Слайд 2
Щи на Руси– общепризнанное национальное блюдо, на
щи зазывали гостей, они были знаком гостеприимства.
Слайд 3
Русские повара – могли
приготовить
до 60 видов щей:
с мясом,
с рыбой,
головизной,
с грибами,
щи ленивые,
пустые, суточные,
зеленые, кислые,
из крапивы и т.д.
Слайд 4
Каша-мать наша
Но самое распространенное и почитаемое блюдо
русской кухни- каша.
Она – символ здоровья и
благоденствия.
Слайд 6
На Руси полбяная пшеница, или пшеница спельта,
была очень распространена. В ее зернах содержится больше протеина,
чем в обычной пшенице.
Слайд 7
Чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить союз Огня,
Воды и Зерна – продукта Земли. Все они
были для славян божествами, всем трём они поклонялись.
Агуня - бог Огня
Дана - богиня воды
Слайд 8
В поминальные дни на Руси готовилась поминальная каша-«коливо».
Сладкая каша, в основу которой входила красная пшеница, смешанная
с медом, лесными ягодами.
Слайд 9
Языческая каша прекрасно вписалась в христианские ритуалы и
доныне живёт под названием кутьи, которой угощают на поминках.
Слайд 10
Коливо подавали и по поводу крестин малыша, но
в данном случае каше придавалось жизнеутверждающее значение.
Слайд 11
Крестильную кашу готовили на молоке, а
также клали в неё много масла.
В
зависимости от того, родилась ли девочка или мальчик, в крестильной каше было принято запекать курицу либо петуха
Слайд 12
Повитуха свою, бабкину кашу, обильно сдабривала
медом, маслом, сливками, яичком и запекала в ней курицу
или петуха.
Слайд 13
Крестильной кашей «с потехой» кормили отца новорожденного ребенка
– соленой, перченой, с горчицей и хреном, чтобы в
полной мере мог оценить все тяготы родов своей жены.
Слайд 14
У соли в этой каше была своя роль.
Соль должна была изгнать из дома и новорожденного всю
нечисть. Дом роженицы в момент рождения младенца считался нечистым.
Слайд 15
Каша готовилась в одном большом котелке,
и все ели одно и то же блюдо, на
равных.
Слайд 16
Молодых обсыпали крупой перед отправлением к венцу,
при выходе из церкви, перед входом в дом,
для того
чтобы в доме молодых всегда был достаток, дольше сохранялась молодость и красота.
Слайд 17
Невеста приходила в дом жениха с приданым
и ведром зерна, которое давал ей отец
Летом,
предшествующим свадьбе, жених выращивал зерно для свадебной каши.
Слайд 18
Решив жениться на дочери нижегородского князя, Дмитрий
Донской , по обычаю должен был ехать на кашу
к отцу невесты.
Но московский князь, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе.
Слайд 19
Тогда выбрали золотую середину.
Нижегородский князь тоже не согласился
на столь «оскорбительное» предложение.
Кашу сварили не в
Москве и не в в Новгороде, а в Коломне.
Слайд 20
Есть версия, что пиры в Древней Руси различались
на кашные и все прочие.
Кашей называли общее действо –
собрание или военный поход.
Слайд 21
В летописях
XII-XIV веков можно встретить упоминания о
том, как Александр Невский устроил «большую кашу» в Торопце
и в Новгороде.
Слайд 22
Каши в X - XIV вв. приобрели
значение массового ритуального блюда, которым начиналось и завершалось любое
крупное мероприятие, отмеченное участием значительных масс народа.