня (остатки этих материалов были найдены во время многочисленных раскопок, проводившихся в разное время).
Именно поэтому за роскошное убранство Десятинную церковь называли еще и "мраморной".
Главной святыней церкви стал чудотворный образ Богородицы, о котором упоминается в "Чтении о Борисе и Глебе" Нестора-летописца.
Слайд 15
"Чтение о Борисе и Глебе"
Нестора-летописца
«…Так помолившись,
святой Глеб поднялся,
подошёл к
иконе
Святой Богородицы
и, поклоняясь до земли,
со
слезами поцеловал Её
Святой образ и вышел из
Церкви…»
Слайд 16
Эта икона, известная как древняя святыня Киева, была
привезена из Корсуня женой князя Владимира Анной с приданым.
Образ по повелению греческой царевны был поставлен в Десятинном храме. Дальнейшая судьба этой иконы точно не известна. Предполагают, что впоследствии икона Константинопольской Богоматери была отдана одним из киевских князей в приданое за дочерью или сестрой, которая отправлялась в Белзкое княжество. По другой версии она была вывезена из Киева в 1270 году князем Львом Даниловичем, который поместил ее в церкви города Бэлза, а в 1382 году эта киевская святыня попала в Ченстохов и стала главной святыней Польши под названием чудотворного образа Ченстоховской Божьей Матери.
Слайд 17
Ченстоховская икона Божией Матери или "Черная мадонна", которой
поклоняются и католики и православные
Слайд 18
В Богородице Десятинной хранились и другие священные реликвии.
В частности, глава священномученика Климента, его ученика Фивы и
мощи других святых, привезенные из Корсуня.
Церковь была трех престольной: центральный престол был посвящен Богородице, второй - святителю Николаю, а третий - св. Клименту.
Известно также о чудотворной иконе Святителя Николая, привезенной Владимиром из Корсуня (именно в память об этой иконе в начале XVII в. на развалинах храма киевляне возвели небольшую деревянную часовню, которую назвали "Николай Десятинный").
Слайд 19
Правда, у исследователя киевской старины К. В. Шероцкого
существовала своя версия относительно этой святыни: якобы этот образ
был взят князем Владимиром из Николаевской церкви на Аскольдовой могиле, когда оттуда было перенесено тело святой Ольги (1007г).
Так, со временем Десятинная церковь стала семейной усыпальницей первых киевских князей.
Слайд 20
Здесь нашли свое место упокоения его патроны: жена
Владимира греческая царевна Анна, умершая в 1011, а в
1015 году сам князь Владимир Великий, тело которого было положено в мраморный саркофаг.
В 1044 году великий князь Ярослав Мудрый перенес в Десятинную церковь тела своих дядей Ярополка и Олега Святославовичей - братьев Владимира Великого.
Также здесь находились захоронения князей Изяслава Ярославича и Ростислава Мстиславича, а еще первого Киевского митрополита Михаила.
Слайд 21
Такова была история Богородицы Десятинной до нашествия Батыя
1240 года, которое стало катастрофическим для всего Киева. После
этого печального события храм почти четыре века пролежал в руинах. Вплоть до 30-х гг .. XVII в., Когда киевский митрополит Петр Могила сказал: "Десятинную церковь Пресвятыя Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету".
По тем временам от Десятинной церкви остались только руины и только часть одной стены чуть возвышалась над землей.
Слайд 22
Руины Десятинной церкви на рисунке А. Вестерфельда, XVII
в.
Слайд 23
Сохранилось описание французского инженера Гийома де Боплана, который
путешествовал по Украине в конце 20-х - начале 30-х
годов XVII века, о руинах Десятинной церкви, где он отмечал, что стены ее были покрыты греческими надписями и достигали высоты уже только 5-6 футов.
Петр Могила, потратив немалые средства, откопал развалины древней церкви, найдя среди них две древние гробницы, а через некоторое время построил на этом месте небольшую церквушку, которую освятил его сподвижник и преемник Сильвестр Косов в 1654 году.
Слайд 24
П. Могиле не удалось закончить восстановление этой святыни,
поэтому в своем завещании он отметил: "На восстановление церкви, названной
Десятинной, которую я начал реставрировать, чтобы восстановление закончено было, с моей шкатулы готовых тысячу золотых назначаю и записываю".
