Слайд 2
Городская культура в России до XVIII века
Общая культура
в городе и деревне
Традиционные формы:
традиционная свадьба и похороны
(с причетом, песнями, оберегами и др.),
ряженье на свадьбе и на святках,
игры на собраниях (при дворе на балах играли в жмурки и «Заплетися плетень»)
Слайд 3
Петровские реформы.
Причины разрушения фольклорных традиций в городе
Внедрение
европейской культуры
Все больший отрыв от природных циклов и от
календарной обрядности
Разрушение традиционных обрядов в городе:
Петр запретил причитания даже на похоронах матери;
изменилась свадьба
Использование традиционного фольклора в профессиональном искусстве. Переработка фольклора
Слайд 4
Происхождение городских песен
XVIII век:
Реформы Петра, европейская культура,
проникновение в Россию новой музыки: опера, ассамблеи, концерты –
европейские танцы, игра на новых инструментах, новые ритмы (трехдольный).
Появились канты – простые, плавные, удобные для пения мелодии.
Два верхних голоса идут параллельно, бас – фундамент.
Канты стали очень популярны в народе: «Как на матушке на Неве-реке».
В кантах могли использоваться популярные напевы народных песен, особенно плясовых и хороводных.
Армейская музыка, фанфары, солдатские хоры (пели в том числе и канты)
Развивается профессиональная поэзия, которая начинает с подражания
1) народной и
2) западно-европейской романтической поэзии:
силлабо-тонический принцип, появление рифмы, метрики.
Городская песня складывается на основе:
- крестьянской песни (заимствованы отдельные мелодические обороты и широкий распев)
- профессиональной западно-европейской музыки и отчасти поздней украинской песни (новый склад мелодики (кантовое многоголосие), аккордовый принцип, метрическая квадратность).
Ф. Прокопович «Плачет пастушок в долгом ненастье», Г. Державин «Пчелка златая, что ты жужжишь»
- книжной поэзии - новые стихотворные ритмы (силлабо-тонические).
К XIX в. формируется городская песня
мелодия теперь складывалась не одновременно со словами, а на ранее сочиненные слова.
Стихи распевались:
Стонет сизый голубочек, Вечерний звон, Среди долины ровныя и др.
Бывали частичные совпадения мелодии в разных песнях – из-за однородного способа складывания.
Слайд 5
Народная песня и ее поздние трансформации
Народная лирическая песня:
- любовная и семейная тематика. Солдатские, разбойничьи песни
-
нет рифмы. Традиционная символика и образность:
Калинушка с малинушкой – лазоревый цвет.
Веселая беседушка, где миленький/батюшка пьет.
Он пить не пьет, родимый мой, - за мной, младой, шлет.
- народное многоголосие: одна мелодия распевается на разной высоте. Один голос – много подголосков.
Мелодия преобладает над текстом. Распеваются слоги.
Сначала складывается мелодия, потом текст.
Городская песня:
- любовная тематика
- меньше символики, образности
- рифма
Что стоишь качаясь тонкая рябина
Головой склоняясь до самого тына
Головой склоняясь до самого тына
А через дорогу за рекой широкой...
Также одиноко дуб стоит высокий
Аккордовый принцип строения
Сначала появляется текст, потом к нему подбирается музыка.
Слайд 6
Городская и народная песни
Городские песни быстро проникали в
крестьянскую среду и распевались – но вариантов было не
так много, как у настоящей народной песни.
Популярность, престиж городской песни в деревне
То не ветер ветку клонит – В.С. Межевич
По Дону гуляет казак молодой – шведская баллада в свободном переложении Д.П. Ознобишина (стих-е «Чудная бандура»)
Дубинушка - В.И. Богданов
Меж крутых бережков – М. Ожегов
Ехал из ярмарки ухарь-купец – И.С. Никитин
Хас-Булат удалой – А.Н. Амосов
Спи, младенец мой прекрасный – М.Ю. Лермонтов
Вот мчится тройка удалая – Ф. Глинка
Что стоишь, качаясь… - И. Суриков
Сиротою я росла в поле, как былинка – И. Суриков
Слайд 7
В конце 19 в. городская любовная песня впитала
в себя мещанскую надрывную тематику:
Жестокие романсы (Пускай могила
меня накажет, Зачем ты, безумная, губишь…)
Новая (жестокая) баллада:
Маруся отравилась; Как на кладбище Митрофаньевском (отец дочку зарезал свою); Шумел камыш
Содержание:
гиперболизированные, драматизированные любовные переживания; роковые обстоятельства, трагические случайности.
Смерть героини, самоубийство и т.д. – признак подлинности, силы чувства.
Нарушение правдоподобия: инцест, суицид, чудовищные убийства.
Сентиментальность и романтичность
Обилие бытовых деталей, натуралистичность
Слайд 8
В.Е. Гусев и его сборник
Песни русских поэтов, Л.,
1988
Собрание стихотворений русских поэтов с 18 до начала 20
в. – стихотворений, ставших песнями, романсами.
Указатели песен, стихотворений, авторов
Подборка песен литературного происхождения, неизвестных авторов
Слайд 9
Итоги развития народной песенной традиции
К концу 19 века
традиционная лирическая – особенно протяжная – песня уходит.
Большая часть
крестьянского репертуара конца 19 – всего 20 века – песни литературного происхождения
Развитие сюжетного, балладного – и психологического, романсового начала
Много песен невысокого художественного достоинства
Возникновение и расцвет частушек (19-20 вв)
Окончательная «профессионализация»: на смену народной традиции приходит авторское творчество и массовая культура
Слайд 10
Жанры городского фольклора начала XX в
Песни – романсы,
новые (жестокие) баллады, частушки – опора на литературную и
профессиональную музыкальную традицию
Обряды (свадьба, похороны, крестины, день рождения, Новый год и Рождество, общественные праздники) – забвение исходного смысла традиционных праздников.
Проза – устные рассказы, приметы, поверья, слухи.
Вяземский: «сплетня - это всеобщая история человека и человечества в малом виде». «Гласная повесть» и «всеобщая молва» «служит зеркалом общества», а «положенные на бумагу, слухи и вести получают значение исторического документа».
Фольклор народных гуляний, ярмарок – «питательная среда» городских традиций. Шутки, выкрики зазывал, куплеты, раешный стих, сценки.
Слайд 11
Причины разрушения фольклорной традиции в городе
Общая деятельность и
общее мировоззрение – основа устного коллективного творчества.
Сознание единства жизни
человека и рода и условия свободного общения необходимы для существования традиции.
Эти условия есть в деревне, но в городе – фрагментарно, частично.
Влияние профессионального искусства:
Фольклор – не сценическое искусство, а традиция, неотделимая от бытовой жизни.
В городских условиях даже ярмарочная традиция стала воспроизводить модель «концерта», исполнения для зрителей, слушателей.
Основа фольклорного воспроизведения, сотворчества разрушилась
Слайд 12
Городской фольклор
Укоренен в быту, повседневности, но не охватывает
всей жизни и всего населения в целом
Условия для свободного
общения, коллективного творчества в городе – ситуация беседы, досуга, общей работы
Опирается на профессиональную культуру.
Сохраняет рудименты традиционных и даже архаических представлений
Слайд 13
Современный городской «фольклор» или постфольклор
Слайд 14
Отличие от архаического родового и классического крестьянского фольклора
Идеологическая маргинальность. Основные идеологии реализуются через литературу, кино, СМИ,
церковь и др.
фрагментированность. Это традиции не всего общества, а его небольших ячеек, не связанных между собой, не имеющих общего мировоззрения
Субкультура: городское культурное пространство неоднородно, фрагментарно. Это неофициальная культура, часть (подсистема) общенациональной культуры, сложившаяся на базе ограниченного сообщества (половозрастного, территориального - землячества, профессионального, досугового и др.)
Закрытые сообщества: потребность в самоидентификации (уголовники, солдаты, туристы, программисты, болельщики, автостопщики, молодежные группы и др.)
Проницаемость границ даже самых закрытых сообществ. Распространение их творчества за пределами группы.
Слайд 15
Жанры постфольклора
Проза: мемораты, в том числе мифологические рассказы
(о черном альпинисте, о покойниках и т.п.), предания (топонимические),
слухи, сплетни
Анекдоты, а также шутки, приколы (розыгрыш), стеб и др.
