Слайд 2
Географическое положение
Греческая культура родилась в Средиземноморье. В древности
этот регион был пересечением важнейших торговых путей. Поэтому географическое
положение обусловило особенности развития древнегреческой культуры:
Развитие городов и торговли
Наличие межкультурных коммуникаций и культурного обмена с другими культурами, особенно восточными
Распространение греческих поселений и освоение новых регионов
Слайд 4
Империя Александра Македонского
Слайд 5
Агонистическое начало
Агонистическое начало или дух соревнования стало отличительной
особенностью древнегреческой культуры. Оно отождествляется, прежде всего, со спортивными
состязаниями, популярными и широко распространенными у греков (например, Олимпийские игры, традиция, появившаяся в древнегреческой культуре и поддерживающаяся и сегодня). Спорт был популярен, поскольку помогал физически развивать греков и формировать боеспособную армию.
Однако дух агона (состязаний) был характерен для всех сторон жизни древнего грека – политики, философии, искусства.
Слайд 6
Спортивные состязания
Изображения на вазе: соревнования в беге (слева),
Олимпийские игры (справа)
Слайд 7
Греческие пиры (симпосионы)
Слайд 8
Искусство Древней Греции
Искусство Древней Греции заложило основы европейского
искусства:
архитектуры (использование в Европе принципа симметрии, колонн, портиков),
скульптуры
(понимание пропорций человеческого тела),
театра (трансляция в европейский театр древнейших жанров – комедии, трагедии; приемов актерской игры),
антропоцентризм, внимание к человеку и его внутреннему миру. Человек становится центром в картине мира древнего грека, а в дальнейшем и европейского сознания, именно человек достоен изображения и рефлексии.
Кроме того, благодаря искусству, особенно вазописи, мы можем сегодня получить представления о повседневной жизни и мифологии античного мира.
Слайд 9
Вазопись, один из видов древнегреческого искусства
Слайд 10
Архитектура
В Древней Греции было развито храмовое строительство. Греческий
храм представлял собой прямоугольное сооружение с колоннами, построенное в
соответствии с принципом симметрии
Храм Артемиды в Эфесе (реконструкция)
Слайд 11
Храмовые постройки Древней Греции
Руины храма Аполлона
Храм Гермеса
Слайд 13
Парфенон, храм, посвященный Афине
Слайд 14
Колонны – важнейший элемент древнегреческой архитектуры
Различались по типу
ордеров: дорический, ионический и коринфский стили. Главное отличие между
ними в форме капители, верхушке колонны.
Дорический ордер
Слайд 16
Колонны, выполненные в коринфском стиле
Слайд 18
Скульптура: период архаики (VII - VI вв. до
н.э.)
Формируются основные типы монументальной скульптуры:
Курос: статуя обнажённого юноши-атлета
Кора:
статуя задрапированной девушки
На скульптуру оказала влияние система воспитания в Древней Греции. В то время войны были частыми явлениями, и успех в войне зависел от того, как много воинов мог выставить тот или иной полис. Поэтому воспитание у мужчин силы, выносливости, физические упражнения были важны для греческих городов. Телесные упражнения стали в Греции важным общественным делом. Соответственно, в скульптуре старались изобразить атлетически развитого мужчину. Так развилось понимание пластических форм живого тела.
Слайд 19
Скульптура: период архаики
Курос «Мальчик Крития»
Кора Антенора
Слайд 20
Архаическая улыбка
Архаическая улыбка – отличительная черта скульптуры Древней
Греции VIII-VI вв. до н.э. Это попытка заглянуть во
внутренний мир человека и передать выражение лица и настроение посредством улыбки – отличие от восточной скульптуры, где человека изображали бесстрастным.
Слайд 22
Скульптура: классический период
(V в. до н.э.— сер.IV.
в. до н.э.)
В классическую эпоху главным делом скульпторов было
создание статуй богов и героев, к этому добавлялись светские образы государственных деятелей или победителей на Олимпийских играх.
В верованиях греков боги похожи на обыкновенных людей как своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Людей часто изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела.
Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях мастера стремятся передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты, которая, по выражению греческого писателя Лукиана, «состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела».
Калокагати́я (также калокага́тия; «прекрасный и хороший», «красивый и добрый»)— гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. В творческом воображении мастеров скульптуры этот идеал связан прежде всего с обликом юноши атлета. Греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие - либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту и спокойствие духа.
