Слайд 2
Основатель римской империи Август
(27 год до н.
э. — 14 год н. э.) установил те границы
государства, за которыми его преемники уже не делали особенно крупных территориальных приобретений. Оно охватило все Средиземноморье от Германских земель до Северной Африки и Египта, и от Испании до Месопотамии.
Образование Византии
Слайд 3
Парадный бюст Августа в венке. Рим, Капитолийские музеи.
Слайд 4
Статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Мрамор. Начало
1 в. н.э. Музеи Ватикана. В статуе Августа из
Прима Порты сочетаются не только индивидуальные, но и обобщенно-идеализированные черты римского императора. Величественная поза, ораторский жест правой руки, словно обращенной к легионерам, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, плащ, перекинутый через руку с копьем, — все это призвано подчеркнуть значительность образа.
Слайд 5
Статуя Августа в образе бога Юпитера. 1 н.э.
Искусство эпохи Августа ориентировалось на греческую классику и было
направлено на представление Рима величественной и нерушимой империей.
Слайд 6
Третий век был самым тяжелым для Римской империи.
За столетие на ее троне сменилось 76 императоров. Армия
перестала подчиняться законам, солдаты сами избирали правителей. Остановить гибель государства пытался великий правитель император Диоклетиан. Он восстановил единство Империи и прочность императорской власти. Диоклетиан начал официально называть себя «господином и богом». Он носил пурпурные, затканные золотом, одежды, царскую диадему, ему воздавались божеские почести. Домициан отменил систему принципата, а его система получила название «домината». Теперь уже никто не имел права считать цезаря «первым среди равных».
Образование Византии
Слайд 7
После Диоклетиана великим правителем был Константин Первый Великий
(324-337) . Константин не любил Рим, и перенес свою
столицу в маленький греческий город Византий, который переименовал в Город Константина — Константинополь.
Образование Византии
Слайд 8
Император Константин. Мрамор. Около 315 г.
Константин Великий
Слайд 9
ВИЗАНТИЯ (Византийская империя), Римская империя в эпоху средневековья
со столицей в Константинополе — Новом Риме. Название «Византия»
происходит от древнего наименования ее столицы (Византий находился на месте Константинополя) и прослеживается по западным источникам не ранее 14 в.
История Византии
Слайд 10
Символическим началом Византии считается год основания Константинополя (330),
с падением которого 29 мая 1453 империя прекратила свое
существование.
История Византии
Слайд 11
В конце 4 века римский император Феодосий I
Великий перед смертью разделил Римскую Империю между своими сыновьями.
Западная империя со столицами в Равенне и Риме досталась Гонорию; она погибла под ударами варваров в 476 году. Восточная, с главным городом Константинополем, перешла к Аркадию; ее мы называем с этого момента Византийской (ей суждено было просуществовать еще тысячу лет после этого), сами же ее жители — по-прежнему Римской.
Образование Византии
Слайд 12
Пергамент – тонко выделанная ослиная или телячья кожа.
Диплом
– сложенный вдвое лист.
Тетрадь – лист, сложенный вчетверо.
Кодекс –
сшитые между собой дипломы.
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
Слайд 13
Изготовление пергамента связано с деятельностью одной из самых
знаменитых библиотек древнего мира, расположенной в Пергамском царстве.
Александрийская библиотека
в Древнем Египте (при царе Птоломее, который запретил поставлять в Пергам папирус).
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
Слайд 14
Палимпсест – лист, с которого удален (соскоблен) первоначальный
текст, признанный устаревшим или ненужным.
Филигрань.
Чем писали в средние века
(стиль –заостренная металлическая палочка, калам –заостренная камышинка, перо – гусиное, лебединое или павье).
Чернила и краски.
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
Слайд 15
ФИЛИГРАНЬ (итал. filigrana, от лат. filum — нитка
и granum — зерно),
1) вид ювелирной техники, см. Скань.
2)
Проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяных знаков.
3) Накладные металлические украшения переплета книги.
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
Слайд 16
СКАНЬ (от древнерусского скать — свивать), филигрань, вид
ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор
из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.
Слайд 17
5)Чернила и краски.
6)Украшение рукописной книги.
Миниатюра.
