Слайд 2
Разновидности мифов
Космогонические— о происхождении мира
солярные мифы
лунарные мифы
астральные
мифы
Эсхатологические— о конце мира
Антропогонические мифы — о происхождении человека
культурный
герой
Календарные мифы -
мифы об умирающем и воскресающем звере
Умирающий и воскресающий бог
Мифы о животных
Культовые мифы
Слайд 3
Высший уровень первобытного сознания - мифология.
Мифология —
это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний.
Миф
есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов.
В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли о нем.
Слайд 4
Своеобразие мифа:
он не нацелен на выявление объективных
закономерностей мира.
Миф выполняет функцию установления идеального (но осознаваемого
как реальное) равновесия между родовым коллективом и природой.
В мифе нет различия между реальным и сверхъестественным.
Слайд 5
Отличие мыслительной деятельности на уровне мифологического сознания от
понятийно-мыслительной деятельности эпохи цивилизации:
- преобладание умозаключений по аналогии;
- обобщение
на основе подражания;
- недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;
- неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию;
- неразличение случайного, единичного, неповторимого и необходимого, общего, повторяющегося.
Слайд 6
В мифе существуют также свое, особое мифологическое время
и мифологическое пространство.
Мифологическое время — это некое далекое
прошлое, время Творения Мира богами, «Время великих сновидений», которое качественно отличается от настоящего, от современности.
Вместе с тем время Творения — это некая модель, образец современных событий.
Слайд 7
Мифологическое пространство
— это пространство родовой жизни, часть
мира, в которой появился и функционирует данный род со
своим определенным тотемом,
т.е. родоначальником, в качестве которого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорганический предмет.
Слайд 8
Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся.
Ранние мифы — краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые, очень простые
по содержанию.
Бинарно-ритмические оппозиции в самых древних мифах — простейшие, не имеют логических связей, переходов.
В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто изображались в облике животного (зооморфное видение мира).
Слайд 9
В древнеиндийских сочинениях присутствует изображение Вселенной в
образе жертвенного коня:
«Утренняя заря — это голова жертвенного
коня, солнце — его глаз, ветер — его дыхание... небо — его спина, воздушное пространство — его брюхо, земля — его пот, страны света — его бока... дни и ночи — его ноги, звезды — его кости, облака — его мясо, пища в желудке — это песок, реки — его жилы, печень и легкие — горы, травы и деревья — его волосы».
Слайд 10
Широко распространен в первобытных мифах образ мирового дерева.
Вселенная представлялась как громадное космическое мировое дерево. В таком
дереве четко выявлялись три составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоятельный мир:
верхушка (где живут духи и боги),
столб (скрепляющий Космос) и
корень (уходящий в землю, на которой живут люди).
Слайд 11
Этапом исторического развития мифа был процесс антропоморфизации мифологии,
т.е. на смену Вселенной в образе животного или мирового
дерева постепенно приходит Вселенная в образе человека.
Такие преобразования мифологии отражали глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней к поздней родовой общине.
Все больше появляется мифов о гигантском космическом первочеловеке, из частей которого был создан видимый мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней Индии, есть рассказ о Пуруше, первочеловеке, из частей которого появились мир, люди, касты людей и др.
Слайд 12
Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом
Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время
которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне.
Осевое время также характери-
зуется появлением религий
Спасения. ( 500г.до н.э.)
Слайд 13
Примеры философских и религиозных учений осевого времени:
Конфуцианство;
Даосизм;
Легизм;
Моизм;
Буддизм;
Зороастризм;
Иудаизм;
Античная философия
Слайд 14
Истина о страдании
Мир полон страданий. Рождение — страдание,
болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным
— страдание, разлучение с приятным — страдание.
Истина о происхождении и причинах страдания
Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими.
Истина о подлинном прекращении страдания.
Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости).
Истина о путях к прекращению страдания
Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны.
БУДДИЗМ
Слайд 16
Учение Конфуция записали его ученики в книгу
«Беседы и высказывания».
Основу этой школы можно выразить словами ее
основателя: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном».
Основу воспитания составляет точное следование церемониям, которые представляют собой внешнее выражение долга, любви, преданности..
конфуцианство
Слайд 17
Целью в конфуцианстве является обретение характера благородного мужа,
то есть человека, который верен, справедлив, предан императору и
добр к народу.
В конфуцианстве понятие Бога как такового отсутствует вообще, и, по сути, конфуцианство правильно было бы назвать не религией, а философией.
Слайд 18
ДАОСИЗМ - китайская религия и одна из основных
религиозно-философских школ.
Возник в сер. 1-го тыс. до н.
э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основной представитель – Лао-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.
ЛЕГИЗМ, «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4–3 вв. до н.э. теоретическое
обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221–207 до н.э.).
Слайд 19
Иудаизм
первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый
учением о сотворении человека Богом по своему образу и
подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку,
Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека.
Религия, предположительно, оформилась
На рубеже II – I тыс.до н.э.
Слайд 20
Христианство возникло в середине I в. н.э. на
территории Римской империи в
Палестине.
Христианство возникло как ответвление от иудаизма.
Священную книгу иудеев Танах (Тора) христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом.
Кроме того особо почитаемыми являются книги Нового Завета.
В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи.
Слайд 21
Особенности христианства:
Во-первых, его монотеизмом . Все остальные
религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими.
В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно.
Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. В христианстве эти идеи были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны.
В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни.
В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности.
В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды.
В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми.