Слайд 2
Основные достижения отечественной науки в к. XIX –
н. XX в.
К. XIX – н. XX в. ознаменовались
интенсивным развитием отечественной науки.
Слайд 3
Физика
Александр Григорьевич Столетов (1839 — 1896) — российский
физик.
Получил кривую намагничивания железа (1872), систематически исследовал внешний фотоэффект
(1888—1890), открыл первый закон фотоэффекта.
Основал физическую лабораторию в Московском университете (1874).
Слайд 4
Химия
Николай Николаевич Бекетов (1827 – 1911) - один
из основоположников физической химии и химической динамики, заложил основы
принципа алюминотермии.
Николай Николаевич Зинин (1812 – 1880) - выдающийся русский химик-органик, академик Петербургской академии наук, первый президент Русского химического общества (РХО) (1868 – 1877).
Слайд 5
Химия
Дмитрий Иванович Менделеев (1834 - 1907)— русский учёный-энциклопедист,
химик, общественный деятель, профессор Санкт-Петербургского университета; среди наиболее известных
открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.
Александр Михайлович Бутлеров (1828 — 1886) — русский химик, создатель теории химического строения органических веществ.
Слайд 6
Физиология и медицина
Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905)
- выдающийся русский физиолог, разработка физиологических основ высшей нервной
деятельности человека.
Иван Петрович Павлов (1849 - 1936) — один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения».
Илья Ильич Мечников (1845 – 1916) – иммунолог, создатель современной бактериологии, лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).
Слайд 7
Естествознание
Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 — 1920) — русский
естествоиспытатель, физиолог, физик, профессор Московского университета, основоположник русской и
британской научных школ физиологии растений.
Слайд 8
Математика
Алексей Николаевич Крылов (1863 —1945) — русский и
советский кораблестроитель, специалист в области механики, математики.
Составил «Таблицы непотопляемости
корабля», позволившие значительно усовершенствовать практику судостроения.
Слайд 9
Физика
Александр Степанович Попов
(1859 — 1905) —
русский физик и
электротехник,
профессор, один из изобретателей радио.
Павел Николаевич Яблочков (1847
- 1894) — электротехник, военный инженер, изобретатель; известен разработкой дуговой лампы (вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова») и другими изобретениями в области электротехники.
Слайд 10
Физика
Пётр Николаевич Лебедев (1866 — 1912) — выдающийся
русский физик-экспериментатор, первым подтвердивший на опыте вывод Максвелла о
наличии светового давления.
Создатель первой в России научной физической школы, профессор Московского университета (1900—1911).
Слайд 11
Аэродинамика
Николай Егорович Жуковский (1847 – 1921) - русский
учёный, создатель аэродинамики как науки, профессор Московского университета, «отец
русской авиации».
Александр Фёдорович Можайский (1825 —1890) — российский военный (морской) деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации, сконструировал первый в мире самолет.
Слайд 12
Аэродинамика
Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935) — российский
и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Один из пионеров
космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет.
Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам.
Представитель русского космизма.
Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства.
Слайд 13
Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945) — русский
и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в.
Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.
Разработал целостное учение о биосфере эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность людей становятся определяющим фактором в развитии человечества.
Учение о биосфере и ноосфере
Слайд 14
Художественная культура в к. XIX – н. XX
в.
(серебряный век русской культуры)
Слайд 15
Философия
Сборник «Вехи»— сборник статей русских философов о русской
интеллигенции и её роли в истории России; издан в
марте 1909 г.
Авторы возлагали на русскую интеллигенцию вину за жертвы и потрясения революционных лет, призывали ее пересмотреть свои позиции и обрести «новое сознание» через покаяние.
Николай Александрович
Бердяев
Сергей Николаевич
Булгаков
Михаил Осипович
Гершензон
Пётр Бернгардович Струве
Семён Людвигович
Франк
Слайд 16
Литература
Направление -реализм
Алексей Максимович
Горький
Антон Павлович Чехов
Александр
Иванович
Куприн
Иван Алексеевич
Бунин
Лев Николаевич
Толстой
Леонид
Николаевич
Андреев
Владимир Галактионович
Короленко
Слайд 17
Литература
Направление- модернизм
СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства
интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом является
“земное подобие творчества божественного”.