Слайд 23
Скульптура: классический период
Дискобол, копия
Аполлон Сауроктон
Слайд 24
Скульптура: период эллинизма
(III в. до н.э. –
I в. н.э. )
Главной особенностью эллинизма принято считать глобальное
распространение греческого языка и образа жизни на территориях, завоеванных Александром Македонским, а также взаимное влияние двух великих древних культур - персидской и греческой.
Для эпохи эллинизма характерно было стремление к монументальности. Создаются огромных размеров статуи, например - Родосский колосс, фигура бога Гелиоса высотой 32 метра.
Эллинизм был драматичен для древнегреческой культуры, что отразилось в искусстве. Скульптуре того времени присуще огромное эмоциональное напряжение, сильный драматизм, динамика. Например, Скульптурная группа «Лаокоон» изображает троянского жреца и его сыновей, которые были задушены змеями; физические мучения и страх переданы автором с безжалостным правдоподобием.
Слайд 26
Скульптура: период эллинизма
Лаокоон
Колосс Родосский
Слайд 27
Римская культура: география и происхождение
Римская культура зародилась на
Апеннинском полуострове (территория современной Италии, Средиземноморье). В ходе завоеваний
римляне постепенно распространяли влияние своей культуры на более обширную территорию. Во времена Римской империи (I-V вв. н.э.) эта территория включала регионы современной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока.
На культуру римлян повлияли:
Культура этрусков – народа, проживашего в районе современной Тосканы (гладиаторские бои, погребальный обряд, верования, технология возведения арочных конструкций и пр.)
Греческая культура (мифология, театр, скульптура, философия)
Римская культура в совокупности с наследием Древней Греции в дальнейшем оказала огромное влияние на формирование европейской культуры.
Слайд 28
Римская империя: географическое положение
Слайд 29
Искусство Рима: архитектура
Принципы Римской архитектуры перекликались с традициями
Древней Греции: в Риме при строительстве также были задействованы
принцип симметрии, колонны. Облик языческого римского храма зачастую повторял греческий храм.
Римская архитектура привнесла в строения пышность декора, военные мотивы (например, устройство триумфальных арок), арочные и купольные конструкции. Кроме того, в Риме появляется особый тип общественных архитектурных сооружений – базилика, - который лег в основу строительства христианских храмов.
Сегодня элементы и типы сооружений греческой и римской архитектуры широко задействованы в европейском и русском градостроительстве.
Слайд 30
Архитектура: базилика
Базилика (в пер. - царский дом) –
прямоугольная постройка, разделенная внутри на 3 или 5 нефов
(как правило), с апсидой. Типичная форма постройки для зданий суда и общественных сооружений, храмов (рисунок слева).
Неф – вытянутое внутреннее помещение, отделенное от других помещений рядом колонн (фото справа).
Апсида – примыкающий к основному помещению полукруглый выступ здания.
Слайд 31
Архитектура: базилика
Апсида
План базилики
Развалины базилики Юлия (сверху), базилика в
Трире (снизу)
Слайд 32
Храмовое строительство в Риме
Пантеон, храм всех богов в
Риме
Развалины храма Сатурна
Слайд 33
Триумфальная арка
Триумфальная арка – особый тип постройки,
появившийся в Древнем Риме, богато украшенный архитектурный памятник, предназначенный
для церемонии торжественного въезда победителя в город после удачной военной кампании.
В дальнейшей обычай строить триумфальные арки, посвященные торжественным событиям, чаще всего военным победам, распространился по Европе. Наиболее известна Триумфальная арка в Париже.
В России первая триумфальная арка была возведена при Петре I.
Слайд 35
Фрагмент барельефа триумфальной арки Константина
Слайд 36
Римский форум
Форум – центральная площадь Рима. Там размещался
рынок, проходили народные собрания, была также местом заседания Сената.
Центр общественной жизни Рима
Слайд 39
Скульптура
Римская скульптура повторила и развила основные принципы древнегреческой
скульптуры. Как и в Греции, в скульптуре часто воплощали
облик божеств и мифологические сюжеты, однако большую популярность и развитие, нежели в Греции, в Риме получили скульптурные портреты важных политических деятелей, философов, при этом скульптор старался достичь внешнего сходства с изображаемой персоной.
Греческая скульптура была очень популярна в Риме и об облике многих греческих статуй мы можем судить по их римским копиям.
Слайд 40
Скульптурные портреты
Нерон
Цицерон Сенека
Слайд 41
Скульптурные изображения персонажей из римской мифологии
Ромул и Рем,
легендарные основатели Рима
Венера