Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Россия рубежа 19-20 веков

Содержание

Важнейшие исторические события начала 20 векаТри революции (1905 г., Февральская и Октябрьская)Русско-японская войнаПервая мировая войнаГражданская война
Россия рубежа 19-20 вековИсторико-культурная ситуация Важнейшие исторические события начала 20 векаТри революции (1905 г., Февральская и Октябрьская)Русско-японская войнаПервая мировая войнаГражданская война Внутриполитическая обстановка в России начала 20 векаочевидность переменПротивоборство трех лагерей: защитники монархии, Важные научные открытияОткрытие рентгеновских лучейОпределение массы электронаИсследование радиацииСоздание квантовой теорииТеории относительностиИзобретение беспроволочной связи«Материя исчезла» «Целый период истории, видимо, подходит к концу «Вся прежняя история завершена., на смену ей «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего В поисках объяснения происходящего все чаще становились «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и Ницше«Бог умер» - отказ от морали, от Бога Христианство – помеха на «богоискательство»Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции.Принимало путь капиталистического развития как путь Культуре придавалось особое значениеИскусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей.Новая Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен, «переоценка ценностей» свидетельствуют о напряженном поиске Русская литература на рубеже эпохЛитература рубежа эпох, ставшая отражением противоречий и поисков, Серебряный векПервоначально это определение характеризовало вершинные явления поэтической культуры – творчество Брюсова, В литературоведении термин постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая Реализм начала ХХ векаПродолжались и развивались традиции реалистической литературыРеалистическая литература преодолевала свой Реализм начала ХХ векаВ связи с развитием марксизма в России возникло направление, Серебряный векПрежде всего связано с модернистскими течениями. Модернизм – (от франц. новейший, Особая роль отводилась автору – теургу.Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного ДекадансВ эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка, Я ненавижу человечество,Я от него бегу, спеша.Мое единое отечество –Моя пустынная душа. Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.Главное, что объединяло разные Споры о литературе имели внелитературное значение«Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное».Ленин вводит Ленин. «Партийная организация и партийная литература» 1905Каждый писатель, литератор рассматривался лишь как «...поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы.Она стала программой всей советской «Серебряный век» не был «Оборван в 1917 году, а жил и после Писатели-реалистыАндреев Леонид НиколаевичАрцыбашев Михаил ПетровичБунин Иван АлексеевичВересаев Викентий ВикентьевичГорький МаксимЗайцев Борис КонстантиновичЗамятин Сатирическая литература («сатириконцы»)Аверченко Аркадий ТимофеевичДоктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак)Дон Аминадо (Аминад Петрович Писатели, не входившие в литературные группировкиАнненский Иннокентий ФедоровичВолошин Максимилиан АлександровичК.Р. ( Великий Литературные критикиБоровской Вацлав ВацловичВолынский Аким ЛьвовичИванов-Разумник (Разумник Василий Иванович)Луначарский Антон ВасильевичПлеханов Георгий
Слайды презентации

Слайд 2 Важнейшие исторические события начала 20 века
Три революции (1905

Важнейшие исторические события начала 20 векаТри революции (1905 г., Февральская и Октябрьская)Русско-японская войнаПервая мировая войнаГражданская война

г., Февральская и Октябрьская)
Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война


Слайд 3 Внутриполитическая обстановка в России начала 20 века
очевидность перемен
Противоборство

Внутриполитическая обстановка в России начала 20 векаочевидность переменПротивоборство трех лагерей: защитники

трех лагерей: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской

революции.


Слайд 4 Важные научные открытия
Открытие рентгеновских лучей
Определение массы электрона
Исследование радиации
Создание

Важные научные открытияОткрытие рентгеновских лучейОпределение массы электронаИсследование радиацииСоздание квантовой теорииТеории относительностиИзобретение беспроволочной связи«Материя исчезла»

квантовой теории
Теории относительности
Изобретение беспроволочной связи
«Материя исчезла»



Слайд 5 «Целый период истории,

«Целый период истории, видимо, подходит к концу и

видимо, подходит к концу и начинается новый. Все традиции

подорваны,и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до этого воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…» Нордау