Валерий Яковлевич
Брюсов
Константин Дмитриевич
Бальмонт
Фёдор Сологуб
(Фёдор Кузьмич
Тетерников)
Александр Александрович
Блок
Андрей Белый
(Борис Николаевич Бугаев)
Зинаида Николаевна
Гиппиус
Дмитрий Сергеевич
Мережковский
Слайд 18
Литература
Направление- модернизм
Акмеизм (от греч. άκμη — «высшая степень,
вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму.
Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Анна Андреевна Ахматова
Николай Степанович Гумилёв
Сергей Митрофанович
Городецкий
Осип Эмильевич Мандельштам
Георгий Владимирович Иванов
Слайд 19
Литература
Направление- модернизм
Футуризм– новое направление в литературе, которое отрицало
русский синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм
и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Давид Давидович
Бурлюк
Велимир Хлебников
Владимир Владимирович
Маяковский
Василий Васильевич Каменский
Слайд 20
Литература
Направление - новокрестьянская поэзия
Новокрестьянская поэзия – поэтическое течение
1910-х гг., представленное группой поэтов, вышедших из народной (как
правило, крестьянской) среды. Основные мотивы их творчества – жизнь деревни, русского крестьянина; природа.
Сергей Антонович Клычков
Николай Алексеевич Клюев
Сергей Александрович Есенин
Слайд 21
Архитектура
Архитектура модерна— архитектурный стиль, получивший распространение в Европе
в 1890-е—1910-е гг. в рамках художественного направления модерн.
Архитектуру
модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Слайд 22
Архитектура
Фёдор Иванович Лидваль
Дом Лидваль на Каменноостровском проспекте
в Санкт-Петербурге
Доходный дом Э. Л. Нобеля (Санкт-Петербург, Лесной пр.,
дом № 20)
Гостиницу «Астория» на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге
Толстовский дом, ул. Рубинштейна, дом 15-17
Бывшее здание Азовско-Донского банка на Б. Морской ул. в Санкт-Петербурге
Слайд 23
Архитектура
Фёдор Осипович Шехтель
Особняк З. Г. Морозовой (1893—1897)
в Москве
Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке в Москве
Особняк
С.П. Рябушинского в Москве
Ярославский вокзал в Москве
Слайд 24
Архитектура
Казанский вокзал в Москве
Собор Покрова в Марфо-Мариинской обители
в Москве
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле
Щусев Алексей Викторович
Слайд 25
Живопись
Стиль: символизм
Михаил Александрович Врубель
1856 - 1910
Демон сидящий,
1890
«Царевна-Лебедь»
«Пан»
Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Слайд 26
Живопись
Стиль: символизм
«Голубая Роза» — выставка, состоявшаяся в 1907
г., в которой участвовали живописцы П. Кузнецов, Н. Сапунов,
С. Судейкин, Н. Крымов, М. Сарьян, скульптор А. Матвеев и др.
Основу выставки составляли работы участников выставки «Алая роза», проведённой в 1904 г. в Саратове. Название выставки и художественного объединения, а также стилистика работ участников тесно связаны с эстетикой символизма. Выставку посетило более пяти тысяч человек.
Объединение «Голубая роза» прекратило свое существование в 1910 г.
Н. Сапунов «Цветы и фарфор», 1912
Слайд 27
Живопись
Валентин Александрович Серов (1865—1911) — русский живописец и
график, мастер портрета.
«Девочка с персиками», 1887
Портрет Левитана
Портрет Е.
И. Рерих
«Коронация царя Николая II Александровича» , 1899
Портрет Иды Рубинштейн, 1910
Слайд 28
Живопись
Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942) — русский и советский
художник-живописец.
Жанр: портрет, историческая живопись
«Видение отроку Варфоломею»
«На горах», 1896
Святая
Русь, 1901-1906
В картине художник одним из первых в русской живописи попытался создать образ родины.
Слайд 29
Живопись
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 — 1939) — российский
и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог.
«Купание красного коня», 1912
«Богоматерь Умиление злых сердец», 1914—1915
«Мать», 1915
Слайд 30
Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России
в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил
журнал, издававшийся с 1898 г. членами группы.
Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев.
Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника.
Б. М. Кустодиев «Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“», 1916—1920
.
Слайд 31
Леон Николаевич Бакст (1866 —1924) — российский художник,
сценограф, книжный иллюстратор, один из виднейших деятелей объединения «Мир
искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Древний Ужас, 1908
Зинаида Гиппиус,
1906
Слайд 32
Евгений Евгеньевич Лансере (1875—1946) — русский и советский
художник, с 1899 г. - член объединения «Мир искусства».
