Слайд 2
Древний
рим
История Древнего Рима длилась от основания города Рим в 753 году
до н. э. до падения созданной под его началом Римской
империи в 476 году н. э. Период делится на три основных этапа:
царский (середина VIII ст. до н. э. — 510 г. до н. э.),
республиканский (510-30 гг. до н. э.)
императорский (30 г. до н. э. — 476 г. н. э.)
Слайд 3
Образование римской империи
1. Принципат — форма государственного устройства, сочетающая республиканские
и монархические черты, существовала в I веке до н. э. — III
веке н. э.
2. Доминат (284—476 гг.) — политическая система, более близкая к монархии.
Главное содержание этого периода составляет процесс всестороннего объединения античного мира. Он проявляется:
в уподоблении (ассимиляции) завоевателей и покорённых, римского и провинциального элементов;
в изменении самой объединяющей власти;
в объединении частей с целым посредством впервые созданной для этой цели государственной администрации;
в объединении юридических правовых идеалов ив объединении нравственных идеалов.
Слайд 4
Образование римской империи
Слайд 6
Хозяйство древнего рима
Обмен привел к возникновению и развитию
денежного обращения
Появлялись различные области и города, по своим природным
условиям имевшие возможность специализироваться на производстве того или иного вида продукции сельскохозяйственной, и особенно ремесленной
Наиболее типичным рабовладельческим хозяйством была средней величины вилла, дававшая возможность извлекать максимум выгод из рабского труда. Здесь осуществлялось простая кооперация и разделение труда благодаря наличию рабов разной квалификации и разных специальностей
Слайд 7
Задачи государственного управления
Ведение внешней торговли
Активная внешняя политика и
управление в колониях
Активное вмешательство в хозяйственную жизнь городов и
колоний
Управление крупным рабовладельческим хозяйством – латифундией
Регламентация имущественных отношений
Слайд 8
Управленческая иерархия древнего рима (республика)
Слайд 9
Управленческая иерархия древнего рима (республика)
Слайд 10
Управленческая иерархия древнего рима (республика)
Слайд 11
Управленческая иерархия древнего рима (империя)
Слайд 12
Управленческая иерархия древнего рима (империя)
Слайд 13
Управленческая иерархия древнего рима (империя)
Слайд 14
Управленческая иерархия древнего рима (империя)
Слайд 15
Источники управленческой мысли
Катон Старший «О земледелии» (De agri
cultura) (II в. до н.э.)
Варрон «Сельское хозяйство» (Res rusticae)
(I в. до н.э.)
Колумелла «Сельское хозяйство» (De re ruatica) (I в. н.э.)
Слайд 16
Катон Старший
«О земледелии»
Марк Порций Катон (Marcus Porcius Cato; 234 — 149 до
н. э.), представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего
Рима и как государственный деятель, и как писатель.
Происходя из плебейского рода Порциев, родоначальник которого, вероятно, занимался разведением свиней (porcus), Катон Старший провел свою юность частью в сабинском имении, занимаясь сельским хозяйством, частью в походах, частью выступая на римском форуме безвозмездным защитником обвиняемых.
Слайд 17
Катон Старший «О земледелии»
практическое руководство для хозяина среднего
поместья
Катон считал занятие земледелием наиболее достойным делом для
свободного гражданина. Из земледельцев выходили «самые верные люди и самые стойкие солдаты»
После предписаний о выборе и покупке имений Катон излагает подробные рекомендации владельцу поместий по планированию, распределению, учету и контролю произведенных в усадьбе работ
Пригородное имение, по его мнению, хозяин «должен устроить и засадить так, чтобы оно было как можно прибыльнее». Катон первым в социально-экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена
В трактате просматривается идея представить рабовладельческое поместье не просто формой натуральной хозяйства, а организацией производства с определенной рыночной ориентацией.
Слайд 18
Варрон
«Сельское хозяйство»
Варро́н, Марк Теренций, иногда Варро́ (Marcus Terentius Varro, 116 — 27 гг. до
н. э.) — римский учёный-энциклопедист и писатель. Авторитет Варрона как
учёного и оригинального писателя уже при жизни был неоспорим.
Высшее благо, по его мнению, должно удовлетворять потребностям души и тела.Добродетель определяется как ведущее к благополучию искусство жизни, которому можно научиться. Варрон был поборником старых римских нравов, однако никогда не выступал в роли непреклонного защитника традиций. Он ценил подлинную культуру вне зависимости от её внешней формы
Слайд 19
Варрон «Сельское хозяйство»
В отличие от Катона Варрон никогда
не занимался сельским хозяйством, его основными источниками были книжные
материалы. Композиционно три книги представляют земледелие, животноводство и приусадебное хозяйство (птицеводство, рыболовство и пчеловодство)
Согласно Варрону, «земледельцы должны стремиться к двум целям: к пользе и удовольствию». Но «польза требует того, что доходно, а удовольствие — того, что приятно; на первом месте скорее стоит полезное, чем приятное»
D трактате появляются новые административные должности людей, помимо вилика, стоявшего во главе рабов, и описаны качества, которыми они должны обладать. Они должны быть грамотными, честными, обходительными, сведущими в сельском хозяйстве. Здесь же Варрон опровергает расчеты Катона в потребности рабочих рук в имении, ссылаясь на конкретный опыт рабовладельцев и иные нормы выработки, условия труда, новые агротехнические приемы в разных местностях
Слайд 20
Колумелла
«Сельское хозяйство»
Луций Юний Модерат Колумелла (Lucius Junius Moderatus Columella, 4 н. э. —
около 70 н. э.) — один из древнейших древнеримских авторов, осветивших в своих
произведениях тему сельского хозяйства. В молодости был на военной службе. Затем занялся сельским хозяйством.
В своём главном сочинении — трактате «О сельском хозяйстве» Колумелла подробно, со ссылками на собственный практический опыт, опыт своего дяди Марка Колумеллы и на труды своих римских и греческих предшественников — в частности, Цельса, рассказывает об основах сельскохозяйственной деятельности и даёт адресату трактата, некоему Публию Сильвину, множество полезных советов
Слайд 21
Колумелла «Сельское хозяйство»
По его мнению, главная причина упадка
сельского хозяйства — то, что оно отдается, «как палачу
на расправу, самому негодному из рабов, а при наших предках им занимались наилучшие люди и наилучшим образом»
Колумелла начинает свой трактат с призыва об острейшей необходимости подготовки и подбора квалифицированных специалистов в области организации сельского хозяйства. «Каждый подбирает себе опытного руководителя в том деле, которым он хочет заниматься, и наконец, из числа мудрецов приглашают наставника, образующего душу в правилах добродетели, — только сельскому хозяйству, которое, несомненно, стоит ближе всего к мудрости и стоит с ней как бы в кровном родстве, никто не учит и никто не учится»
Выступил решительно против экстенсивного пути развития рабовладельческого поместья. Колумелла считал, что основная цель покупки имения — получение дохода, но «разумный человек не станет покупать землю в любом месте, поддавшись на соблазн плодородия или красивого местоположения». По его мнению, хороший хозяин сможет сделать доходным всякий участок. А его усердие сможет победить и бесплодие земли