«философия пессимизма» Шопенгауэр


Слайд 6 «Вся прежняя история

«Вся прежняя история завершена., на смену ей приходит

завершена., на смену ей приходит не следующий период истории,

а нечто новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом»
В.Соловьев

Слайд 7 «Наше время должно определить двумя противоположными чертами –

«Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого

это время самого крайнего материализма и вместе с тем

самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой борьбе двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний»
Д.Мережковский

Слайд 8 В поисках объяснения

В поисках объяснения происходящего все чаще становились обращения

происходящего все чаще становились обращения к религиозной мысли: «Все

теперь живет мыслью о духе, о божестве, о последних правдах и тайнах мысли, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез того , что разработано, продумано всеми. Оно оформит брожение наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий»
А.Волынский Книга великого гнева. 1904 год

Слайд 9 «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии

мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, интереса к

мистике и оккультизму…»
Н.Бердяев

Слайд 10 Ницше
«Бог умер» - отказ от морали, от Бога

Ницше«Бог умер» - отказ от морали, от Бога Христианство – помеха


Христианство – помеха на пути личности к ее сверхчеловеческому

состоянию
Нужен новый сверхчеловек, для которого не существует старая мораль: «А нищих надо уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни»

Русские мыслители, восприняв идеи Ницше, не пошли за ним до конца.
Ницшеанство – это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа.
Не отказываясь от христианства, «богоискатели» стремились найти пути его соединения с языческой «радостью»


Слайд 11 «богоискательство»
Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции.
Принимало путь

«богоискательство»Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции.Принимало путь капиталистического развития как

капиталистического развития как путь бездуховного прагматизма.
Не принимало и идеи

социализма, в котором видели закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества.
В революционном движении видели лишь «бунт против культуры» (Н.Бердяев)

Слайд 12 Культуре придавалось особое значение
Искусство, литература послужили художественной формой

Культуре придавалось особое значениеИскусство, литература послужили художественной формой для выражения философских

для выражения философских идей.
Новая литература должна стать теургической (теург

– бог, заклинатель, посвященный), должна явиться способом установления мировой гармонии, способом постижения истины.
В.Иванов: « Жрецы и поэты были одно и то же»

Слайд 13 Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен, «переоценка ценностей»

Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен, «переоценка ценностей» свидетельствуют о напряженном

свидетельствуют о напряженном поиске новых путей в искусстве и

общественной мысли, об оживлении религиозного сознания, о внимании к человеческой личности, о качественно новом взгляде на мир как единое культурное поле.

Слайд 14 Русская литература на рубеже эпох
Литература рубежа эпох, ставшая

Русская литература на рубеже эпохЛитература рубежа эпох, ставшая отражением противоречий и

отражением противоречий и поисков, получила название СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (Н.Оцуп,

парижский журнал русской эмиграции «Числа»)

Слайд 15 Серебряный век
Первоначально это определение характеризовало вершинные явления поэтической

Серебряный векПервоначально это определение характеризовало вершинные явления поэтической культуры – творчество

культуры – творчество Брюсова, Блока, Ахматовой, Мандельштама, др.выдающихся художников.
Определение

«Серебряный век» относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов.
Оно стало синонимом понятия «культура рубежа эпох»

Слайд 16 В литературоведении термин постепенно закрепился за той частью

В литературоведении термин постепенно закрепился за той частью художественной культуры России,

художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими

течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой

Слайд 17 Реализм начала ХХ века
Продолжались и развивались традиции реалистической

Реализм начала ХХ векаПродолжались и развивались традиции реалистической литературыРеалистическая литература преодолевала

литературы
Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом,

объективизмом, путем перехода к описанию субъективных ощущений, раздумий.
Новая литература отказалась от героя – носителя представлений автора.
Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным вопросам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.
Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу.
Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие А.Пушкина.


Слайд 18 Реализм начала ХХ века
В связи с развитием марксизма

Реализм начала ХХ векаВ связи с развитием марксизма в России возникло

в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной

борьбы.
«Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения.
Революционные песни и стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить подготовкой к классовым боям.

Слайд 19 Серебряный век
Прежде всего связано с модернистскими течениями.
Модернизм

Серебряный векПрежде всего связано с модернистскими течениями. Модернизм – (от франц.