Появление пергаменного кодекса (создание
книги)
Слайд 18
МИНИАТЮРА (франц. miniature, от лат. minium — киноварь,
сурик),
1) художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо
тонкой манерой наложения красок. Искусство книжной миниатюры достигло высокой степени совершенства в средневековой европейской, ближневосточной, среднеазиатской, иранской и индийской культуре. Название «миниатюра» перешло и на живопись (главным образом портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте, картоне, бумаге, металле, фарфоре, нередко на бытовых предметах — табакерках, часах, перстнях.
Появление пергаменного кодекса (создание книги)
Слайд 19
Страница греческой рукописной книги
«Евангельские чтения» с миниатюрой
«Христос является Мариям». 9 в.
Миниатюра
Слайд 20
Церковь Рождества в Вифлееме (около 333 г.)
Храм Гроба
Господня в Иерусалиме (около 336 г.)
Церковь Санта-Мария Маджоре в
Риме (360 г.)
Первоначально самым распространённым типом храма в Византии являлась базилика
Архитектура Византии
Слайд 21
БАЗИЛИКА (от греч. basilike — царский дом),
вытянутое,
прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн
или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом базилики — поперечный притвор (или нартекс), а в противоположном конце среднего, большего по стороне нефа — полукруглый выступ (апсида ), крытый полукуполом. Первоначально базилики имели открытое деревянное стропильное перекрытие, в более поздних применялось сводчатое.
Архитектура Византии
Слайд 22
Схема раннехристианской базилики
В восточной стене среднего нефа базилики
располагался алтарь храма, в который входили с запада, минуя
крытый двор — атриум. Византийские базилики не имели внешнего декора, но изнутри облицовывались мрамором и гранитом, украшались мозаиками и фресками.
В Древнем Риме базилики предназначались для судебных заседаний и торговых сделок. В дальнейшем базилика стала одним из главных типов христианских храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской и готической архитектуре.
Архитектура Византии
Слайд 23
Схема раннехристианской базилики Св. Петра.
Слайд 24
Интерьер византийской базилики — церкви Святого Аполлинария Нового
в Равенне.
Слайд 25
Храм Гроба Господня. 4 в. Неоднократно перестраивался. Иерусалим.
Слайд 26
Самым великим императором Восточной Римской империи был Юстиниан
Великий (правил в 527–565 годах). При нем Империя почти
достигла прежних границ Римской империи. Юстиниан отправил военные силы, чтобы отвоевать у готов Италию; еще раньше он освободил от вандалов Африку и целиком истребил все их племя.
Юстиниан Великий
Слайд 27
Юстиниан Великий. Мозаика в церкви Сан Витале в
Равенне. Середина 6 века.
Юстиниан Великий
Слайд 28
Император Юстиниан (ок. 482-565),
по легенде, происходил из
славян. Он старался восстановить величие империи во всех отношениях:
военном, законодательном, культурном. Его войска во главе с великим полководцем Велисарием вернули из-под власти варваров Рим и значительную часть Италии.
Юстиниан Великий
Слайд 29
Юстиниан велел собрать в один «Свод права» законы
римского народа, указы римских императоров и ученые толкования знаменитых
римских юристов. Главное значение этого Свода заключается в том, что он объяснил те понятия о праве, на основании которых до сих пор живут государства.
Слайд 30
По приказу Юстиниана был построен храм Святой Софии
(Премудрости Божией) в Константинополе, с его громадным и в
то же время легким куполом.
Слайд 31
Храм Святой Софии в Константинополе построен в 532-527
годах по приказу императора Юстиниана Великого. Этот замечательный храм
сделал больше для обращения язычников в христианство, чем все войны Византии. После турецкого завоевания стал мечетью, в 20 веке превращен в музей.
Слайд 32
Интерьер собора св. Софии в Константинополе
(ныне Стамбул).
Культура
Византии
Слайд 33
Жена императора Юстиниана Великого, императрица Феодора, в молодости
была цирковой актрисой. Она славилась красотой и умом. Когда
в Константинополе началось восстание, названное по его лозунгу «Ника!», Феодора отказалась бежать из столицы и воодушевила мужа и придворных на решительные действия против восставших. Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне. Середина 6 в.
Слайд 34
Икона (греч. – образ).
Назначение икон в том,
чтобы в образной, зримой форме представить представить верующим христианское
учение, евангельские события, а также подвиги святых и подвижников церкви.
Первые иконы появились в Византии, где они служили обязательным украшением храмов.
