Слайд 3
Периодизация истории
Древней Индии
«Харрапская» цивилизация. XXV – XVI вв.
до н.э.
Ведический период. XI – V вв. до н.э.
Эпоха
Маурьев. 2 п. I тыс. до н.э.
Период ранних империй (Гуптской и Кушанской). I – V вв. н.э.
Слайд 4
Крупнейшие города – Махенджо-Даро и Хараппа.
Ирригационное земледелие
Геометричная планировка
городов
Иероглифическая письменность,
не расшифрована
Неизменность культурных форм
Закрытость культуры и отсутствие
заимствований
Слайд 6
Арийские племена переселяются на территорию Индостана в XII
веке до н.э. В IV в. до н.э. возникло
первое объединенное государство - империя Маурьев
Слайд 7
Ведический период
«Веды» - комплекс текстов философско-религиозного содержания, написанных
на древнем языке санскрите (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Адхарваведа).
Ригведа –
сборник гимнов, посвященных богам.
Боги: Индра – бог грома, Варуна – бог мирового порядка и справедливости, Агни – бог огня, Сурья – бог солнца (33 высших бога, нет иерархии)
Слайд 8
Брахманизм
В I тыс. до н.э. разрабатывается продолжение ведической
религии – брахманизм.
В центре религии понятия Брахман – мировая
душа и Рита –порядок вещей, мировой закон бытия.
Выделяется троица богов (тримурти)
Слайд 9
Брахма
Бог творец мира и человека, проявление космической души.
Рожден из цветка лотоса.
Имеет 4 головы, которые олицетворяют 4
Веды, 4 руки -4 стороны света.
Слайд 10
Вишну
(всеобъемлющий)
Бог охранитель мира. Является в мир
в разных аватарах (воплощениях), которых было 9 из 10
- самые известные – Кришна, Рама, Будда.
Слайд 11
Шива
благой, милостивый
Бог разрушитель. Изображается с множеством рук в
позе лотоса или в танце. Может соединять мужское и
женское начало.
Слайд 12
Основа брахманизма – учение о переселении душ –
сансара.
Последующие перерождения определяются кармой – суммой всех поступков.
Слайд 13
Формируется новая социальная структура
Слайд 14
Эпоха Маурьев
Появление буддизма – первой мировой религии
Основатель Сиддхартха
Гаутама Шакья-муни .
Достиг состояния просветление и стал называться Буддой.
Слайд 15
Четыре благородных истины:
Суть жизни – страдание
Причина страданий –
желания и привязанности
Избавиться от страданий можно избавившись от желаний
Для
этого существует «серединный путь спасения»
Цель жизни – достижение нирваны (угасание, затухание) – состояние отсутствия страданий, просветление.
Слайд 16
Эпоха ранних империй
Возникновение индуизма – синтеза брахманизма и
буддизма.
Характеристики: поклонение священным животным, культ предков, отсутствие единой
церковной организации, множество сект, вера в сансару, признание кастовой иерархии.
Выделились три основные ветви: вишнуизм, шиваизм, кришнаизм.
Слайд 17
Главной буддистской святыней становятся ступы –сооружения полусферической формы,
где хранятся религиозные реликвии.
Слайд 18
Торана – ворота ступы особо почитались и украшались
как
выходы и входы мира.
Слайд 20
Возведение ступ вместе с буддизмом распространилось по всей
Юго-Восточной Азии
Слайд 23
Радхи
Прибрежный храм
в Махабалипураме
Слайд 24
По долинам небольших рек высечены скальные храмы и
монастыри. (Аджанта)
Слайд 25
Аджанта. Высеченный в скале вход в храм.
Слайд 26
Части
скального монастыря
1. Стамбха – мемориальная колонна;
2. Центральный зал
храма;
3. Ритуальная ступа;
4. Обходная галерея вокруг ступы.
1
2
3
4
1
2
Слайд 28
Молельный зал и ступа в 26-й пещере Аджанты.
Слайд 29
Стены многих скальных
храмов покрыты росписями
на сюжеты буддийских легенд.
Слайд 30
Сложился
скульптурный канон
изображения
Будды. Позы были канонизированы (поза лотоса)
Слайд 31
Каноническими становятся
и черты лица Будды.
Будда изображался
с миндалевидным
овалом лица,
с
длинными мочками ушей
(знак благородного
происхождения),
третьим глазом
или драгоценностью во лбу
(знак духовного
видения),
бугром на темени
(знак мудрости).
