Слайд 2
Работу выполнил: Сиберт Владимир Викторович,
ученик 10 класса
МОУ «Благодаровская средняя
общеобразовательная школа»
Руководитель: Тарасова Наталья Николаевна,
учитель истории
Слайд 3
Великая княгиня Елисавета родилась 20 декабря 1864 года
в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и
принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Она была вторым ребенком в семье великого герцога.
Слайд 4
Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг IV с семьёй
Слайд 6
Еще одна дочь этой четы — Алиса,станет впоследствии
императрицей Российской -Александрой Феодоровной
Слайд 7
Будущая Императрийца Российская - Александра Фёдоровна
Слайд 8
Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь
проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и
еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елисавета Феодоровна говорила: «В доме меня научили всему».
Слайд 9
Родители Елисаветы Феодоровны раздали большую часть своего состояния
на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью
в госпитали, приюты, дома для инвалидов, принося с собой большие букеты цветов, ставили их в вазы, разносили по палатам больных.
Слайд 10
Елисавета с детства любила природу и особенно цветы,
которые увлеченно рисовала. У нее был живописный дар, и
всю жизнь она много времени уделяла этому занятию. Любила классическую музыку. Как говорила впоследствии сама Елисавета Феодоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой Елисаветы Тюрингенской, в честь которой она носила свое имя.
Слайд 11
В 1873 году разбился насмерть на глазах у
матери трехлетний брат Елисаветы Фридрих. В 1876 г. в
Дармштадте началась эпидемия дифтерита, заболели все дети, кроме Елисаветы. Мать просиживала ночами у постелей заболевших детей. Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней заболела и умерла сама великая герцогиня Алиса в возрасте 35 лет.
Слайд 12
В тот год закончилась для Елисаветы пора детства.
Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на
земле — путь Креста. Ребенок всеми силами старался облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.
Слайд 13
На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала невестой
великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II,
брата императора Александра III. Она познакомилась с будущим супругом в детстве, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома.
В 1884 году вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III
Слайд 14
Елизавета Федоровна и Великий князь Сергей Александрович.
Слайд 15
До этого все претенденты на ее руку получали
отказ: принцесса Елисавета в юности дала обет девства (безбрачия).
После откровенной беседы ее с Сергеем Александровичем выяснилось, что он тайно дал обет девства. По взаимному согласию брак их был духовным, они жили как брат с сестрой.
Слайд 16
Вся семья сопровождала принцессу Елисавету на свадьбу в
Россию. Вместо с ней приехала и двенадцатилетняя сестра Алиса,
которая встретила здесь своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича
Слайд 17
Вся семья сопровождала принцессу Елисавету на свадьбу в
Россию. Вместо с ней приехала и двенадцатилетняя сестра Алиса,
которая встретила здесь своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича
Слайд 18
Венчание состоялось в церкви Большого дворца Санкт-Петербурга по
православному обряду, а после него и по протестантскому в
одной из гостиных дворца[1]. Великая княгиня напряженно занималась русским языком, желая глубже изучить культуру и особенно веру новой своей родины.
Слайд 19
Большую часть года великая княгиня жила с супругом
в их имении Ильинское, в шестидесяти километрах от Москвы,
на берегу Москвы-реки. Она любила Москву с ее старинными храмами, монастырями и патриархальным бытом. Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком, строго соблюдал все церковные каноны, посты часто ходил на службы, ездил в монастыри — великая княгиня везде следовала за мужем и простаивала долгие церковные службы. Здесь она испытывала удивительное чувство, так непохожее на то, что встречала в протестантской кирке.
Слайд 20
В 1888 году император Александр III поручил Сергею
Александровичу быть его представителем на освящении храма святой Марии
Магдалины в Гефсимании, построенного на Святой Земле в память их матери императрицы Марии Александровны. Сергей Александрович уже был на Святой Земле в 1881 году, где участвовал в основании Православного Палестинского Общества, став председателем его. Это общество изыскивало средства для помощи Русской Миссии в Палестине и паломникам, расширения миссионерский работы, приобретения земель и памятников, связанных с жизнью Спасителя.
