Слайд 2
Дмитрий Сергеевич Мережковский — один из крупнейших русских
писателей и мыслителей ХХ века. Его творческое наследие —
проза, философские и литературно-критические работы, поэзия, биографии — с честью выдержало испытание временем и вошло в золотой фонд русской и европейской классики ХХ века. Мережковский выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, как самый европейский из русских писателей.
Слайд 3
Выдающийся русский прозаик, философ, поэт, литературный критик, драматург.
Произведения
Мережковского никого не оставляли равнодушным. Его ненавидели, ему завидовали,
им восхищались. Выход каждого из его произведений вызывал если не скандал, то жаркие дебаты и массу разноречивых откликов.
Слайд 4
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Санкт-Петербурге в 1866
г. Его отцом был мелкий дворцовый чиновник. С 13
лет Мережковский начинает писать стихи. В 15 лет, он, будучи гимназистом, вместе с отцом посетил Ф.М. Достоевского, который нашел стихи подростка слабыми и сказал ему: «Чтобы хорошо писать,— страдать надо, страдать!»
Слайд 5
С 1884 г. будущий поэт и религиозный мыслитель
учился на историко-филологических факультетах Петербургского и Московского университетов. Здесь
Дмитрий Мережковский увлекся позитивистской философией
Слайд 6
. Однако это увлечение было недолгим. Знакомство с
европейскими символистами и поэзией Владимира Соловьева существенно изменили мировоззренческую
ориентацию Мережковского. От «крайнего материализма» он переходит к символизму.
Слайд 7
В 1889 г. он женился на Зинаиде Гиппиус, с
которой в течение 52 лет ни на день не
расставался. Этот духовный и творческий союз Гиппиус описала в своей неоконченной книге «Дмитрий Мережковский». Именно жена поэта была «генератором» идей, которые Мережковский развивал и оформлял.
Слайд 8
С 1899 г. у Мережковского начинается период
поворота в мировоззрении. Его занимают вопросы христианства о соборной
церкви. Г.Адамович в статье «Мережковский» вспоминает, что «если разговор был действительно оживлен, если было в нем напряжение, рано или поздно сбивался он на единую, постоянную тему Мережковского — на смысл и значение Евангелия.»
Слайд 9
Осенью 1901 г. у З. Гиппиус зародилась идея
создания общества людей религии и философии для «свободного обсуждения
вопросов церкви и культуры». Так возникли знаменитые в начале века религиозно-философские собрания, основной темой которых было утверждение, что возрождение России может совершиться только на религиозной основе.
Слайд 10
Много времени Мережковский уделял работе над исторической прозой,
в частности трилогией «Христос и антихрист», центральная идея которой
— борьба двух принципов, языческого и христианского, и призыв к утверждению нового христианства (так называемого третьего завета, идея которого и обсуждалась на религиозно-философских собраниях), где «земля небесная, а небо земное».
Слайд 11
В марте 1906 г. Мережковские уехали в Париж,
где прожили до середины 1908 г. В 1907 г.
в соавторстве с З. Гиппиус и Д. Философовым Мережковский написал книгу «Le Tsar et la Revolution». Здесь же он начал работу над трилогией по материалам российской истории конца XVIII – начала XIX в.в. «Царство Зверя». После выхода в 1908 г. первой части трилогии, романа «Павел I», Мережковский подвергся судебному преследованию. Вторая часть — «Александр I» — вышла в 1913 г. В 1918 г. был опубликован последний роман трилогии — «14 декабря».
Слайд 12
В 1917 г. Мережковские еще жили в России.
В канун революции она виделась поэту в образе «грядущего
хама». Уже после Октябрьской революции, прожив два года в Советской России, он утвердился во мнении, что большевизм — это нравственная болезнь, следствие кризиса европейской культуры. Мережковские надеялись на свержение большевистского режима, но, узнав о поражении Колчака в Сибири и Деникина на юге, решились бежать из Петрограда.
Слайд 13
В феврале 1920 года Мережковские переезжают в Варшаву,
где занимаются активной политической деятельностью. После того, как Польша
подписала перемирие с Россией и, убедившись, что «русскому делу» в Варшаве положен конец, Мережковские выехали в Париж.
Слайд 14
Дмитрий Мережковский рассматривал эмиграцию, как своего рода мессианство,
а себя считал пророком и духовным «водителем» русской эмиграции.
В 1927 г. Мережковские организовали литературное и религиозно-философское общество «Зеленая лампа», президентом которого стал
Георгий Иванов.
Слайд 15
Общество сыграло видную роль в интеллектуальной жизни первой
русской эмиграции и соединило лучших представителей русской зарубежной интеллигенции.
Общество прекратило свои собрания с началом Второй мировой войны в 1939 г.
Слайд 16
в 1927 г. Мережковские основали журнал «Новый курс»,
который продержался лишь год. В сентябре 1928 г. они
участвовали в 1-м съезде русских писателей-эмигрантов, организованном югославским правительством в Белграде. В 1931 г. Мережковский был выдвинут на получение Нобелевской премии, но она досталась И. Бунину.
Слайд 17
В русской среде Мережковских не любили; неприязнь вызвала
их поддержка Гитлера, чей режим им казался более приемлемым,
чем сталинский. В июне 1940 г., за десять дней до оккупации немцами Парижа, Мережковский и Гиппиус переехали в Биарриц на юге Франции.
Слайд 18
Умер Дмитрий Сергеевич Мережковский 9 декабря 1941 г.
в Париже.