Слайд 2
Рубеж VI-V веков до н. э. в жизни
греческих городов был полон событиями. Яростно сопротивлялась рабовладельческой демократии
тирания. Затем бурную внутриполитическую борьбу сменила ожесточенная война с персами. Победившие греки не только отстояли независимость, но спасли европейскую культуру, защитив свои демократические устремления от персидской деспотии. В мировоззрении греков этого времени намечался перелом, ведущий художников к новым формам в искусстве и качественно новому периоду в осмыслении мира-классике.
Слайд 4
Постепенно из равноправного морской союз превратился в инструмент
возвышения Афин, что позволило афинянам использовать значительные ресурсы для
создания впечатляющих шедевров. Лучшие архитекторы, скульпторы и художники были приглашены в Афины и осуществляли планы Перикла по украшению Акрополя и всего города.
Развивались науки, искусства и философия.
Свобода соседствовала с тиранией, демократические идеалы сталкивались с коррупцией, развивалось искусство убеждать и побуждать.
Одним словом это был "Золотой Век" Афин.
Слайд 6
Естественно такая сильная власть не устраивала Спарту, и
в 431 г. до н.э. разгорелась Пелопоннеская война, закончившаяся
только через 27 лет победой Спарты и низложением Афин. С этого времени Спарта стала ведущим полисом Греции, насаждая свои военные порядки во многих городах, и междоусобные войны не утихали до нового объединения Греции под гегемонией Македонии. Основные предпосылки для создания империи Александра Македонского были сделаны его отцом Филиппом II, который был мудрым политиком и дальновидным реформатором. На фоне общей нестабильности Македония отличалась высоким уровнем развития экономики, технологии и военного дела.
Слайд 8
В 337 г. до н.э. Греция была объединена
под властью Македонии. После убийства Филиппа II его место
занял сын Александр, возглавивший победоносную войну против персов и создавший новую империю в течение 9 лет. Он побывал в Гималаях и дошел до берегов Ганга. Его идеей было положить конец вековым распрям между Персией и Грецией. Он женился на дочерях персидских царей, надеясь на мирное смешение двух культур. Он провозгласил себя богом Зевсом-Амонном, надеясь на поклонение простого народа завоеванных земель. Однако Александр не был понят своей армией и ближайшим окружением. Он умер, когда ему шел 33 год, не оставив преемника.
Слайд 9
В классическую эпоху особенно расширились и процветали святилища
Зевса в Олимпии и Аполлона в Дельфах. Олимпия расположена
на юге Греции, где около слияния рек Алфея и Кладея, близ невысокой горы Кронос, раскинули свои ветви оливы и платаны рощи Альтис. Храм Зевса высился в центре святилища, у склона Кроноса находились сокровищницы и архаический храм Геры, возле которого шел путь на стадион. Сокровищницы были выстроены в ряд, как и здания в архаических комплексах Селинунта и Пестума. Примечательно, что, в отличие от других святилищ, разрешение строить здесь сокровищницы было дано только дорическим полисам. Более того, до завоевания Македонией в архитектуре Олимпии предпочитался дорический ордер.
Слайд 11
Ранняя классика. Декоративная скульптура
Хотя от старых принципов
сохранилась симметрия композиции, но условность архаического искусства в эгинских
фронтонах начинает преодолеваться: создаются круглые скульптуры, исчезает скованность в изображении человека, фигуры объединены одним действием, совершеннее показывается движение, более свободное и естественное. Композицию фланкируют лежащие в сложных и неудобных позах гоплиты. Они повернуты лицами к зрителю и как бы демонстрируют мужество и героическую смерть. Величавая и строгая Афина, вооруженная щитом и копьем, защищает павшего грека.
Слайд 13
Воины восточного фронтона показаны в сложных положениях. Сопротивляющиеся
изображены в некоторых случаях почти опрокинутыми на спину или
чудом держатся на ногах. После долгого периода, когда принято было показывать фигуры неподвижными, у мастера будто прорвалось желание представить воинов в быстрых движениях. Но на первых порах это получилось еще во многом наивно, слишком подчеркнуто, намеренно резко. Стоя на одном колене, Геракл натягивает тетиву лука и прицеливается во врага. В мастерской постановке фигуры нет узорочья контура архаического Париса западного фронтона: необходимое для боя положение тела оказывается естественным и потому красивым.