Слайд 33
Фигуры
сидящего Будды
продолжают
создаваться
и в XX веке.
Слайд 34
Другой канонической позой Будды стала «поза нирваны».
Слайд 38
Цивилизация Древнего Китая
Архаичный. До XXI в. до н.э.
Эпоха
«Ся». Легендарный (дописьменный) период. XXI – XVI вв.
Шань –
Инь. XVI – XI вв. до н.э.
Чжоу. XI – III до н.э.
Ранних империй (Цинь и Хань) III – I вв. до н.э.
Слайд 39
Характерные черты китайской культуры:
обращение к ценностям реальной земной
жизни;
определяющая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний;
обожествление сил природы
эстетизация
и поэтизация природы
Слайд 40
Небо (Тянь) – верховное божество, высший безличный принцип
мироздания.
Правитель – сын Неба, страна – Поднебесная
Мир возник в
результате разделения первоначальной субстанции ци на легкие частицы – ян и тяжелые – инь.
Ян – небо, мужчина, свет, добро, теплота и т.д.
Инь – земля, женщина, темнота, зло, холод и т.д.
Слайд 41
Конфуцианство (Конфуций VI-V вв. до н.э.)
– соблюдение
древних традиций и ритуалов
– почитание предков, старших, иерархичность
социальных отношений
– семья – образец для государства.
– стремление к знаниям – высшая добродетель человека
Конфуцианский храм в Тибете
Слайд 42
Даосизм (Лао-Цзы IV- III вв до н.э.).
Дао
(путь) – всеобщий универсальный закон гармонии мира.
Задача каждого человека
– слиться с Дао.
Путь к Дао – у-вэй – недеяние, созерцательное отношение к жизни.
Лао-Цзы
Современный даоский храм
Слайд 43
Буддизм проник в Китай на рубеже III - II
до н. э. и воспринимался как часть даосизма.
К VI
в. приобрёл статус государственной религии.
Ворота Буддийского храма
Слайд 44
Великая китайская стена – древнее оборонительное сооружение –
(V в. до н.э. – XVII в.)
Протяженность стены
от 4,5 до 6 тыс. км, толщина в среднем 5 метров, высота 6-10 метров.
Слайд 45
Погребальный комплекс императора Цинь Шихуанди,
3 тыс. керамических
воинов, коней и колесниц, выполненных в натуральную величину.
Слайд 46
Малая пагода диких гусей, Сиань
Храм неба
Ворота, ведущие в
погребальный комплекс императоров династии Мин
Слайд 47
Запретный город (Пекин)— самый обширный
дворцовый комплекс в мире (961x753 метров), 720 тыс. м2,
главный дворцовый комплекс китайских императоров с XV по начало XX века (правили 24 императора династий Мин и Цин). Первым из китайских объектов занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества (в 1987 г.).
Слайд 48
Письменность прошла этапы развития от идеографии до иероглифики.
Слайд 49
Во II тыс. до н.э. появляются надписи на
ритуальных бронзовых сосудах, а с начала I тыс. до
н.э. для письма стали использоваться бамбуковые планки, скрепленные шнуром. Текст писался вдоль планки по вертикали.
Слайд 50
В III в до н.э. стали применять для
письма шелк, но он был очень дорог. В I
в. до н.э. китайцы изобрели бумагу, что способствовало широкому распространению письменности. Писали с помощью кисти тушью, изготовленной из каменного угля или сажи от сжигания сосновых дров.
Слайд 51
Китайская иероглифическая каллиграфия
Слайд 52
В науке систематизируются накопленные знания. В математике используют
отрицательные числа. В астрологии расширяется карта звездного неба, наблюдают
за солнечными пятнами, изобретается первый небесный глобус. В медицине используются 36 трактатов о болезнях и фармакологии. Изобретен сейсмограф, компас и спидометр.
Слайд 54
Позже были изобретены книгопечатание и порох.
Именно в Китае в области письменности и
книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена.
Слайд 55
В Древнем Китае впервые была написана «Фармакология», впервые
стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые
применили и описали методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем.
Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны «кунг-фу».
Слайд 56
Непрерывность живописной традиции. Основные жанры:
-живопись растений,
-живопись цветов
и птиц,
-живопись гор и вод,
-жанр портрета.
Слайд 57
Жень Женьфа. Ястреб, схвативший воробья