Песни (по большей части это переделки известных песен: использование мелодии и пародирование текста):
Не доверяйте деве юной
Крепить страховку на стене
Граффити (знаки своего сообщества, самоидентификация, освоение пространства)
Слайд 16
Жанры постфольклора
Обряды:
посвящение,
начало-середина-конец срока (у солдат или
в тюрьме), маршрута (у туристов). Экватор у моряков, меридиан
(середина месяца),
дни рождения участников.
Установка знака на месте цели или отметка определенной точки маршрута (повязать цветную тряпку на священное дерево в трудном месте маршрута, оставить граффити и т.п.)
Табу: например, у туристов нельзя ставить палатку на месте, где раньше жили люди (на месте разрушенного дома)
Если решил ехать автостопом, не нужно менять решения, возвращаться и т.п.
Приметы, восходящие к жертвоприношению: погладить собаку или петуха на ст. Пл.Революции.
Слайд 17
Особенности жанров постфольклора:
Быстрая изменяемость:
нет установки на передачу и
сохранение традиции от поколения к поколению.
Есть установка на
новизну, актуальность для данного круга.
Например, корпус актуальных анекдотов меняется очень быстро
Одни тематические циклы устаревают,
(о Штирлице, об армянском радио, о чукчах)
Другие появляются (о евреях, о блондинках)
Слайд 18
Постфольклор можно разделить на:
Фольклор города
Фольклор субкультур
Слайд 19
Городская мифология
Низшая демонология (рассказ о духах места и
т.п.)
Приурочена локально, местная традиция (не общенациональная)
«Нехорошие» или счастливые места:
поляны, пещеры (туристы, альпинисты), чердаки и подвалы зданий (школьники), станции метро и др.
Представления о духах-хозяевах этих мест. Как правило, это души людей, погибших неестественной смертью.
Рассказы об НЛО, пришельцах и проч.
Сходство с традиционными фольклорными поверьями, быличками - трансформация традиционных сюжетов или подобие (объясняемое психологическими типологическими причинами)?
Слайд 20
Топонимический постфольклор. Осмысление городских памятников
Слухи и легенды о
возникновении памятника:
Когда памятник Пушкину открьли на Тверской, то Пушкин
стоял не как сейчас с непокрьтой головой. Он был, как положено, в шляпе. Ёхал вскоре по Тверксой царь. Все, конечно, кланяются, шапки долой. Один Пушкин стоит в шляпе. Царь туг и велел с памятника шляпу снять, дать Пушкину в руку, а руку завести за спину. Так, глядите и остался до сего дня.
Петр 1 сидел на коне на берегу Невы и сказал: «Все Бога и мое». Сказал и перепрыгнул Неву. А потом сказал: «Все мое и Бога>. И окаменел.
Памятник как место встречи:
Ласковый дедушка на ст. метро Белорусская (Москва) _ партизан с вытянутой рукой. Под нее можно встать' и кажется, что дедушка гладит по головке (это место встречи влюбленных и дедушка утешает ожидаюших).
Шутливые объяснения:
В городе Вологде стоит на постаменте танк – и все обращапи внимание, что ствол его направлен на дом местной элиты.
Па-де-де из балета «Апрельские тезисы» - один из памятников Ленину.
Анекдоты:
Говорят, что гитлеровцы в Киеве приковали к мостовой памятник Богдану Хмельницкому.
- 3ачем?
- Боятся, чтобы не пошел в партизаны...
Ритуалы:
Памятникам чистят ботинки, натирают нос, украшают к празднику. Петру I у домика Петра натирают нос выпускники-нахимовцы
Приметы
(ходят к памятнику ради удачи)
Магические свойства памятников и других значимых мест: В Петербурге считалось, что прикосновение к надгробной плите на могиле П!авла 1 в П!етропавловской крепости излечивает от зубной боли.
Слайд 21
Элементы топонимического фольклора
Неофициальные названия районов, парков, рек
Легенды, слухи,
объясняющие возникновение районов и названий:
улица Полынка (Тамбов) –
потому что полынь росла.