Слайд 21
Великий князь Сергей Александрович с супругой прибыл в
Палестину в октябре 1888 года. Храм святой Марии Магдалины
был построен в Гефсиманском саду, у подножия Елеонской горы. Этот пятиглавый храм с золотыми куполами и до сего дня — один из красивейших храмов Иерусалима. Увидев эту красоту и благодать, великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено исполниться. В дар храму святой Марии Магдалины Елисавета Феодоровна привезла драгоценные сосуды, Евангелие и воздухи.
Слайд 22
После посещения Святой Земли великая княгиня Елисавета Феодоровна
твердо решила перейти в православие. От этого шага ее
удерживал страх причинить боль своим родным, и прежде всего, отцу. Наконец, 1 января 1891 года она написала отцу письмо о своем решении.
Слайд 23
Отец не послал дочери желаемой телеграммы с благословением,
а написал письмо, в котором говорил что решение ее
приносит ему боль и страдание, и он не может дать благословения. Тогда Елисавета Феодоровна проявила мужество и, несмотря на моральные страдания твердо решила перейти в православие.
Слайд 24
13 (25) апреля, в Лазареву субботу, было совершено
таинство Миропомазания великой княгини Елисаветы Феодоровны с оставлением ей
прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елисаветы — матери святого Иоанна Предтечи, память которой Православная церковь совершает 5 (18) сентября.
Слайд 25
В 1891 году император Александр III назначил великого
князя Сергея Александровича Московским генерал-губернатором. Супруга генерал-губернатора должна была
исполнять множество обязанностей — шли постоянные приемы, концерты, балы.
Жители Москвы скоро оценили ее милосердное сердце. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.
Слайд 26
Когда началась русско-японская война, Елисавета Феодоровна немедленно занялась
организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было
устройство мастерских для помощи солдатам — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Великая княгиня отправляла на фронт походные церкви с иконами и всем необходимым для совершения богослужения. Лично от себя посылала Евангелия, иконки и молитвенники. На свои средства великая княгиня сформировала несколько санитарных поездов. В Москве она устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте.
Слайд 27
Боевая организация эсеров приговорила великого князя Сергея Александровича
к смерти. Ее агенты следили за ним, выжидая удобного
случая, чтобы совершить казнь. Елисавета Феодоровна знала, что супругу угрожает смертельная опасность. В анонимных письмах ее предупреждали, чтобы она не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участь. Великая княгиня тем более старалась не оставлять его одного и, по возможности, повсюду сопровождала супруга.
Слайд 28
5 (18) февраля 1905 года Сергей Александрович был
убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Когда Елисавета Феодоровна
прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа.
Слайд 29
На третий день после смерти мужа Елисавета Феодоровна
поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал: «Я
не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть».
- «И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним?» — ответила она. Далее она сказала, что принесла прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. Но он отказался.
Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.
Слайд 30
На место убийства мужа Елисавета Феодоровна воздвигла памятник
— крест по проекту художника Васнецова. На памятнике были
написаны слова Спасителя со Креста: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят».С момента кончины супруга Елисавета Феодоровна не снимала траур, стала держать строгий пост, много молилась. Ее спальня в Николаевском дворце стала напоминать монашескую келью.
Слайд 31
Она собрала все свои драгоценности, часть отдала казне,
часть — родственникам, а остальное решила употребить на постройку
обители милосердия. На Большой Ордынке в Москве Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. В самом большом двухэтажном доме расположились столовая для сестер, кухня и другие хозяйственные помещения, во втором — церковь и больница, рядом — аптека и амбулатория для приходящих больных. В четвертом доме находилась квартира для священника — духовника обители, классы школы для девочек приюта и библиотека.
Слайд 33
10 февраля 1909 года великая княгиня, собрала 17
сестер основанной ею обители, сняла траурное платье, облачилась в
монашеское одеяние и сказала: «Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир —в мир бедных и страдающих».
Слайд 34
Первый храм обители («больничный») был освящен епископом Трифоном
9 (21) сентября 1909 г. (в день празднования Рождества
Пресвятой Богородицы) во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии. Второй храм — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1911 году (архитектор А.В. Щусев, росписи М.В. Нестерова).
В 1914 году под храмом была устроена церковь — усыпальница во имя Сил Небесных и Всех Святых, которую настоятельница предполагала сделать местом своего упокоения. Роспись усыпальницы сделал П.Д. Корин, ученик М.В. Нестерова.
