Слайд 2
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Древнекитайская цивилизация сложилась примерно в XIV—XIII вв.
до н.э. К этому времени относится и зарождение общественной
мысли. Государство Шан-Инь (商殷), возникшее в кон. XIV века до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ в селе Аньян, было первым государственным образованием на территории Китая. Для периода Чжоу (XI-III вв. до н.э.) активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов, уделов (впоследствии — царств), что способствовало созданию фундамента будущей китайской общности.
Слайд 3
ОБРАЗОВАНИЕ ИМПЕРИЙ ЦИНЬ И ХАНЬ
Объединив древнекитайские царства, император Цинь
Ши Хуан (秦始皇) конфисковал всё оружие у населения, переселил десятки
тысяч семей наследственной знати из различных царств в новую столицу — Сяньян и разделил огромную страну на 36 новых областей, которые возглавили назначаемые губернаторы.
При Цинь Шихуанди были соединены оборонительные стены (валы) северных чжоуских царств и создана Великая китайская стена. Было сооружено несколько стратегических дорог из столицы на окраины империи. В результате успешных войн на севере гунны были оттеснены за Великую стену. На юге к империи были присоединены значительные территории племён юэ, в том числе северная часть современного Вьетнама.
Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань (漢 206 до н. э.—220 н. э.) основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан (Гао-цзу), один из военачальников возрожденного царства Чу, воевавших против Цинь после смерти императора Цинь Шихуана в 210 г. до н.э.
Китай в это время переживал экономический и социальный кризис, вызванный потерей управляемости и войнами военачальников циньских армий с элитами уничтоженных раннее царств, пытавшихся восстановить свою государственность.
Слайд 5
ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Развивается разделение труда и обособление ремесла,
различные формы собственности, формируется классовое расслоение. Большую роль играет
община, хотя в ней с распространением практики купли-продажи земли заметно усилилось имущественное расслоение.
Земледелие было основным видом занятия населения, а это требовало формирования и развития обеспечивающих отраслей (искусственное орошение и производство сельскохозяйственного орудия. Одна из особенностей древнекитайского общества состояла в сосуществовании государственной собственности на ирригационные сооружения с общинными отношениями.
Использование железа для изготовления орудий труда. Существенные изменения произошли и в технике выплавки металлов. Были построены крупные железоплавильные печи, на работе по обслуживанию которых было занято несколько сотен человек. В связи с возрастающей потребностью в железе необходима была разработка новых железорудных месторождений. Известны названия 34 районов страны, где в те времена добывалась железная руда.
Развитие торговли и обмена как внутри отдельных владений, так и между ними, которые начинают специализироваться на производстве определенных товаров. Возрастающая роль товарообмена стимулировала развитие денежного обращения.
Слайд 6
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Ведение внешней торговли
Борьба со стихийными бедствиями
Развитие
и поддержка прикладной науки: астрономии, геометрии
Регламентация обострившихся межклассовых отношений
Поддержка
развития новых городов
Сбор поземельного налога
Передел общинных земель
Слайд 7
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Все свободное население делилось на
пять социальных групп, соотнесенных друг с другом по принципу
иерархии.
Ван являлся правителем Поднебесной и считался «единственным среди людей». Он являлся верховным собственником Поднебесной, т. е. все земли Поднебесной считались принадлежащими вану, который мог «жаловать» право наследственного владения частью земель нижестоящей прослойке общества.
Чжухоу, правители наследственных владений, представители высшей аристократии.
Дафу, главы тех родоплеменных групп (или цзун), которые в своей совокупности составляли население наследственного владения чжухоу.
Ши, главы больших семей, входивших в состав того или иного цзу. В группу ши в последующие века (VI-II вв. до н.э.) стали включать и людей умственного труда, ученых.
Простолюдины (жэнь).
«Бесправные люди» — подневольные работники, слуги и рабы.
Слайд 8
ИСТОЧНИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Конфуций «Лунь юй» («Беседы и высказывания»)
(V в. до н.э.)