«Елизавета Петровна в Царском селе», 1905
«Петербург в 18 веке. Здание Двенадцати коллегий», 1903
«Корабли времен Петра I», 1911
Слайд 33
Александр Николаевич Бенуа (1870— 1960) — русский художник,
историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения
«Мир искусства».
«Прогулка короля», 1906
«Парад при Павле I», 1907
Слайд 34
Живопись
Авангардизм
Русский авангард – одно из течений модернистского искусства,
получившее развитие в начале 20 века. Главная отличительная черта
этого направления – подчеркнутая полемичность, острое противопоставление новых традиций прежним.
Эту особенность выражает само название направления: слово «avant» означает «впереди», а слово «garde» – «охрана». Для авангардизма характерно отрицание всех устоев, на которых зиждилось искусство ранее, это направление отрицает какое-либо проявление преемственности художественных традиций.
Русский авангард характеризовался сочетанием традиций русского искусства и приемов западноевропейской живописи.
В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.
Слайд 35
Василий Васильевич Кандинский (1866 — 1944) — выдающийся
русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из
основоположников абстракционизма.
«Москва», 1916
«Композиция№4»
«Композиция№5»
Слайд 36
«Казаки (Деталь Композиции IV)», 1910 г.
Художник говорил, что
она основана на впечатлениях от въезда казаков в Москву
во время революционных событий 1905-1906 годов. Эта работа относится к полуабстрактным.
В левом верхнем углу - двое казаков с саблями. Справа - двое с пиками и один с саблей на фоне синего холма, на котором стоит дом. Радуга - это мост.
Слайд 37
«Чёрный супрематический квадрат», 1915
Казимир Северинович Малевич (1879, —
1935) — российский и советский художник-авангардист, педагог, теоретик искусства,
философ, основоположник супрематизма.
Слайд 38
«Над городом», 1914-1918
Марк Захарович Шагал (1887 – 1085)
- один из самых известных представителей художественного авангарда XX
века.
Автопортрет, 1914
Слайд 39
«Москва», 1913
Аристарх Васильевич Лентулов (1882 — 1943)
— русский и советский живописец-авангардист, театральный художник и педагог.
«Василий
Блаженный», 1913
Слайд 40
Живопись
«Бубновый валет» — первоначально такое название получила выставка
художников (декабрь 1910 — январь 1911), с 1911 —
Общество художников «Бубновый валет». На первых порах объединение включало преимущественно московских живописцев — впоследствии в него входили петербургские художники и представители других городов. Существовало до декабря 1917 г.
А. Лентулов «Женщина с гитарой», 1913
Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX в. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма, а также возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки.
Слайд 41
Музыка
Сергей Васильевич Рахманинов (1873 — 1943) — русский
композитор, пианист-виртуоз и дирижёр.
Александр Николаевич Скрябин (1872—1915) —
гениальный русский композитор и виртуозный пианист.
Игорь Фёдорович Стравинский (1882 — 1971) — русский композитор, дирижёр и пианист.
Слайд 42
Музыка
Леонид Витальевич Собинов (1872 — 1934) — русский
оперный певец (лирический тенор), один из крупнейших представителей русской
классической вокальной школы.
Фёдор Иванович Шаляпин (1873 — 1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, в 1918—1921 гг. — художественный руководитель Мариинского театра.
Слайд 43
Балет
Анна Павловна Павлова (1881—1931) — русская артистка балета,
одна из величайших балерин XX в.
Тамара Платоновна Карсавина (1885
— 1978)— известная русская балерина.
Вацлав Нижинский (1889— 1950) — русский танцовщик и хореограф. С 1913 г. — в эмиграции: ведущий танцовщик и балетмейстер труппы «Русский балет Дягилева».
Слайд 44
Сергей Павлович Дягилев (1872—1929) — русский театральный и
художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства»,
организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».
Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней кисти Леона Бакста
Слайд 45
Театр
Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858 — 1943) — российский
и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик
и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра (1898).
Константин Сергеевич Станиславский (1863 — 1938) — русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.
Слайд 46
Театр
Вера Фёдоровна Комиссаржевская (1864 — 1910) — знаменитая
русская актриса начала XX века. Открыла собственный Драматический театр
в здании петербургского «Пассажа» в 1904 г. Основу репертуара составляли произведения Ибсена, Чехова и Островского.