Слайд 2
19. Кришна – Высшая причина сотворения материального мира
Каким
образом возникает материальный мир? Как происходит процесс его сотворения?
В уроке 15 мы уже упоминали о том, что материальные вселенные появляются как результат воздействия сандхини-шакти (энергии бытия) Господа на внешнюю (материальную) энергию. В этом и следующем уроках мы рассмотрим процесс возникновения материального мира более подробно.
Слайд 3
Материальный мир создается и разрушается через определенные промежутки
времени, и является бледным отражением духовного мира, поскольку в
нем «…чувство бытия, знания и блаженства проявляется весьма ограниченно…» (ШБ 2.6.19, комм.). Он составляет одну четверть творения Господа: «Одна четверть всех проявлений сандхини-шакти Господа приходится на материальный мир, а три четверти на духовный…» (ШБ 2.6.19, комм.). Поэтому материальный мир называют эка-пада-вибхути, а духовный три-пада-вибхути (ЧЧ, Мадхья 21.57). Таким образом, «…все сущее покоится на брахмаджьоти (сиянии тела Господа). Следовательно, брахмаджьоти – это энергетическое семя творения…»(ШБ 2.5.11, комм.). В отличие от материального мира, который временен, полон невежества и страданий, мир духовный имеет вечную, исполненную знания и блаженства природу, где пребывают неизмеримо большее количество живых существ.
Слайд 4
Предназначение материального мира
Материальный мир создается с
двумя целями:
1. Предоставить возможность живому существу наслаждаться отдельно от
Господа.
2. Предоставить возможность живому существу вернуться в свое изначальное положение в духовном мире.
Для достижения обоих целей Господь дал Веды, которые соответственно делятся на две части:
1. Апара-видья – материальное знание.
2. Пара-видья – духовное знание.
Слайд 5
Таким образом, Господь не посягает на свободу живого
существа и позволяет ему действовать по своему усмотрению: либо
в связи с Господом, либо отдельно от Него. Однако, как мы уже упоминали в уроке 15, для живого существа (дживы) материальные наслаждения совершенно незначительны. Природа живого существа не незначительна, однако недостаточна. Без соприкосновения с хладини-шакти (энергией блаженства) во внутренней энергии, живое существо никогда не испытает абсолютного, безграничного счастья.
Поэтому высшее предназначение материального мира – помочь живому существу развить любовь к Кришне и вернуться в свое изначальное положение в духовном мире.
Слайд 6
В какой форме Кришна осуществляет творение?
Кришна осуществляет материальное
творение при помощи Своих пуруша-аватар.
ШБ 6.16.37 «…Из Кришны,
или Говинды, появляется Баларама; из Баларамы появляется Санкаршана; из Санкаршаны появляется Нараяна; из Нараяны появляется второй Санкаршана; из второго Санкаршаны появляется Маха-Вишну; из Маха-Вишну появляется Гарбходакашайи Вишну; и из Гарбходакашайи Вишну появляется Кширодакашайи Вишну, который контролирует всю вселенную…».
Слайд 7
Творение через пуруша-аватар:
Маха-Вишну (Каранодакашайи Вишну) – возлежит
в Причинном океане (океане Карана-джала) и проявляет все вселенные,
которые появляются из пор Его кожи при Его выдохе, а при вдохе вновь входят в Него. Бросая взгляд на материальную энергию, Он приводит ее в движение и создает все необходимые ингредиенты для создания вселенных.
Слайд 10
Гарбходакашайи Вишну – входит в каждую вселенную и
возлежит на водах вселенского океана Гарбходака. Из Его пупка
вырастает лотос, на цветке которого рождается первое живое существо – Брахма. Внутри лотоса расположены все планетные системы вселенной.
Слайд 12
К
Кширодакашаи-Вишну:
Входит в каждый атом и
Сердце каждого
живого
Существа и таким образом
Становится Сверхдушой
Всех материальных объек-
Тов – и
живых и не живых
Слайд 13
ШБ 2.5.33 комментарии:
«…В определенном месте духовного неба (брахмаджйоти)
время от времени появляется духовное облако, и закрытая им
часть неба носит название махат-таттвы. Тогда Господь в образе Маха-Вишну – полной части Господа – ложится на воды махат-таттвы, называемые Причинным океаном (океаном Карана-джала). Возлежащий в Причинном океане Маха-Вишну погружается в сон, и во время Его сна на свет появляются бесчисленные вселенные, порожденные Его дыханием.
Слайд 14
Эти вселенные плавают по Причинному океану, и все
они существуют только в течении одного вздоха Маха-Вишну. Тот
же Маха-Вишну, принимая образ Гарбходакашайи Вишну, входит в каждую из них и ложится там на Свое собственное воплощение – Шешу, имеющего облик змеи. Из живота Вишну вырастает лотос, на котором рождается Брахма, владыка данной вселенной. Брахма создает все многообразие форм живых существ во вселенной, соответствующее спектру их желаний, а также Солнце, Луну и других полубогов. Таким образом, главным конструктором материального мироздания является Сам Господь, что подтверждается и в Бхагавад-гите 9.10. Только по Его велению материальная природа создает все виды движущихся и неподвижных существ…».
Слайд 15
Два этапа сотворения матер. мира
сарга : первичное творение,
осуществляемое Господом Вишну; в это время возникают пять грубых
материальных стихий, пять объектов чувственного восприятия, десять органов чувств, а также ум, разум, ложное эго и совокупная материальная энергия.
висарга: вторичное творение, осуществляемое Брахмой, который создает все подвижные и неподвижные тела во вселенной.