Особые места в городе и связанные с ними традиции (ритуалы) и нарративы:
Камень влюбленных (Пермь), мост влюбленных (Москва); колодцы, названные по именам, в Тамбове; набережная Обводного канала у реки Волковки как нехорошее место (Петербург)
Граффити: символика, поэзия, ритуал нанесения, социальные взаимоотношения через граффити
Слайд 22
Фольклор субкультурных сообществ: рассказы туристов
Основная цель мифологических рассказов
– посвятительная и дидактическая
Основной образ – идеальный, опытный турист.
Цель
– формирование образа идеального профессионала:
О том, как сумели выйти из трудного положения, не испугались, справились и т.д.
Слайд 23
Мифологические рассказы и поверья
Черный Альпинист – это погибший
человек. Он пришел с группой товарищей, но отстал, потерялся
и замерз. А товарищи его не заметили и ушли. С тех пор он и ходит, ищет тех людей, чтобы отомстить.
Красный 3апорожец
Когда совсем ничего не помогает, приезжает бабушка на красном Запорожце старой модели и везет очень быстро и дешево.
Белая Дама. Катакомбы под Одессой. Там видели часто Белую Даму. Она появляется из тьмы и зовет человека посмотреть новые, неоткрытые участки катакомб. Местные жители говорили, что это заблудившаяся женщина, которая ушла в катакомбы, когда ей изменил любимый, и не вернулась.
Хозяин пещеры, которого никто не видит, но о котором нужно говорить с уважением. В одной из Кизиловских пещер вылеплен его бюст. Новички должны здороваться с Хозяином и ставить ему свечки.
Слайд 24
Ритуалы в традиции туристов
Особо празднуются:
Начало, середина, финал пути.
«Экватор» - середина пути.
Элементы посвящения: розыгрыши новичков (у спелеологов:
вешать в пещере маску, направлять новичков по неудобному долгому маршруту, засовывать носок в котел с чаем; пугать страшными рассказами о боге реки и т.п.))
Приметы:
Плохая погода – виноват тот, кто что-то забыл дома, неправильно уложил рюкзак, взял с собой зонтик.
Слайд 25
Альбомная традиция
Специфическая письменная традиция
Восходит к салонному общению конца
XVIII – XIX вв.
Изначально – собрание памятных записей и
пожеланий.
Альбомы включали в себя также практические бытовые записи (кулинарные рецепты), служили песенниками, могли содержать даже целые литературные произведения.
Традиция сохранилась в досуговых формах современной молодежи:
Девушек
Солдат
Малолетних преступников (тюремная традиция)
Слайд 26
Альбомная традиция
Жанровый состав:
Песни: современные шлягеры, жестокие романсы
Стихи,
В
том числе
Устойчивые начальные и конечные формулы и стихи.
Пожелания
Дидактические
Афоризмы
Шутки
Аббревиатуры –
шутки, пожелания, афоризмы
Функции:
«воспитание чувств»
коммуникация
Хозяйка этого альбома _
Моя симпатия и хизнь.
Смотри, читатель незнакомый,
В хозяйку эту не влюбись.
Мой адрес:
Город Любовь,
Улица страдания,
Дом ожидания,
А пока до свидания!
Будь умна, скромна, красива,
Будь застенчива, добра,
И тогда тебя полюбят
33 богатыря.
Любовь – это хрустальная ваза, которую легко разбить, но трудно склеить.
Слайд 27
Примеры альбомных записей
Мальчик – не трамвай
Убежит – не
догоняй,
Жди следующего
Если будешь ты у моря,
Голубых цветов
не рви,
Если любишь ты мальчишку –
Никому не говори.
Если хочешь быть счастлива,
Ешь побольше чернослива
И от этого в желудке
Расцветают незабудки
П – прости
И – и
В – вернить
О - обратно
Слайд 28
Анекдот
Традиционный народный анекдот – короткий рассказ о необычном
событии.
Обычно нет комического эффекта. Близок к бытовой сказке
о дураках, упрямых женах, попах и т.д.