Слайд 14
Воин натягивающий тетиву
Скульптура
Греция классический период
Слайд 15
Во второй четверти V века до н. э.
в искусстве Греции происходят значительные изменения. О них свидетельствуют
мраморные статуи фронтонов храма Зевса в Олимпии. В торжественной и сдержанной восточной композиции изображен момент перед состязанием героя Пелопса и царя Эномая. Рядом с величавым Зевсом показаны соперники, далее - лирические женские образы. По бокам - колесницы и лошади, возничие, прорицатель, мальчик. В композиции выступает свойственный скульптуре ранней классики красноречивый язык жестов и поз.
Слайд 17
В размещении фигур западного фронтона, где возле Аполлона
изображены борющиеся с кентаврами греки, больше динамики, меньше торжественности.
Античный поэт Овидий рассказывает о бесчинствах кентавра Эврита и других "тучеродных зверей" на свадьбе Пирифоя:
"С Гипподамией свой брак справлял Пирифой Иксионов.
Вот тучеродных зверей - лишь столы порасставлены были -
Он приглашает возлечь в затененной дубравной пещере...
Вдруг замешался весь пир, столы опрокинуты. Силой
Схвачена за волоса молодая супружница.
Эврит Гипподамию влачит, другие - которых желали
Или могли захватить".
Слайд 19
Ранняя классика. Круглая скульптура и рельефы
Первые победы
греков над персами, способствовавшие росту патриотических чувств, сделали очевидным
необходимость объединения полисов. Борьба с персами воспринималась как борьба свободных городов с деспотией. В статуе Аполлона из Пьомбино заметно почти архаическое изящество, но пластическое решение новое. Изваяние могло быть создано лишь в период, когда особенно свежими и непосредственными были впечатления художников от красоты открывшегося перед ними реального мира.
Образ, навеянный скульптору прекрасными юношами-атлетами, победителями на состязаниях, вызывает в памяти строки поэта Симонида Кеосского:
"Вот он, смотри, Феогнет, победитель в Олимпии, мальчик
Столь же прекрасный на вид, как и искусный в борьбе,
И на ристалищах ловко умеющий править конями.
Славою он увенчал город почтенных отцов".
Слайд 21
Живопись и вазопись
Принципы чернофигурной техники, заставлявшей мастеров
показывать фигуру силуэтом, а детали процарапывать иглой, сковывали их
желание создавать свободные композиции и привели к поискам новых возможностей. Приходящийся на период поздней архаики переход к краснофигурной вазописи нагляден в работах Андокида. Сравнение двух росписей в разных техниках, но на одну тему - пир Геракла - показывает, что изменились не только цвета фона и фигур.
Слайд 23
В чернофигурной больше действующих лиц, детали процарапаны, значительная
роль отводится орнаменту. В краснофигурной внимание сосредоточено на главном:
оставлены лишь Геракл и Афина, изображенные крупнее, пером нанесены складки одежд, глаза, мышцы. Естественнее поза лежащего Геракла, правильнее показана его фигура, ставшая объемнее и пластичнее. Известны также росписи амфор в разных техниках с изображением Геракла, похищающего из Аида пса Цербера.
Слайд 25
Выдающийся мастер этой переходной для вазописи эпохи Евфроний
работал в разных техниках: на одной из его чернофигурных
пелик показан торговец оливковым маслом, на краснофигурной - прилет ласточки. Бытовые зарисовки Евфрония далеки от жанровости в ее современном понимании. В них всегда ощутима значительность смысла, стоящего за внешне простым сюжетом. В росписи с ласточкой мальчик, юноша и мужчина охвачены общим радостным чувством прихода весны. Рядом с каждым изображенным персонажем Евфроний помещает произносимые им слова:
"Смотри, ласточка",-обращает внимание на птичку юноша. "Правда, клянусь Гераклом. Уже весна" - утверждает мужчина, а мальчик заканчивает несложный разговор восклицанием: "Вот она!".
Слайд 26
Работа
Выдающегося мастера
классического периода
Евфрония