Слайд 2
Образование и наука
Петровская эпоха дала значительный толчок образованию.
Петр ввел упрощенный и приближенный к европейскому гражданский шрифт
для печати и всячески стимулировал издания книг, особенно учебной литературы. В 1703 году начала выходить первая газета «Ведомости», которая освещала, прежде всего, международные дела.
Петр основал несколько новых типографий и бумажных мельниц. Только за время его царствования было отпечатано 1 300 наименований книг. Из них всего 308 наименований были религиозного содержания.
Слайд 3
Уже в 1699 г. в Москве была основана
Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой
башни открылась "школа математицких и навигацких наук", ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703-1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - "гимназия" пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам. Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.
Слайд 4
Архитектура и скульптура
В начале XVIII века в искусстве
продолжает господствовать стиль барокко. В Петровскую эпоху в градостроительстве
осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей в основном гражданского, а не культового назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Петра привлекала возможность построить город с чистого листа. Большинство строителей Петербурга были приглашенными европейскими архитекторами из разных стран, что предопределило причудливую смесь итальянского, немецкого и голландского в облике столицы. Для строительства Петропавловской крепости Петр пригласил итальянского архитектора Доменико Трезини. Главным украшением крепости был Петропавловский собор с острым высоким шпилем. Церковь представляла в плане базилику, то есть вытянутый к алтарю храм без четкого центра. Это было не свойственно православным храмам.
Слайд 5
Искусство
Как и многие другие новшества, изобразительное искусство интересовало
Петра лишь с практической точки зрения. Оно нужно было
преобразователю, чтобы прославлять русскую армию, флот, их создателя и его двор.
Видом изобразительного искусства, наиболее соответствующим поставленной задаче, была гравюра. Поскольку гравюра позволяла тиражировать нужное изображение практически бесчисленное количество раз, именно она пережила настоящий расцвет в петровскую эпоху. Производством гравюр руководили голландцы Адриан Шхонебек и Питер Пикарт. С ними работали русские мастера, в том числе Иван и Алексей Зубовы. Два главных живописца при дворе Петра были Луи Каравак и Готфрид Даннауэр. Оба написали портреты Петра при Полтаве.
Слайд 6
Как и архитекторы, иностранные живописцы брали на обучение
русских, главным образом, бывших иконописцев. Один из них, Иван
Никитин был отправлен Петром в Италию учиться живописи.
Слайд 7
Театр и инструментальная музыка оставались развлечениями доступными только
узкому кругу лиц вокруг Петра. Представления и концерты устраивались
при дворе или в доме наиболее видных вельмож, например, Меншикова. Литература петровской эпохи также не богата достижениями, что, вероятно, объясняется ее необычайным динамизмом и сильной занятостью как потенциальных писателей, так и потенциальных читателей. Наиболее значительным автором начала XVIII века был Феофан Прокопович, епископ, видный член Синода и сторонник петровских реформ, в том числе и церковных. Стихи, речи и другие произведения Феофана были посвящены, главным образом, прославлению Петра I и доказательствам первенства светской власти над духовной.
Слайд 8
В 1717 году появилась книга «Юности честное зерцало»,
учебник этикета, выполненный по французским образцам, снабженный изрядным количеством
русских поговорок. «Зерцало» должно было научить молодых людей быть придворными и галантными кавалерами.
В следующем после издания «Зерцала» 1718 году Главная полицеймейстерская канцелярия предписала устраивать в Петербурге ассамблеи. Пояснялось, что ассамблеи это собрание, предназначенное для увеселений и для ведения дел. Предписывалось, во сколько следует начинать и заканчивать ассамблеи. Полиция следила за соблюдением приказа веселиться по-европейски. Разрешалось непринужденно разговаривать, играть в карты или в шахматы, умеренно выпивать и танцевать. Впервые мужчины должны были проводить досуг в обществе дам, отдавая им должное почтение. Таким образом, ассамблеи впервые выводили знатную русскую женщину из теремного затворничества. Не далек уже был «век женщин и их нежного господства над манерами и обычаями», как выразились братья Гонкур.
Ассамблеи
Слайд 9
Освоение ценностей европейской культуры имело значительный благотворный эффект.
Хотя светские черты отмечаются в культуре еще в XVII
веке, появление светской культуры произошло именно в эпоху Петра. Мощный толчок получила промышленность, которая однако не была доведена до состояния, когда она сама могла бы модернизировать себя, как то было в Западной Европе. Промышленность работала на потребности государства, а не населения.
Модернизация почти не затронула социальной сферы. В России не были созданы сословия европейского образца, а это предопределило роль государства как единственного двигателя, способного сдвинуть с места общество, экономику и прочие сферы жизни. Сословия в России были, но они оставались слишком зависимыми от государства. При этом расширение культурного горизонта толкало дворянство на борьбу с государством за свои сословные права. Крестьянство же не только стало оторвано от образованных классов. Оно ушло в своеобразное социальное иждивенчество, социальную, хозяйственную и психологическую пассивность.