Слайд 2
Оле́г Ве́щий — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882.
Получив власть над
новгородскими землями после смерти Рюрика как опекун над его малолетнем сыном Игорем,
Олег присоединил к своим владениям Киев и покорил много славянских племен в Восточной Европе. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
Слайд 3
Происхождение Олега
В летописях излагаются две версии биографии Олега:
традиционная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи. Новгородская
летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «ПВЛ»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века.
Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно (по Иоакимовской летописи) его шурином. Предполагают, что после смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 Олег стал княжить в Новгороде как опекун над малолетним сыном Рюрика Игорем, но летописи об этом умалчивают. Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмяньского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам свидетельствует против версии о новгородском княжении Олега.
Слайд 4
Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра изРадзивилловской
летописи (XV век).
Повесть временных лет: В 882 Олег, взял с собой много
воинов: варягов, чудь, словен, меря, весь, кривичей — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир. И увидел Олег, что Аскольд и Дир княжат, и отправил посла к ним со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Аскольд и Дир пришли… Олег, спрятал одних воинов в лодьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного Княжича Игоря, и объявил им: «Вꙑ нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ». Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А, он сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.
Вокняжение в Киеве
Слайд 5
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более
подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей
дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, Олег сказал им:«Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь» — и тут же убил Аскольда и Дира.
Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ».
Слайд 6
Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы.
Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. По
преданию, Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег присоединил земли самых южных из восточнославянских племён — уличей и тиверцев.
898 годом «Повесть временных лет» датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад. По данным венгерской хроники, в 884 году венгерский вождь Альмош в союзе с другими венгерскими племенами разгромил половцев и неназванных русских князей (вероятно также Олега), осадил их в Киеве и согласился уйти только после того, как русы заплатили ему выкуп в 10 тыс. марок серебром и тысячу лошадей. Согласно той же хронике многие из русов присоединились к венграм в их походе на запад.
Слайд 7
Поход на Византию
В 907 году, снарядив 2000 ладей по
40 воинов в каждой (Повесть временных лет), Олег выступил
в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
Слайд 8
Многие историки считают этот поход легендой. О нём
нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно
описавших подобные походы в 860 и 941. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 передает «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.
Повесть временных лет сообщает, что в 912 году князь Олег погиб от укуса змеи.
Слайд 9
Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега
В Новгородской первой летописи Олег
представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт
войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 году.
Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года, где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).
Слайд 10
Где-то после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500
кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу,
а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог (или не захотел) спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами ибулгарами.
Слайд 11
С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского
предводителя H-l-g-w, который по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»),
захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь. Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгъ, Хелго. Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на азербайджанский город Бердаа). В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.