Иконопись
Слайд 35
ИКОНА (от греч. eikon — изображение, образ), сакральное
изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также
событий Священной истории. Икона — это моленный образ, в отличие от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих Священное Писание.
Иконопись
Слайд 36
Икона пишется на доске (липовой, сосновой, кипарисовой) и
состоит из 4-5 слоёв:
Основа - деревянная доска с наклеенной
на неё тканью – паволокой;
Грунт состоит из мела или гипса (левкас)
Красочный слой - сама живопись;
Защитный слой - олифа, яичный белок, масляный лак и др.
Оклад
Иконопись
Слайд 37
Благовещение. Мозаика монастыря Дафни близ Афин.
Слайд 38
Христос Пантократор. Мозаика собора св. Софии в Константинополе.
Искусство мозаики Византия унаследовала от Древнего Рима. Мозаика складывалась
из множества кусочков смальты — сплава стекла с минеральными красками. Византийские мастера мозаики пользовались всем спектром красочной палитры.
Слайд 39
Чудо архангела Михаила в Хонах. Икона.
Вторая половина
12 в. Из монастыря святой Екатерины на Синае.
Слайд 40
Византийские фрески в церкви Каранлык (12 век). Гереме
(Каппадокия).
Слайд 41
Владимирская икона Богоматери. Третьяковская галерея.
Слайд 42
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Божией Матери, главная чудотворная икона России,
величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом
на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев.
Владимирская икона Богоматери
Слайд 43
Фрагмент иконостаса православной церкви
Иконостас
Слайд 44
Схема православного иконостаса:
1 — царские врата;
2
— местный ряд;
3 — деисусный чин;
4 —
праздничный чин;
5 — пророческий чин;
6 — праотеческий чин.
Иконостас
Слайд 45
Характерными особенностями византийских икон становятся фронтальность изображения, строгая
симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери.
Святые на иконах статичны, находятся в состоянии аскетического, бесстрастного покоя. Золотой и пурпурный цвет на иконах выражают идею царственности, синий — божественности, белый символизирует нравственную чистоту. Шедевром византийской иконописи считается икона Владимирской Богоматери (начало 12 в.), привезенная на Русь из Константинополя в 1155. В образе Богоматери выражена идея жертвенности и материнской любви.
Иконопись Византии
Слайд 46
Основные литературные жанры:
Историография (историк Прокопий, составил трактат «О
постройках»);
Гимнография (Роман Сладкопевец)
Развитие литературы
Слайд 47
ПРОКОПИЙ Кесарийский (Procopius) (между 490 и 507 —
?), византийский историк. Родился в Кесарии (Цезарее) в Палестине,
в 527-31 был советником полководца Велисария в его первом персидском походе. В 533 и 534 он принимал участие в экспедиции против вандалов в Северной Африке, в 536 сопровождал Велисария в кампании против остготов на Сицилию и в 540 — в Италию. Из Италии Прокопий вернулся в Константинополь, где занялся литературным трудом; известно, что в 462 он был префектом Константинополя. Покровительство Прокопию, вероятно, оказывал не только Велисарий, но и сам император Юстиниан с Феодорой. Судя по сочинениям Прокопия, его информированности, он хорошо знал жизнь императорского двора.
Слайд 48
Сочинения Прокопия — важнейший источник по политической истории
«золотого века» Византийской империи — эпохе Юстиниана Великого. Основные
из них: «Полемон» («О войнах») в восьми книгах, «О постройках» в шести книгах и «Тайная история». «Войны» Прокопия включают в себя: «Персидскую войну», которую вели императоры Юстин I и Юстиниан I с персидскими царями Кавадом и Хосровом I (до 549), «Войну с вандалами», в которой описано завоевание королевства вандалов в Африке и последующие события с 532 по 548, «Готскую войну», о борьбе с остготами в Сицилии и Италии в 536-551. Восемь последних книг «Войн» посвящены краткому изложению событий до 553.
Слайд 49
Книга «О постройках» представляет собой описание важнейших архитектурных
проектов и построек времени правления Юстиниана. В работе над
ней историк, очевидно, пользовался официальными документами, что делает этот труд неоценимым источником по реконструкции облика памятников того времени, методов строительства, декорации (знаменито, в частности, описание несохранившейся церкви Святых апостолов в Константинополе и строительства храма Софии Константинопольской). «Тайная история», задуманная Прокопием как приложение к «Войнам» (и, вероятно, не законченная), была издана только после смерти автора, так как была, по сути, инвективой против царствующих Юстиниана и Феодоры, полководца Велисария и его жены Антонины, других высших сановников Империи.