Анекдоты входят в состав известных сборников сказок, например, в сборник А.Н. Афанасьева
Современный городской анекдот – короткий драматический (диалогический) рассказ с неожиданной концовкой. Рассчитан на комический эффект
Городская традиция острот, остроумных изречений
Слайд 29
Народный анекдот: Жена-спорщица
Мужик обрил бороду и говорит: «Смотри, жена,
как я чисто выбрился».— «Да разве это брито? Это так только —
стрижено!» — «Врешь, каналья! Говори: брито».— «Нет, стрижено!» — «Я тебя изобью; говори: брито».— «Нет, стрижено». Муж побил жену и нудит: «Говори: брито, не то утоплю!» — «Что хочешь делай, а стрижено!» Повел ее топить: «Говори: брито!» — «Нет, стрижено!» Ввел ее в глубину по самую шею и толкает в голову; скажи да скажи: брито! Жена и говорить не может, подняла руку из воды и двумя пальцами показывает, что стрижено.
Слайд 30
Народный анекдот: про Фому и Ерему
Было два брата,
Хома да Ерема; сдумали сгадали честные братаны рыбу ловить.
Лодка была у них розна, ботник безо дна; три дня тонули, а потонуть не могли, добрые люди повытащили. Сели братаны на бережок, понюхивают табачок. Вздумали они торговать; накупили холстов, съехали в Ростов и променяли холсты на свиные хвосты, и тут неудача! Вздумали землю пахать: посеяли рожь и овес; рожь-то не выникла, а овес-то не взошел, с того они соху и борону в огонь, лошадь по горлу ножом, а сами с пашни бегом!
Слайд 31
Бытовые анекдоты
XIX – начала XX вв.
О сумасшедших
О дураках
Политические
– о правителях (об Александре I, о Николае; о
Ленине)
Традиции бытовых сказок о дураке
Есть комический эффект
Высмеивается несоответствие логики персонажа и действительности
XX – XXI вв:
О психбольнице
О пьяницах
О представителях разных национальностей (армянское радио, чукчи, евреи и др.)
О блондинках
О милиционерах
О политических деятелях
Слайд 32
Анекдоты начала 20 в.
Кто, по-вашему был Ленин?
- Известно
кто – _ председатель Совнаркома.
_ Ничего подобного! Он был
первый мануфактурист в России.
- Почему?
- А вот пройдитесь-ка по Никольской улице – увидите, что во всех мануфактурных лавках висит его портрет, а под ним подпись: Ленин умер, но дело его осталось
А с Александром вторым другой казус приключился, когда он лез по лестнице в царство небесное (...). Как известно, Александр второй был плешивый. И вот, когда его лысина показалась в небесном отверстии, Петр-апостол шлеп по ней ладонью:
- Что ты не тем концом в царство небесное лезешь! [Канатчиков 1932:2201).
Слайд 33
Дискредитация стереотипов в анекдоте
Дискредитируются стереотипные общественные представления, идеология
(в политических представлениях):
Национальные стереотипы
Стереотипы, рожденные знаковыми фильмами: анекдоты о
Чапаеве, о Штирлице
Стереотипы «новой идеологии»: анекдоты о новых русских
Отчасти традиция ритуального осмеяния, карнавальной культуры
Слайд 34
Примеры
Новый русский приходит в роддом. Ему говорят:
У вас
родился мальчик. Три восемьсот.
Базара нет. - Радостный новый русский
достает бумажник и начинает отсчитывать деньги.
Штирлиц увидел на окне 38 утюгов и понял, что явка провалена.
Штирлиц зашел в кабинет и увидел Мюллера в буденовке, сидящего на столе и играющего на балалайке. "Да, Штирлиц, - меланхолично произнес Мюллер, - не один Вы тоскуете по Родине."
Слайд 35
Собирание современного фольклора как задание для школьников
описание традиций
своего города, места, социального круга. Своей семьи.
памятные места
и их почитание; традиции праздников; излюбленные песни, анекдоты, шутки; актуальные приметы
Запись исторических мемораты: о войне, о послевоенных годах, о годах перестройки.
Описание традиций, устного и визуального творчества (граффити, надписей, орнаментов, песен, шуток, стихов, слэнга и др.) субкультуры – учит быть свободным от субкультурной идеологии.