Слайд 35
Знаменательно посвящение созданной обители святым женам-мироносицам Марфе и
Марии. Обитель должна была стать как бы домом святого
Лазаря — друга Божия, в котором так часто бывал Спаситель. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы — служение Господу через ближнего своего.
В основу Марфо-Мариинской обители милосердия был положен устав монастырского общежития. 9 (22) апреля 1910 года в церкви святых Марфы и Марии епископ Трифон (Туркестанов) посвятил в звание крестовых сестер любви и милосердия 17 сестер обители во главе с великой княгиней Елисаветой Феодоровной.
Слайд 36
В Марфо-Мариинской обители великая княгиня вела жизнь подвижницы.
Спала на деревянной кровати без матраца. Строго соблюдала посты,
вкушая только растительную пищу. Утром вставала на молитву, после чего распределяла послушания сестрам, работала в клинике, принимала посетителей, разбирала прошения и письма.
Вечером, — обход больных, заканчивающийся за полночь. Ночью она молилась в молельне или в церкви, ее сон редко продолжался более трех часов
Слайд 37
Марфо-Мариинская обитель:
окна Настоятельницы, Покровский собор.
Слайд 38
Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня
уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Елисавета Феодоровна в
сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елисаветой» или «матушкой».
Слайд 39
Мальчиков, вырванных из Хитровки, она устраивала в общежития.
Из одной группы таких недавних оборванцев образовалась артель исполнительных
посыльных Москвы. Девочек устраивала в закрытые учебные заведения или приюты, где также следили за их здоровьем, духовным и физическим.
Слайд 40
Не раз ездила она в Саров и с
радостью спешила в храм, чтобы помолиться у раки преподобного
Серафима. Ездила она во Псков, в Оптину пустынь, в Зосимову пустынь, была в Соловецком монастыре. Посещала и самые маленькие монастыри в захолустных и отдаленных местах России. Присутствовала на всех духовных торжествах, связанных с открытием или перенесением мощей угодников Божиих. Больным паломникам, ожидавшим исцеления от новопрославляемых святых, великая княгиня тайно помогала, ухаживала за ними. В 1914 году она посетила монастырь в Алапаевске, которому суждено было стать местом ее заточения и мученической смерти.
Слайд 42
Она была покровительницей русских паломников, отправлявшихся в Иерусалим.
Через общества организованные ею, покрывалась стоимость билетов паломников, плывущих
из Одессы в Яффу. Она построила также большую гостиницу в Иерусалиме.
Слайд 43
Еще одно славное деяние великой княгини — постройка
русского православного храма в Италии, в городе Бари, где
покоятся мощи святителя Николая Мир Ликийского. В 1914 году был освящен нижний храм в честь святителя Николая и странноприимный дом.
Слайд 44
В годы первой мировой войны трудов у великой
княгини прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах.
Часть сестер обители была отпущена для работы в полевом госпитале. Первое время Елисавета Феодоровна, побуждаемая христианским чувством, навещала и пленных немцев, но клевета о тайной поддержке противника заставила ее отказаться от этого.
Слайд 45
Вскоре после Февральской революции к обители подошла толпа
с винтовками, красными флагами и бантами. Сама настоятельница открыла
ворота — ей объявили, что приехали, чтобы арестовать ее и предать суду как немецкую шпионку, к тому же хранящую в монастыре оружие.
Слайд 46
На требование пришедших немедленно ехать с ними, великая
княгиня сказала, что должна сделать распоряжения и проститься с
сестрами. Настоятельница собрала всех сестер в обители и попросила отца Митрофана служить молебен. Потом, обратясь к революционерам, пригласила войти их в церковь, но оставить оружие у входа. Они нехотя сняли винтовки и последовали в храм.Весь молебен Елисавета Феодоровна простояла на коленях. После окончания службы она сказала, что отец Митрофан покажет им все постройки обители, и они могут искать то, что хотят найти. Конечно, ничего там не нашли, кроме келий сестер и госпиталя с больными. После ухода толпы Елисавета Феодоровна сказала сестрам: «Очевидно мы недостойны еще мученического венца».
Слайд 47
Весной 1917 года к ней приехал шведский министр
по поручению кайзера Вильгельма и предложил ей помощь в
выезде за границу. Елисавета Феодоровна ответила, что решила разделить судьбу страны, которую считает своей новой родиной и не может оставить сестер обители в это трудное время.