Слайд 50
Создал особые формы богослужебного песнопения:
Кондак - рассказ о
каком-либо событии Священного писания;
Икос - песнопение, прославляющее святого;
Акафист -
хвалебный гимн в честь Божией Матери;
Канон - также один из видов гимнографии в церковном богослужении, который является главным произведением отражающий праздник или святого. В них часто переплетены новозаветные и ветхозаветные события.
Роман Сладкопевец
Слайд 51
Святой Роман Сладкопевец. Аналойная икона Успенского мужского монастыря
в Иваново. Роман Сладкопевец служил в 5 в. при
соборе Св. Софии в Константинополе и прославился как автор и исполнитель кондаков — поэм-гимнов на религиозные темы.
Слайд 52
РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. 5 в. — ок. 560),
византийский гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Автор многострофных лирико-поэтических поэм,
называемых кондаками. Под его именем дошло 85 текстов, посвященных различным церковным праздникам. Поэзия Романа Сладкопевца тесно связана с сирийской духовной песенностью. Известны славянские переводы его сочинений (в т. ч. рождественский кондак «Дева днесь»).
Слайд 53
1. В период 5-6 в.в. были заложены основы
художественного стиля, который вошёл в историю мировой художественной культуры
как византийский стиль.
Выводы:
Слайд 54
2. Был создан новый тип крестово-купольного храма, отвечающего
требованиям христианского богослужения, разработана идея многоглавия (купольная базилика)
Выводы:
Слайд 55
3. Были найдены декоративные средства оформления, среди которых
ведущее место принадлежит мозаике.
Выводы:
Слайд 56
4. Был разработан принцип оформления книги-кодекса как единого
художественного целого, нашедший отражение в современной книге;
5. Были разработаны
основные композиционные принципы книжной миниатюры.
Выводы:
Слайд 57
Правление императора Юстиниана I Великого — период наивысшего
политического и военного могущества Византийской империи, расцвета архитектуры, искусства,
литературы. Территория Империи фактически охватывала все пространство Римской империи, наследницей которой и была христианская Византия.
Эпоха Юстиниана Великого
Слайд 58
Идеологией «золотого века Юстиниана» была симфония, согласие политической
(светской) и духовной (церковной) власти в государстве: богоизбранный император
— первый в Империи, его образ воплощает в себе единство государства, его могущество, является залогом верности Церкви.
Эпоха Юстиниана Великого
Слайд 59
Великим символом юстиниановского времени стала церковь Св. Софии
Константинопольской (Премудрости Божьей) с грандиозным куполом, символизировавшим собою величие,
немыслимость, идеальность космоса.
Эпоха Юстиниана сохранила для нас наиболее представительный ансамбль памятников монументального искусства, созданных, несомненно, по высшему, императорскому заказу. Крупнейшие и самые значительные из них: мозаики монастыря св. Екатерины на Синае, церкви Сан-Витале в Равенне, церкви Санти Косьма э Дамиано в Риме, Евфрасиановой базилики в Паренцо (Порече).
Эпоха Юстиниана Великого
Слайд 60
Именно к эпохе Юстиниана, как считается, относятся древнейшие
из сохранившихся до нашего времени икон — иконы Христа
Пантократора, Богоматери с младенцем и предстоящими свв. Георгием и Феодором и ангелами, св. Петра, св. Иоанна Предтечи из Киева с Синая, и немногочисленный ряд других икон. О великолепии светского искусства, погибшего в периоды завоеваний, сообщают нам исторические источники, эпиграммы (любимый жанр византийской литературы), сохранившиеся описания, руины Большого императорского дворца в Константинополе.
Эпоха Юстиниана Великого
Слайд 61
Главные признаки искусства этой эпохи: величественность и масштабность
образов, иератическая сосредоточенность ликов, чеканность и филигранность языка, сочный
колорит, блистательное великолепие исполнения.