Лао Цзы «Дао дэ цзин» («Книга
пути и достоинства») (V в. до н.э.)
Шан Ян «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан») (VI в. До н.э.)
Шэнь Пу-хай «Шэнь-цзы» («Книга мудрости Шэнь») (IV в. до н.э.)
Хань Фэй «Хань Фэй цзы» («Книга мудрости Хань Фэя») (III в. до н.э.)
Слайд 9
КОНФУЦИЙ «ЛУНЬ ЮЙ» («БЕСЕДЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ»)
Слайд 10
«ЛУНЬ ЮЙ»
(«БЕСЕДЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ»)
Конфуций трактует государство как большую
семью, где отношения правящих и подданных представлены как семейные
отношения: младшие зависят от старших, власть императора («сына неба») сравнивается с властью отца
Управление людьми, по Конфуцию, должно осуществляться не посредством жестких законов, а посредством системы исторически сложившихся норм поведения людей и ритуалов — ли
Такие социальные группы, как «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» («трудящиеся низы» — сяо-жэнь), в обязательном порядке должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим» (управляющим верхам — цзюнь-цзы).
Слайд 11
«ЛУНЬ ЮЙ»
(«БЕСЕДЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ»)
«Зачем, управляя государством, убивать людей?
Если вы будете стремиться к добру, то и народ
будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру, мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер... Людей следует не наказывать, а перевоспитывать»
Добродетель — это целый комплекс своеобразных норм и принципов этического характера, куда входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (ту), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун)
Главное в управлении — социальный порядок, основанный на принципах морали: устойчивая стабильность, базирующаяся на строгих социальных нормах, и личный пример добродетельного правителя
Об управлении: «управлять — значит поступать правильно», «это когда ближние довольны, а дальние привлекаются, тянутся», «важно обеспечить людей пищей, оружием и завоевать их доверие»
Слайд 12
ЛАО ЦЗЫ «ДАО ДЭ ЦЗИН» («КНИГА ПУТИ И
ДОСТОИНСТВА»)
Слайд 13
«ДАО ДЭ ЦЗИН»
(«КНИГА ПУТИ И ДОСТОИНСТВА»)
Дао - естественная
закономерность, независимая от небесного владыки. Дао определяет все законы
неба, природы и общества.
В отношении к дао все равны. Все недостатки современного ему общества он объясняет отклонением от подлинного дао. Протестуя против существующего положения в обществе (социально-политическое неравенство, бедственное положение народа), Лао-цзы надеется на дао, которое может восстановить справедливость.
Лао-цзы осуждает антинародную активность властителей и богатых, притеснение ими народа, проповедуя принцип «недеяния» государя.
Слайд 14
«ДАО ДЭ ЦЗИН»
(«КНИГА ПУТИ И ДОСТОИНСТВА»)
Он призывает людей
вернуться к естественности, отбросив все несвойственное, каковым, по его
мнению, являются искусственно-человеческие отношения в сфере управления и законодательства, призывает вернуться к патриархальной простоте прошлого, к жизни в маленьких, разобщенных селениях, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового.
К худшим человеческим порокам мудрец относил гордость, стремление к почестям и славе. Он проповедовал добродетель, любовь ко всему сущему, простоту и смирение. "Я имею три сокровища, которыми дорожу, - говорил Лао-Цзы, - первое - человеколюбие, второе - бережливость, а третье - состоит в том, что я не смею быть впереди других«
Жизнь — это «мягкое» и «гибкое». Смерть — это «жёсткое» и «твёрдое». Лучший принцип разрешения проблем в соответствии с Дао — это отказ от агрессии, уступка. Это не следует понимать как призыв к сдаче и подчинению — нужно стремиться овладеть ситуацией, прилагая как можно меньше усилий.