Слайд 48
Первое время после октябрьского переворота Марфо-Мариинскую обитель не
трогали. Напротив, сестрам оказывали уважение, два раза в неделю
к обители подъезжал грузовик с продовольствием: черный хлеб, вяленая рыба, овощи, немного жиров и сахара. Из медикаментов выдавали в ограниченном количестве перевязочный материал и лекарства первой необходимости.
Слайд 49
Спокойствие в обители было затишьем перед бурей. Сначала
прислали анкеты — опросные листы для тех, кто проживал
и находился на лечении: имя, фамилия, возраст, социальное происхождение и т.д. После этого были арестованы несколько человек из больницы. Затем объявили, что сирот переведут в детский дом. В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы.
Слайд 50
Елисавету Феодоровну и ее спутниц направили по железной
дороге в Пермь.Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела
в заключении, в школе, на окраине города Алапаевска, вместе с великим князем Сергеем Михайловичем (младшим сыном великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II), его секретарем — Феодором Михайловичем Ремезом, тремя братьями — Иоанном, Константином и Игорем (сыновьями великого князя Константина Константиновича) и князем Владимиром Палеем (сыном великого князя Павла Александровича). Конец был близок. Матушка-настоятельница готовилась к этому исходу, посвящая все время молитве.
Слайд 51
Здание, в котором Елисавета Федоровна провела последние дни
Слайд 52
Св. Екатерининская Церковь. Здесь Елисавета Федоровна молилась в
последние дни жизни
Слайд 53
Сестер, сопровождающих свою настоятельницу, привезли в Областной совет
и предложили отпустить на свободу. Обе умоляли вернуть их
к великой княгине, тогда чекисты стали пугать их пытками и мучениями, которые предстоят всем, кто останется с ней. Варвара Яковлева сказала, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу с великой княгиней. Так крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева сделала свой выбор и присоединилась к узникам, ожидавшим решения своей участи
Слайд 54
Преподобномученицы Варвара и Елисавета Алапаевские
Слайд 55
Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г., в
день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню Елисавету
Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, она произносила молитву, дарованную Распятым на Кресте Спасителем мира: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34). Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Ее пели новомученики Российские перед переходом в вечность. Скончались они в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.
Слайд 56
Отец Митрофан Серебрянский - духовник Марфо-Мариинской обители.
Слайд 57
Великая княгиня упала не на дно шахты, а
на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом
с ней нашли тело Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки великой княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения.
Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
Слайд 58
Убиение преподобномученицы Елисаветы и их же с нею
Слайд 59
Старая шахта под Алапаевском - место мученической кончины
Елисаветы Федоровны
Слайд 60
Колокольня, построенная у Старой шахты
Слайд 61
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака
заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У
преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Слайд 62
Склеп - место, где хранились тела убиенных перед
отправкой на Св. Землю
Слайд 63
В 1931 году, накануне канонизации новомучеников российских Русской
Православной Церковью за границей, их гробницы решили вскрыть. Вскрытие
производила в Иерусалиме комиссия во главе с начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонием (Граббе). Гробницы новомучениц поставили на амвон перед Царскими вратами. По промыслу Божию случилось так, что архимандрит Антоний остался один у запаянных гробов. Неожиданно гроб великой княгини Елисаветы открылся. Она встала и подошла к отцу Антонию заблагословением. Потрясенный отец Антоний дал благословение, после чего новомученица вернулась в свой гроб, не оставив никаких следов. Когда открыли гроб с телом великой княгини, то помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония, чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина». Мощи новомучениц оказались частично нетленными.
Слайд 64
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета
Слайд 65
Патриарх Иерусалимский Диодор благословил совершить торжественное перенесение мощей
новомучениц из усыпальницы, где они до этого находились, в
самый храм святой Марии Магдалины. Назначили день 2 мая 1982 г. — праздник святых Жен Мироносиц. В этот день за богослужением употреблялись Святая Чаша, Евангелие и воздухи, преподнесенные храму самой великой княгиней Елисаветой Феодоровной, когда она была здесь в 1886 году
Слайд 66
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году
причислил к лику святых новомучеников России преподобномученицу великую княгиню
Елизавету и инокиню Варвару, установив им празднование в день кончины — 5 (18) июля.
Слайд 67
Великая княгиня Елисавета, новомученица