– (от франц. новейший, современный) подразумевал новые явления в

литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.

Слайд 20 Особая роль отводилась автору – теургу.
Модернизм охватил все

Особая роль отводилась автору – теургу.Модернизм охватил все сферы художественного и

сферы художественного и прикладного искусства
Объединил целый ряд течений и

направлений

Слайд 21 Декаданс
В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой

ДекадансВ эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности,

гибели мира, обреченности, упадка, поэтому многие годы модернизм отождествляли

с декадансом (от лат. упадок).
Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Слайд 22 Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое

Я ненавижу человечество,Я от него бегу, спеша.Мое единое отечество –Моя пустынная

отечество –
Моя пустынная душа.

К.Бальмонт


Слайд 23 Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения

Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.Главное, что объединяло

человечества.
Главное, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма,

была установка на преобразующую силу творчества.
Такая установка была чужда писателям-реалистам.
Острая полемика, эстетическая борьба между реализмом и модернизмом характерна для рубежа веков,... хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.

Слайд 24 Споры о литературе имели внелитературное значение
«Чистому искусству» было

Споры о литературе имели внелитературное значение«Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное».Ленин

противопоставлено искусство «полезное».
Ленин вводит принцип «партийной литературы», которая «не

может вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела»

Слайд 25 Ленин. «Партийная организация и партийная литература» 1905
Каждый писатель,

Ленин. «Партийная организация и партийная литература» 1905Каждый писатель, литератор рассматривался лишь

литератор рассматривался лишь как представитель определенного класса, приверженец тех

или иных партийных взглядов, вне его эстетических взглядов, традиций.
Сама литература понимается как «дело», как форма агитации и пропаганды.
«Литература должна стать придатком политики, орудием борьбы, «винтиком» одного-единого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса»
Свобода буржуазного писателя есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания»

Слайд 26 «...поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку

«...поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что

вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она

у вас, - вы враги прогресса, вы наши враги».
В.Брюсов

Слайд 27 Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы.
Она

Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы.Она стала программой всей

стала программой всей советской литературы, она стала причиной того,

что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или изгнанными из родной страны.
Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.

Слайд 28 «Серебряный век» не был «Оборван в 1917 году,

«Серебряный век» не был «Оборван в 1917 году, а жил и

а жил и после него в скрытых формах в

поэзии Ахматовой, Цветаевой, в творчестве Пастернака, в литературе русской эмиграции.

Слайд 29 Писатели-реалисты
Андреев Леонид Николаевич
Арцыбашев Михаил Петрович
Бунин Иван Алексеевич
Вересаев Викентий

Писатели-реалистыАндреев Леонид НиколаевичАрцыбашев Михаил ПетровичБунин Иван АлексеевичВересаев Викентий ВикентьевичГорький МаксимЗайцев Борис

Викентьевич
Горький Максим
Зайцев Борис Константинович
Замятин Евгений Иванович
Короленко Владимир Галактионович
Куприн Александр

Иванович
Ремизов Алексей Михайлович
Толстой Алексей Николаевич
Толстой Лев Николаевич
Чехов Антон Павлович
Шмелев Иван Сергеевич

Слайд 30 Сатирическая литература («сатириконцы»)
Аверченко Аркадий Тимофеевич
Доктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак)
Дон

Сатирическая литература («сатириконцы»)Аверченко Аркадий ТимофеевичДоктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак)Дон Аминадо (Аминад

Аминадо (Аминад Петрович Шполянский)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)
Черный Саша (Александр

Михайлович Гликберг)

Слайд 31 Писатели, не входившие в литературные группировки
Анненский Иннокентий Федорович
Волошин

Писатели, не входившие в литературные группировкиАнненский Иннокентий ФедоровичВолошин Максимилиан АлександровичК.Р. (

Максимилиан Александрович
К.Р. ( Великий князь Константин Константинович)
Пастернак Борис Леонидович
Розанов

Василий Васильевич
Ходасевич Владислав Фелицианович
Цветаева Марина Ивановна
Черубина де Габриак ( Васильева Елизавета Ивановна)
Чулков Георгий Иванович

  • Имя файла: rossiya-rubezha-19-20-vekov.pptx
  • Количество просмотров: 132
  • Количество скачиваний: 1