Слайд 15
ШАН ЯН «ШАН ЦЗЮНЬ ШУ»
(«КНИГА ПРАВИТЕЛЯ ОБЛАСТИ ШАН»)
Слайд 16
«ШАН ЦЗЮНЬ ШУ»
(«КНИГА ПРАВИТЕЛЯ ОБЛАСТИ ШАН»)
Автор - видный
теоретик легизма, один из основателей школы «законников», правитель области
Шан, государственный деятель и реформатор Древнего Китая
«Закон — это выражение любви к народу, ли — это то, что благоприятствует заведенному течению дел... Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими; одаренный изменяет ли, а никчемный связан ли. С человеком, который связан ли, не стоит говорить о делах; с человеком, который ограничен старыми законами, не стоит говорить о переменах»
Слайд 17
«ШАН ЦЗЮНЬ ШУ»
(«КНИГА ПРАВИТЕЛЯ ОБЛАСТИ ШАН»)
«А ныне, когда
государь назначает на должности в зависимости от таланта и
способности мыслить, люди с острым умом, учитывая, нравится или не нравится это правителю, заставляют чиновников решать дела, льстя правителю. В итоге — отсутствие определенной системы назначения на должности, отсутствие порядка в самой стране и невозможность сосредоточить усилия на Едином»
«Совершенно мудрый правитель добивается сосредоточения всех усилий народа на Едином, дабы объединить его помыслы. Государство, добившееся сосредоточения всех усилий народа на Едином хотя бы на 1 год, будет могущественно 10 лет; государство, добившееся сосредоточения всех усилий народа на Едином на 10 лет, будет могущественно 100 лет; государство добившееся сосредоточения всех усилии народа на Едином на 100 лет, будет могущественно 1000 лет; а тот, кто могущественен 1000 лет, добьется владычества в Поднебесной»
Слайд 18
«ШАН ЦЗЮНЬ ШУ»
(«КНИГА ПРАВИТЕЛЯ ОБЛАСТИ ШАН»)
«Секрет хорошего управления
страной заключается в способности отобрать самое существенное. Если при
дворе рассуждают о методах хорошего управления, то речи советников путаные, спорящие стремятся сместить друг друга с постов, голова такого правителя затуманена советами. Его чиновники сбиты с толку путаными речами, а народ обленился и не занимается землепашеством. Поэтому произошло следующее: изменился весь народ страны, он пристрастился к красноречию, стал находить удовольствие в учебе, занялся торговлей, начал овладевать различными ремеслами и стал уклоняться от земледелия и войны»
Шан Ян создал концепцию полицейского государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения, модель управления которым должна конструироваться на системе жестких законов (фа) и суровых наказаний
Слайд 19
ШЭНЬ ПУ-ХАЙ «ШЭНЬ-ЦЗЫ» («КНИГА МУДРОСТИ ШЭНЬ»)
Слайд 20
«ШЭНЬ-ЦЗЫ»
(«КНИГА МУДРОСТИ ШЭНЬ»)
В центре его доктрины — правитель,
глава государства: «мудрый правитель — тело, чиновники — его
руки; правитель — голос, чиновники — эхо; правитель — корень, чиновники — ветви»
Чтобы стать мудрым правителем, необходимо овладеть технологией власти. Первое условие здесь — выдержка, непроницаемость, скрытность. Второе, и в некотором смысле основное, — недеяние, т. е. внешняя непроницаемость и даже пассивность, за которыми скрываются информационная насыщенность и активная готовность, способность в любой момент вмешаться и дать нужное указание
Слайд 21
«ШЭНЬ-ЦЗЫ»
(«КНИГА МУДРОСТИ ШЭНЬ»)
«Умный правитель может надеть на себя
личину глупости, проявить неуверенность, робость... Он скрывает свои мотивы
и демонстрирует миру недеяние (у-вэй). И тогда ближние любят его, а дальние стремятся к нему»
Одно из главных управленческих правил: «Никогда не отдавайте невыполнимых приказов!»
