Слайд 2
СОДЕРЖАНИЕ
1) Ятвяги
2) Археологические источники
3) Ареал расселения
4) История
5) Ятвяжские
династии
6) Глоссарий
7) Источники
Слайд 3
ЯТВЯГИ
Ятвя́ги (судава, дайнава) — балтская племенная группа, этнически наиболее близкая
к пруссам. Бесписьменный ятвяжский язык принадлежит к западной ветви балтской группы индоевропейской языковой семьи.
Слайд 4
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Каменные курганы ятвягов известны в южном Занеманье и
на северо-востоке Польши в первые века н. э. В IV—VI вв. они распространились
и на правом берегу Немана до р. Стревы.
Слайд 5
В IV—V веках хоронили чаще всего, не кремируя,
по одному в кургане, в яме, выкопанной под насыпью.
Яма над умершим заложена камнями, из камней сложена центральная часть кургана, затем засыпана землёй и сложен венок из камней. Мужчин хоронили головой на север, с копьём у бока (наконечник клали у головы), с щитом на ногах, иногда в могиле находят нож, булавку. Могилы с трупосожжением V—VI веков находят в небольших ямах или в центре насыпи, сложенной из камней, они обложены камнями. Такие могилы V—VII вв. обнаружены только в Южном Занеманье и культуры восточнолитовских курганов. В насыпи между камнями находят 1-2 могилы. Погребальный инвентарь немногочислен — наконечник копья, изредка умбон щита, нож, фрагменты фибулы или браслета.
Слайд 6
С конца I тысячелетия на территорию Судавии с востока начали
активно проникать славянские дреговичи и волыняне (на месте одного из их поселений X
века позднее и возник город-крепость Гродно). Основными занятиями ятвягов в то время были земледелие, молочное животноводство, рыболовство, торговля и пчеловодство.
Слайд 7
Ареал расселения
В литературном произведении XIII века «Слово о
погибели Русской земли после смерти Великого князя Ярослава» указывается расположение
ятвягов между чехами и литовцами:
«Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали…».
Слайд 9
ИСТОРИЯ
Матвей Меховский в «Хронике Польский, Литовской, Жмудской и всей Руси» отмечал,
что ятвяги могли быть одного происхождения с языгами-метанастами (Jazygami Metanasti),
частично оставшимися в Венгрии над рекой Тиссой.
В древности ятвяжские племена населяли междуречье Нарева и Немана (так называемую Судавию). В X—XI веках ятвяги занимали основную часть будущего Подляшья.
В X—XII веках южные и восточные окраины ятвяжского края неоднократно подвергались нападениям со стороны киевских великих князей.
Из летописи Панцырного и Аверки:
«В 974 году. Побивши Ольга ятвягов и печенегов и переправившись через реку Двину, заночевав с войском возле понравившейся горы, поставила замок деревянный, назвала от реки Витьбы Витебском».
Слайд 10
В 983 г., после удачного похода на ятвягов, в Киеве было решено
по жребию принести в жертву юношу Иоанна, сына варяга
Федора. Отец заступился за сына, толпа язычников убила того и другого (память их 12 июля).
В 1038 году войска Ярослава Мудрого совершили поход на ятвягов.
В 1058 году польский король Казимир I после победы, одержанной над ятвягами на реке Мзуре, даровал новый герб отважному рыцарю, подавшему знак горящей стрелой. В литературе по геральдике герб известен под названием Лис.
Слайд 11
С XII века западная часть ятвяжских земель была подчинена Мазовии, южной
частью Судавии в XII—XIII веках время от времени владело Галицко-Волынское
княжество, затем Судавия (с центром в г. Райгород) входила в состав Великого княжества Литовского. В 1229 году волынские князья Даниил и Василько отправились на помощь мазовецкому князю Конраду, «оставиша в Берестии Володимера Пиньского и Угровьчане и Берестьяны, стеречи земле от Ятьвязь»
Слайд 12
В последних десятилетиях XIII века северная часть Судавии
попала под контроль Тевтонского ордена (после этого многие ятвяги переселились в Литву).
Но после его разгрома в Грюнвальдской битве(1410) по условиям Мельнского мира 1422 года вся Судавия опять вошла в состав Великого княжества Литовского.
К XVII веку все или почти все ятвяги были ассимилированы литовцами, белорусами и поляками-мазовшанами.
Слайд 13
ЯТВЯЖСКИЕ ДИНАСТИИ
По мнению белорусских исследователей Анатолия Тараса и
Артура Прокопчука, король Миндовг был выходцем из ятвяжско-погезанских земель.
Династия Гедыминовичей в Великом княжестве Литовском, возможно, также была ятвяжского происхождения. На данный факт указывает памятник древнерусской литературы «Задонщина»:
И молвит Андрей Ольгердович брату своему Дмитрию: «Оба мы, два брата, сыновья Ольгердовы, а внуки Гедиминовы, а правнуки Сколомедовы».
Согласно родовому преданию, предки Романовых выехали на Русь «из Пруссии» в начале XIV века.
Слайд 15
ГЛОССАРИЙ
1) Не́ман (белор. Нёман, лит. Nemunas — Нямунас, нем. Memel) — река в Белоруссии, Литве и Калининградской области России.
2)
Дреговичи́ (ст.-слав. дьрьговичи; белор. дрыгавічы) —восточнославянский племенной союз, обитавший в IX-XII веке в районе Гомельской, Брестской, Гродненской и Минской области современной Белоруссии.
3) Волыня́не — восточнославянское
племя или племенной союз.
4) Мазо́вия, реже Мазовша, Мазовецкая земля (польск. Mazowsze, Ziemia mazowiecka, лат. Masovia, нем. Masowien), — историческая область в центральной Польше.