Слайд 2
Египетская мифология
Египетская мифология - одна из самых древних. Она
начала формироваться около 5 тысяч лет до нашей эры,
задолго до возникновения развитой цивилизации. В каждой области складывался свой собственный пантеон богинь и богов, свои мифы.
Слайд 3
«Книга мертвых»
В египетской мифологии огромную роль играл культ
мертвых и потустороннего мира. О загробном мире повествует "Книга
мертвых", которая писалась, начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта.
Слайд 4
Чувство прекрасного
У древних египтян впервые в истории культуры
мы находим уже высоко развитое чувство красоты, прекрасного. Прекрасное
большей частью конкретный предмет — реальный или нереальный, но не понятие прекрасного вообще. Вместе с тем важно указать, что в мышлении древних египтян уже существовали общие представления прекрасного, это видно из того, что разнообразнейшие суждения о прекрасных предметах и явлениях действительности они объединяли с фантазией в виде общего вывода о прекрасном.
Слайд 5
Религия и эстетика света
Древний Египет является родиной световой
религии и эстетики света. Бог солнца Ра издавна был
главным богом египетского пантеона. Свет и красота с древнейших времен отождествлялись в египетской культуре. Сущность божественной красоты нередко сводилась к сиянию.
Слайд 6
Безобразное
Безобразное, как и прекрасное, не выступает у древних
египтян еще в виде общей эстетической категории, а существует
только как представление о безобразных вещах и явлениях, имеющих определенные общие отрицательные черты. Безобразное рассматривалось египтянами в виде силы, враждебной прекрасному, силы, ведущей борьбу с прекрасным.
Слайд 7
Возвышенное
Идею возвышенного легче всего проследить в искусстве, конечно
же, в первую очередь, архитектуре, древних египтян. Древнеегипетская цивилизация
поражает значительной долей алогизма, расточительностью человеческой энергии из-за неуемного стремления к исполинскому, гигантскому, величественному.
Слайд 9
Теория исскуства
Согласно религии, искусство — откровение богов. Оно,
как и все другое, «измышлено» богами и получило значение
в результате обозначения соответствующими словами. Все, сделанное человеком, как говорится в одном из богословских трактатов, возникло «по приказанию» мысли или, в конечном счете, бога. Египтяне всю свою культуру считали откровением богов. Боги царствовали некогда над их родиной; Осирис и Исида были цивилизаторами. Тот — покровителем и охранителем культуры, изобретателем письма, культа, всякого знания и государственности.
Слайд 10
Реалистическое изображение
Своеобразие представлений египтян о магической функции искусства
вытекало из их требования максимально возможного визуального соответствия изображения
оригиналу. Именно с заупокойным культом связано большинство предельно реалистических скульптурных портретов египетского искусства, В связи с этим появляются и первые намеки на теорию реалистического или «миметического» (в греческом смысле) изображения. Один и тот же человек мог изображаться в условной и в реалистической манерах. При этом последняя особо оговаривалась.
Слайд 11
Письменные памятники
В сохранившихся до нас фрагментах древнеегипетских письменных
памятников говорится о правдивом отражении действительности как о высшем
критерии художественного творчества вообще.
Слайд 12
Понятие образа
В древнеегипетских текстах можно найти истоки еще
одной значимой для истории эстетики проблемы—это понятие образа (кедут),
подобия, изображения. В гераклеопольском мифе «Сотворение мира» (XXII век до н. э.) говорится о том, что люди—«его (бога) подобия, вышедшие из его тела». Какая степень изоморфизма или соответствия имеется здесь в виду под подобием, сказать так же трудно, как и о библейской парафразе «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт., I, 26). Ведь речь в мифе идет о боге-солнце.
Слайд 13
Быт
С природной красотой египтяне не расставались и дома.
С помощью художественного творчества многие бытовые предметы становились продолжением
природного совершенства: на ручке ложки распускался лотос, бокал для вина также делался в форме цветка, потолок над головой превращался в звездное небо, пол — в зеленый покров из речных трав, меж которыми скользили рыбы, стены украшали изображения пальм с летающими над ними бабочками.
Слайд 14
Боги Древнего Египта
Амат (Амт, Амамат)
Амат - мифологическое чудовище,
но также богиня возмездия за грехи. В её образе
совмещались черты крокодила, льва и гиппопотама: тело принадлежало гиппопотаму, лапы и грива льву, а голова крокодилу.
Слайд 15
Боги Древнего Египта
Амон-Ра
В Фивах (Верхний Египет) Амон был
местным богом ветра.
Слайд 16
Боги Древнего Египта
Анубис
Бог погребальных обрядов, он защищал тело
в период подготовки к похоронам и оберегал мумию в
гробнице. Изображали его с головой шакала.
Слайд 17
Боги Древнего Египта
Атон
Бог Солнца. В период правления фараона
Эхнатона Атон был единственным богом египтян. Считалось, что Атон
сотворил все вещи и правит всем миром.
Слайд 18
Боги Древнего Египта
Атум
Бог заходящего солнца. Культ его слился
с культом солнечного бога Ра, и Ра-Атум стал верховным
богом Египта. Он считался предводителем девяти великих богов, которым поклонялись в Нижнем Египте.
Слайд 19
Боги Древнего Египта
Гор (Хор)
Сын Осириса и Исиды, бог
восходящего солнца. Его заклятым врагом был Сет, захвативший трон
Осириса.
Слайд 20
Боги Древнего Египта
Маат
Дочь Ра, богиня истины и справедливости.
Маат наблюдает за правильностью совершения религиозных ритуалов и следит
за поведением людей.
Слайд 21
Боги Древнего Египта
Монту
Бог войны с головой сокола. Его
священным животным был бык Бухие, который считался «душой Ра».
Слайд 22
Боги Древнего Египта
Нун
Бог первозданного хаоса, олицетворение беспредельной и
бесформенной водной пучины, существовавшей в начале времен, до сотворения
мира. Из глубин Нуна чудесным образом родился Ра, ставший «отцом богов».
Слайд 23
Боги Древнего Египта
Осирис
Бог плодородия, научивший людей возделывать землю
и поклоняться богам.
Слайд 24
Боги Древнего Египта
Ра
Солнечный бог, изображавшийся с головой сокола,
увенчанной солнечным диском или коброй.
Слайд 25
Боги Древнего Египта
Упуат
Бог, сопровождавший душу покойного в загробное
царство. Изображался с головой шакала или волка. Иногда отождествлялся
с Анубисом.