Эпоха Юстиниана Великого
Слайд 62
После смерти Юстиниана Великого смута привела к упадку
государства в начале 7 века. Восстановителем государственного порядка стал
сын африканского правителя Ираклий (правил в 610–641 годах). При нем Византия вела неудачную войну с персами. Одновременно с ним с севера обложили Константинополь варвары-авары, вместе с аварами пришли в Византию славяне. Но все враги были повержены.
Слайд 63
В 7 веке восточным землям Византии начал угрожать
новый враг — арабы, которые на протяжении 7 лет
осаждали сам Константинополь. Император Конастантин IV Погонат (Бородатый) отразил их и истребил с помощью «греческого огня». Так назывался горючий состав, приготовление которого было государственной тайной Византии.
Начало 8 века вновь принесло бедствия Византии. Императору Льву III из Исаврийской династии пришлось отражать новое нападение арабов.
История Византии
Слайд 64
На этой средневековой миниатюре изображено применение византийцами «греческого
огня» при отражении нападения славян. Точный рецепт его остался
секретом, но основой, видимо, была нефть.
Слайд 65
Византийская монета — золотой солид — была самой
надежной в тогдашнем мире. Снимок монеты времен Ираклия (613-614
гг. н. э.).
История Византии
Слайд 66
На протяжении почти 60 лет происходили частые смены
императоров. В жизни Церкви произошло окончательное разделение Западной (Католической)
и Восточной (Православной) церквей.
История Византии
Слайд 67
В 867 г. в результате дворцового переворота на
престол вступил Василий Первый Македонянин, положивший начало Македонской династии
(9 -10 в.в.).
Этот период получил название «второго золотого века» и явился классическим периодом в истории византийского искусства, блестящим временем его расцвета.
Македонское возрождение
Слайд 68
Славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита.
КИРИЛЛ
и МЕФОДИЙ (братья Солунские), славянские просветители, православные проповедники, создатели
славянского алфавита. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества — Константин Философ) и Мефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Святые Православной (память 11/24 мая, Кирилла также 14/27 февраля, Мефодия – 6/19 апреля) и Католической (память 14 февраля и 7 июля) церквей.
Деятельность
КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ
Слайд 71
Тропарь, глас 4-й
Яко апостолом единонравнии и Словенских стран
учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся
языки Словенския утвердити в православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.
Кондак, глас 3-й
Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писании преложением источник богопознания нам источивших, из нетоже даже до днесь неоскудно почерпающе ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.
Величание
Величаем вас, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся Словенския страны ученьми своими просветившия и ко Христу ириведшия.
Песнопения в честь Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских
Слайд 72
Святые равноапостольные первоучители, просветители славян святые Кирилл и
Мефодий. Икона 19 в.
Слайд 73
В период Македонской династии получила классическую завершённость крестово-купольная
форма храма.
Строение храма, сложившееся в 9 -10 в.в., было
неслучайным. Любая деталь имела символический смысл.
Македонское возрождение
Слайд 74
Алтарь, обозначенный полукруглым выступом – апсидой, помещался на
восточной стороне храма.
Престол – помещался в центральной части апсиды.
Жертвенник
– в северной части апсиды (место, где готовили хлеб и вино для причастия).
Дьяконник – в южной части апсиды (место хранения церковной утвари, риз, книг и пр. ценностей).
Устройство храма
Слайд 75
АПСИДА, абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos
— свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в
плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.
Устройство храма
Слайд 77
Четыре стены храма, объединённые одной главой (куполом), символизировали
четыре стороны света под властью единой вселенской церкви.
Восток символизирует
райскую землю Эдем (по Ветхому завету), а по Новому завету на востоке произошло Вознесение Иисуса Христа.
Апсида посвящается Богоматери, а купол – Христу.
Устройство храма
Слайд 78
Византия. Монастырь Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.
Слайд 79
В период Македонского возрождения высочайшим достижением византийского искусства
стали перегородчатые эмали на золоте.
Техника эмали пришла с Востока
ещё при Юстиниане Великом и прославила византийских мастеров на весь мир.
Эмалями украшались кубки, блюда, парадные кресты, короны императоров, иконы и др.
Македонское возрождение
Слайд 80
Эмали, по-видимому, изобретены в Древнем Египте (это были
перегородчатые эмали, и использовались они для амулетов и украшений).