При подборе кандидата и назначении на должность следует руководствоваться 3 критериями: способностью и компетенцией кандидата, его достижениями в прошлом и старшинством
Была разработана комплексная система управления персоналом — син-мин, которая включала процедуры и методы найма, экзамен (аттестацию), оценку, расстановку чиновников и контроль над ними
Слайд 22
ХАНЬ ФЭЙ «ХАНЬ ФЭЙ ЦЗЫ» («КНИГА МУДРОСТИ ХАНЬ
ФЭЯ»)
Слайд 23
«ХАНЬ ФЭЙ ЦЗЫ»
(«КНИГА МУДРОСТИ ХАНЬ ФЭЯ»)
Хань Фэй-цзы происходил
из знатного княжеского рода владения Хань. Вместе с Ли
Сы, который позднее стал ближайшим советником Цинь Шихуанди, объединившего к 221 г. до н.э. под своей властью все враждовавшие между собой царства, он учился у Сюнь-цзы
Трактат «Хань Фэй-цзы» о государственном управлении состоит из 20 глав, 55 параграфов
Слайд 24
«ХАНЬ ФЭЙ ЦЗЫ»
(«КНИГА МУДРОСТИ ХАНЬ ФЭЯ»)
В главе I
Хань Фэй-цзы рассматривает вопросы объединения Китая и установления централизованной
власти при помощи взаимных усилий уделов Хань и Цинь, об умении и трудностях ведения переговоров, о взаимоотношениях правителя и сановников, о принципе «недеяния» государя.
В главе II ученый развивает идеи о силе государства, которым управляют на основе законов, о наказаниях и наградах как методах руководства сановниками, о безграничной власти правителя как основе государственного управления, о принципах назначения чиновников на руководящие посты в государственном управлении.
В главах III и IV Хань Фэй-цзы говорит об ошибках, допущенных правителями в их действиях, подтверждая свои слова подлинными событиями из истории Китая; о трудностях убеждения государя, противопоставляет интересы государя и сановников.
Слайд 25
«ХАНЬ ФЭЙ ЦЗЫ»
(«КНИГА МУДРОСТИ ХАНЬ ФЭЯ»)
В главе V
описываются причины возможной гибели государства, объекты охраны государя; обосновывается
необходимость умения правителя разбираться в докладах своих чиновников как важный момент в государственном управлении, а также неукоснительного следования закону в управлении.
В главах VI и VII Хань Фэй-цзы разъясняет учение Лао-цзы.
В главе VIII он рассматривает средства для достижения в государстве спокойствия и пути, ведущие к неблагополучному положению в стране; говорит о необходимости наблюдения правителем за людьми; об управлении подданными на основе закона и о важности правильного поведения правителя для всеобщего процветания.
Главы IX—XIV состоят из собрании советов правителю по государственному управлению относительно его личных действий, в том числе по отношению к подданным.
Слайд 26
«ХАНЬ ФЭЙ ЦЗЫ»
(«КНИГА МУДРОСТИ ХАНЬ ФЭЯ»)
В главах XV-XVI
Хань Фэй-цзы выступает с критикой взглядов на государственное управление
своих предшественников, в основном Конфуция.
В главе XVII он рассуждает о законе и искусстве управления, о противоположности законов и частных интересов людей; делает вывод о необходимости государственного управления на основе законов.
В главе XVIII Хань Фэй-цзы определяет отношение общества к различным сословиям людей, говорит о применении закона о наградах и наказаниях как необходимой меры государственного управления. Здесь же мыслитель приводит 8 принципов, на которых строится государственное управление.
В главе XIX Хань Фэй-цзы высказывает свою точку зрения на экономику Древнего Китая, требуя развития земледелия — экономической основы страны и поощрения земледельцев и солдат.
В главе XX вновь приводится критический анализ взглядов Конфуция, Мо-цзы, других мыслителей на государственное управление. Здесь же Хань Фэй-цзы дает советы государю по правильному руководству чиновниками, о сочетании наград и наказаний в управлении; еще раз заостряет внимание на большой значимости закона и искусства управления в государственном управлении.