Слайд 2
По образцу какой древнеримской колонны была воздвигнута Александровская
колонна в Петербурге?
Слайд 3
Александровская колонна
архитектор О. Монферран
Санкт-Петербург
Слайд 4
Колонна Траяна в Риме — прообраз Александровской колонны
Ствол
колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м
с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии.
Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна.
В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.
В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.
Слайд 5
Причину создания этого монумента автор объяснил словами: «Когда
торжествующий победу Рим привел из Александрии галеры, груженные огромными
египетскими обелисками, чтобы установить их в стенах города, Рим этим доказал всему миру, что нет ничего невозможного для человека, руководствующегося непреклонной волей и чувством собственного величия. Проникнувшись подобными идеями... я осмелился предложить... сооружение памятника, посвященного светлой памяти императора Александра I».
Назовите автора творения и его произведение.
Слайд 7
У Александра Македонского эта книга, исправленная самим Аристотелем,
хранилась в роскошной шкатулке под подушкой. Александр утверждал, что
не знает лучшего руководства для ведения войны, чем она. Как она называлась?
Слайд 9
Римский поэт Гораций сказал: «Плененная, она победила своего
некультурного победителя». Назовите ее.
Слайд 11
В XIX веке они были привезены из Египта.
Первый был воздвигнут на площади Согласия в Париже в
1836 году. Второй был поставлен на берегу реки Темзы в Лондоне в 1880 году. Третий - в Центральном парке города Нью-Йорка в 1881 году. Часто их называют «Иглой Клеопатры».
Слайд 12
12.09.13
Луксорские обелиски
Луксорский обелиск на площади Согласия в Париже
Вход
в Луксорский храм; на первом плане пустое место, где
стоял правый обелиск, вывезенный во Францию
Слайд 13
Один из царей династии Птолемеев построил здание, в
котором собрал ученых из разных стран, которые занимались науками.
Вспомнив покровителей, вы назовете это здание.
Слайд 14
После смерти Александра Македонского, его тело в золотом
саркофаге было перенесено в Александрию (Египет) и помещено в
специально построенную гробницу. Город, названный именем полководца, был заложен самим царём как новая столица эллинского Египта.
Здесь обосновался один из сподвижников Александра, талантливый полководец и умный правитель Птолемей I Сотер, давший начало целой плеяде Птолемеев. Его величайшей заслугой перед человечеством является создание Мусейона.
Это учреждение, созданное первым из Птолемеев, больше всего напоминало научно-исследовательский институт, где учёные работали, освобождённые от повседневных забот. Царь постарался привлечь в Александрию многих выдающиеся поэтов и ученых того времени. Здесь собрался цвет науки всего Древнего мира.
В состав музея входили: помещения для занятий, аллеи анатомический кабинет, ботанический и зоологический сады и основанная независимо от него Александрийская библиотека.
В Мусейоне работали: Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие.
Слайд 15
«Музей под открытым небом» - так часто называют
Помпеи, освобождённые от многометровой толщи вулканического пепла. Сохранились и
другие музеи древности «под открытым небом».
Назовите ещё два таких музея.
Слайд 16
Помпеянская (и геркулановская)
фресковая живопись.
Слайд 20
Некий Александр Павлович во время странствий побывал на
раскопках города и даже, с разрешения неаполитанского короля, делал
зарисовки и обмеры. После этого он подсказал своему брату сюжет знаменитого произведения искусства.
Как оно называется?
Слайд 22
Не будь этих росписей Древнего Рима, мы сейчас
мало бы что знали о том, как украшались в
античной древности стены храмов и жилых домов.
О каких росписях идёт речь?
Слайд 23
Помпеянская (и геркулановская)
фресковая живопись.
Древние Помпеи.
Менандр. Фреска из "Дома
Менандра"
Слайд 24
Древние Помпеи. Фреска
Помпеянская (и геркулановская)
фресковая живопись.
Слайд 25
Эрмитажная статуя, созданная в первой половине I века
н. э., представляет принцепса (первого сенатора) в образе сидящего
на троне Юпитера – верховного божества римлян.
Образцом для композиции послужила статуя Зевса Олимпийского работы Фидия.
Назовите имя принцепса.
Слайд 26
Октавиан Август
(Гай Юлий Цезарь)
Эрмитаж
Древнеримская скульптура «Сидящий Зевс», тип
Фидия. Эрмитаж
Слайд 27
На Форуме находился храм Януса Квирина, его двери
редко распахивались настежь.
В начале I в. н. э. император
Октавиан Август, известный своими решительными поступками, написал в своей автобиографии многозначительные слова: «Храм Януса Квирина, относительно которого у наших предков было в обычае, чтобы его запирали только тогда, когда <…>. Храм этот от самого основания города и до моего появления на свет, как гласит предание, был заперт только два раза. За то время, что я был принцепсом (фактическим главой государства), он был заперт по постановлению сената три раза».
Что символизировали, какую информацию несли закрытые двери храма Януса?
Слайд 28
Храм Януса — некогда храм двуликого бога на
римском форуме.
Внутри храма находилась бронзовая статуя Януса, небольшая прямоугольная
постройка имела две двери, которые оставались открытыми во время войны и закрывались во времена мира. Плутарх сообщает, что «Последнее случалось весьма редко, ибо империя постоянно вела войны, в силу огромных своих размеров непрерывно обороняясь от варварских племен, ее окружающих.»
Руины храма не сохранились, однако есть изображения на монетах императора Нерона.
Ворота храма закрывались:
Нумой Помпилием
в консульство Тита Манлия, после завершения Первой Пунической войны
после сражения при Акции, двери храма были закрыты в знак окончания продолжавшихся почти сто лет гражданских войн.
при Нероне
при Веспасиане
трижды при Октавиане Августе
Слайд 29
Римский форум времен империи
1. Храм Весты.
2. Базилика Эмилии.
3.
Храм Януса.
4. Базилика Юлия.
5. Курия Юлия.
6. Комиций.
7. Ростры.
8. Храм
Согласия.
9. Карцер.
10. Табуларий.
Слайд 30
Сенека писал: «Представь себе всевозможные неприятные для уха
звуки… Силачи гимназии фехтуют и потрясают в воздухе своими
руками, вооруженными свинцом… Вот является игрок в мяч и начинает считать удары… Прибавь еще спорщика, мошенника, пойманного на месте преступления, певца, который воображает, что здесь голос его звучит особенно хорошо, затем еще тех, которые с шумом расплескивают воду, бросаясь в бассейн. А еще разнообразные возгласы разносчиков, продающих пирожки, мясо, сласти, подержанные вещи, которые выкрикивают свои товары каждый на особый лад» (Письмо LVI).
Как называлось то место, которое так живописно представил нам римский философ?