В Византии в 10-12 веках была развита перегородчатая эмаль на золоте. К 12 веку сложились европейские школы эмали, среди которых наибольшую известность приобрела школа лиможской эмали. Европейские эмали применялись на раннем этапе для украшения церковной утвари, окладов икон и в эстетическом отношении дополняли яркие пятна витражей.
Перегородчатая эмаль известна в Киевской Руси с 11 века и выполнялась она по византийским образцам.
История эмалей
Слайд 81
В 1081 году на престол Империи вступил основавший
Комниновскую династию АЛЕКСЕЙ I.
Алексей I Комнин (ок. 1048—1118),
византийский император с 1081. Захватил престол, опираясь на военную знать.
Он обратился к западным рыцарям с просьбой о помощи против турок. Его призыв стал одним из поводов для начала Крестовых походов.
Отразил натиск норманнов, печенегов и сельджуков. С помощью крестоносцев вернул империи часть М. Азии.
Комниновская династия (11 – 12 в.в.)
Слайд 82
В 11 – 12 в.в., во время правления
династии Комнинов, византийское искусство достигло своего апогея.
В обществе, заботящемся
лишь о спасении души, пустынник и аскет представляли собой идеальный тип человека, который пользовался уважением, к которому прислушивались.
С 11 в. началось массовое строительство монастырей.
Комниновская династия (11 – 12 в.в.)
Слайд 83
КОМНИНЫ (греч. Komnenoi, лат. Comneni), династия византийских императоров
в 1081-1185. Основателем династии принято считать Алексия I Комнина,
однако фактически начало династии положил его дядя Исаак Комнин, в результате мятежа малоазийской знати занявший престол в 1057 (до этого он был полководцем при Михаиле VI),
Династия Комнинов
Слайд 84
В искусстве комниновского периода доминирует утонченный и изысканный
стиль, воплотивший в себе основные принципы византинизма. Центральные памятники
комниновского искусства: мозаики церкви Успения монастыря Дафни (близ Афин) (около 1100), Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1114–1115), церкви Успения в Никее, в Софии Константинопольской, фрески монастыря Иоанна Евангелиста на Патмосе (нач. 12 в.) и другие.
Династия Комнинов.
Искусство и культура.
Слайд 85
На всех памятниках этого периода лежит особая печать
утонченной красоты, интеллектуализма, аристократической избранности. Античное чувство формы, пропорций
в искусстве комниновского периода безупречны, однако служат требованиям максимального одухотворения формы.
Династия Комнинов.
Искусство и культура.
Слайд 86
Важной особенностью комниновского периода было расширение ареала распространения
византийской культуры: византийские мастера работают на Руси, где рядом
с чисто греческими памятниками создается искусство, окрашенное специфически русскими чертами (фрески Софии Новгородской, Николо-Дворищенского собора и Антониева монастыря в Новгороде), в Италии: в Венеции, в Торчелло, в Триесте, в Равенне (базилика св. Урсиана), в Палермо на Сицилии (мозаики Палатинской капеллы). Под непосредственным влиянием Византии находятся Болгария (фрески в монастыре Бачково), Сербия, его испытывают европейские страны.
Династия Комнинов.
Искусство и культура.
Слайд 87
Общий вид Софийской стороны — правый берег Волхова.
Новгородский кремль — Детинец с Софийским собором (1045-50).
Слайд 88
МОНАСТЫРЬ (от греч. monasterion — келья отшельника), в
буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь)
или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (3-4 вв. в Египте). В средние века в Европе монастыри — крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами.
Первые христианские монастыри Сев. Африки и Ближнего Востока имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает средневековые европейские католические монастыри, более свободная живописная планировка присуща православным монастырям Балканского п-ова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским монастырям.
Монастыри
Слайд 90
АФОН (Айон-Орос, святая гора), полуостров, восточная оконечность полуострова
Халкидики на северо-востоке Греции, центр православного монашества. 20 монастырей,
в т. ч. греческий Карейский (резиденция монашеского управления Афон — Протатон), Лавра Св. Афанасия (10 в.), сербский — Хиландар (12 в.), болгарский — Зограф (11-13 вв.), грузинский — Иверский (10 в.), русский монастырь св. Пантелеймона (1169). Крупнейшее собрание рукописей и памятников церковного искусства. Афон находится под юрисдикцией Константинопольской патриархии с правом самоуправления.
Афонские монастыри.