В том же году к церкви была пристроена трапезная и надстроен второй деревянный этаж с церковью святых апостолов Петра и Павла.
В таком виде Десятинная церковь простояла до 1758 года, когда был совершен очередное ремонт, который профинансировала монахиня Флоровского монастыря Нектария (в миру княгиня Наталья Долгорукая).
Слайд 25
Монахиня Нектария - старица Флоровского монастыря (в миру
княгиня Наталья Долгорукая)
Слайд 26
Очередные строительные работы вокруг Десятинной церкви начались уже
в начале XIX века. В 1824 году тогдашний киевский
митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу - любителю Кондрату Лохвицкому, которого поддерживал "великодушный чтитель священной древности" заштатный гвардии поручик и богатый киевский помещик Александр Анненков.
В частности, он выхлопотал разрешение отстроить храм на собственные средства и выделил деньги на раскопки, во время которых было выявлено немало интересных артефактов.
Слайд 27
По повелению императора Николая I был создан комитет
по сооружению храма и объявлен конкурс на лучший проект,
в котором приняли участие известные зодчие Российской империи и, в частности, Киева.
Известно, что свой проект Десятинной церкви представлял известный киевский архитектор Андрей Меленский, но победил проект петербургского архитектора Виктора Стасова, который представил Десятинную в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной зданием.
Слайд 28
2 августа 1828 было освящено начало строительства, в
знак чего в основе престола положили камень из красного
гранита с надписью о дне основания новой церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. (Интересно, что несколько кирпичей из фундамента старой Десятинной церкви были заложены и в фундамент Красного корпуса Киевского университета 31 июля 1837). Строительство храма стоило более 100 000 рублей золотом и продолжалось в течение 13 лет, а 15 июля 1842 митрополит Киевский Филарет торжественно освятил новую Десятинную Успения Богородицы Николаевскую церковь.
Слайд 29
Десятинная церковь.
Архитектор В. Стасов
Слайд 30
2 октября 1929 Десятинную церковь закрыли, но музея
из-за нехватки средств так и не создали.
А в
марте 1936 года президиум Киевского горсовета вынес решение о сносе Десятинной церкви как таковой, не имеющей исторической ценности.
Единственное, что удалось сохранить - это архивные материалы, находившиеся в помещении Десятинной церкви - их передали в Софийский архитектурно-исторический музей.
В том же году Десятинной церкви, как и большинства киевских храмов и святынь, не стало...
Слайд 31
Десятинная церковь (реконструкция Ю. Асеева)
Слайд 32
После послевоенных археологических экспедиций фундаменты церкви законсервировали, возродив
их контуры и устроив отдельные детали древнего фундамента под
стеклом.
А человеческие скелеты, которых археологами было найдено немало, похоронили в братской могиле, где установили памятный крест с надписью: "Братская могила защитников Киева, которые погибли в 1240 году во время нашествия Батыя".
Слайд 33
Контуры фундамента Десятинной церкви в ХХ в.
Слайд 34
Несколько лет назад интерес к восстановлению Десятинной церкви
снова вернулся.
Первые археологические разведки в XXI в. были проведены
еще в 2005 году, а в 2008 году археологи приступили к основным работам.
За это время на территории раскопок ученые сделали детальное описание остатков фундамента церкви, а также нашли ряд артефактов: монеты времен ХV-ХVIII веков, каменные пряслица древнерусского времени, керамическую посуду Х века, перстни, изготовленные из цветного металла, костяные наконечники стрел.
Слайд 35
Уникальной находкой ученые называют наконечник с резьбой скандинавского
типа, который нашли на территории языческого захоронения Х века.
Это первая подобная находка на территории бывшей Руси.
Но сколько бы находок не имели под руками археологи, воссоздать Десятинную церковь с точностью до миллиметра никогда не удастся. Прежде всего, от бывшего огромного сооружения сейчас сохранилась только пятая часть фундаментов, остальные были разобраны как строительный материал в конце ХVII - начале ХVIII века.
Слайд 36
Павильон на месте раскопок фундаментов Десятинной церкви