Слайд 92
В 7 в. при участии византийцев возведена основная
линия стен средневековой Анакопии. В 14 в. здесь обосновались
генуэзцы. В 1875 у подножия Афонской горы основан монастырь Новый Афон. Он основан русскими монахами из Пантелеймонова монастыря со святой горы Афон в Греции (отсюда название города) у древнего храма Симона Кананита.
Ново-Афонский монастырь
Слайд 93
Вид с Иверской горы на Новоафонский монастырь Святого
Апостола Симона Кананита.
Слайд 94
Новый Афон. Развалины средневековых укреплений.
Слайд 95
Пантелеймоновский собор Новоафонского монастыря. 1888-1900.
Слайд 96
ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Псково-Печерский, Успенский), мужской, расположен в г.
Печоры Псковской обл. Основан в сер. 15 в. в
пещерах. В 16-17 вв. один из центров обороны западной границы Русского государства. Действующий мужской монастырь.
ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Слайд 97
Псково-Печёрский монастырь. Святые врата.
Слайд 98
Ново-Девичий монастырь. Москва.
Слайд 100
Алексей I обратился к западным рыцарям с просьбой
о помощи против турок. Его призыв стал одним из
поводов для начала Крестовых походов. Один из этих походов, Четвертый Крестовый поход, в 1204 году привел к завоеванию самого Константинополя. Не вся Византия была завоевана латинянами, на ее землях образовались небольшие греческие государства. Императору одного из них — Никейской империи в Малой Азии — Михаилу VIII Палеологу в 1261 году удалось отвоевать Константинополь, восстановить Империю и начать собою последнюю династию Палеологов.
Комниновская династия (11 – 12 в.в.)
Слайд 101
ПАЛЕОЛОГИ (греч. Palaiologoi), последняя династия византийских императоров (1261-1453).
Основателем династии является Михаил VIII, происходивший из аристократического рода,
известного со 2 в. Став в 1259 Никейским императором, Михаил VIII в 1261 захватил Константинополь и восстановил Византийскую империю на основе Никейской, правил до 1282.
Династия Палеологов
(13 – 15 в.в.)
Слайд 102
Палеологи породнились с различными царскими родами из стран
Западной и Восточной Европы.
Племянница императора Константина XI Зоя
(Софья) Палеолог вышла замуж за московского великого князя Ивана III.
Династия Палеологов
(13 – 15 в.в.)
Слайд 103
Правление Палеологов — время политического ослабления Византии, феодального
раздробления страны, засилья в области экономики венецианцев и генуэзцев,
наступления теснящих Византию турок-сельджуков.
Династия Палеологов
(13 – 15 в.в.)
Слайд 104
В правлении Палеологов Византия продолжала считать себя наследницей
Рима, однако теперь византийцы стали называть себя «эллинами» (до
этого в течение долгого времени слово «эллин» было синонимом слова «язычник»). Представители династии покровительствовали искусству и наукам, в истории культуры этот период получил название Палеологовский ренессанс.
РЕНЕССАНС (франц. Renaissance — Возрождение, от renaitre — возрождаться), эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к новому времени.
Палеологовский ренессанс
Слайд 105
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (Григорий Солунский) (1296-1359), святитель, видный византийский
богослов и церковный деятель, архиепископ г. Фессалоники.
Наиболее видным византийским
богословом эпохи был Григорий Палама, развивавший учение исихазма, под влияние которого были созданы величайшие шедевры византийской иконописи.
ИСИХАЗМ (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. В широком смысле — этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания;
Палеологовский ренессанс
Слайд 106
29 мая 1453 года турки-османы захватили Константинополь. Последний
император Константин XI погиб в сражении.
История Византии
Слайд 107
В 1453 столица Византии город Константинополь был захвачен
турками и переименован в Стамбул. В 1453-1918 столица Османской
империи, затем до октября 1923 — Турции.
От византийского времени сохранились остатки императорских дворцов, акведук Валента, руины мощных городских стен, подземные цистерны и культовые сооружения, большинство которых переделано в мечети: церковь Св. Ирины (6 в., разрушалась в 6 и 8 вв., восстановлена), Софии храм, церковь Св. Федора (Килисе-Джами; 2-я пол. 11 в., 14 в., мозаики 14 в.), церковь монастыря Хора (Кахрие-джами; кон. 13 — нач. 14 вв., мозаики начала 14 в.) и др.
История Византии