Слайд 2
Вопросы для рассмотрения
Основные источники западноевропейской средневековой культуры
Субкультуры европейского
средневековья
Основные художественные стили средневековой культуры.
Слайд 3
Средние века
476 год - 15-16 вв.
Закладываются основы европейской
цивилизации,
образовываются жизнеспособные нации и государства,
складываются современные европейские
языки,
достигнуты значительные успехи в культуре, науке и технике, обогатившие мировую культуру.
Слайд 4
Становление культуры раннего Средневековья
Позднеантичная + христианская + варварская
традиции
Слайд 5
Культура варваров
(готы, франки, англосаксы..)
материальная культура,
языческие представления и
культы,
фольклор,
искусство,
обычаи.
Слайд 6
«Звериный стиль»
условное общее название широко распространенных в искусстве
стилизованных изображений животных, частей их тел или нескольких животных.
Слайд 7
Героический эпос
англосаксонский эпос -«Сказание о Беовульфе» (список к.10
в.),
исландские саги – Снорри Стурлусон «Круг земной» (к.12
в. -н.13в.),
Французский – «Песнь о Роланде» (12 в.) (участник похода Карла Великого),
испанский – «песнь о моем Сиде» (12 в.),
германский – «Песнь о Нибелунгах» (н. 13 в.).
Слайд 8
Христианство в Средние века
Функции: интегрирующая, идеологическая культурная
Бог для
Средневекового человека - не гипотеза, а постулат
Христианское мировоззрение: дуализм
(раздвоенность) мира, состоящего, согласно Библии, из земного существования и высшего небесного божественного мира (как высшей ценности и цели)
Слайд 9
средневековое понимание пространства и времени
Пространство определялось через категорию
особого, сакрализованного пространства, организованного интерьером церкви
Время – постоянное, напряженное
ожидание конца земного, человеческого времени, и наступления нового состояния, когда времени не будет, а будет вечность
Слайд 10
Аврелий Августин(354-430)
трансформировал античную мудрость в христианскую традицию,
разграничил
науку и мудрость. Вся мудрость предстает в Священном писании,
наука, разумно познающая мир, подчиняется мудрости.
Бог - исходный принцип, в соответствии с которым определяется и человеческое бытие, и мораль, и «истина всякой красоты» и социальная история.
Слайд 11
Северин Боэций (отец схоластики 480-525) Исидор Севильский (570-636)
сохранить
Античное наследие в первозданном виде
включить Античное наследие в
дальнейший научно-философский процесс освоения мира и человека.
переводы Аристотеля
«Об утешении философией», «О святой Троице», «О католической вере», «Этимологии», «О природе вещей», «Книга о числах в Священном Писании».
Слайд 12
духовно-рыцарские ордена
Тевтонский ( 1189 - 1525 г. )
Тамплиеры
(1118 г. – 1312 г (?)),
Иоанниты (1080 –
1789 (?))
Слайд 13
нищенствующие ордена
Бенедикти́нцы - основан св. Бенедиктом Нурсийским в
530 г. Обеты: крайний аскетизм, физический труд на благо
мира и монастыря.
Доминиканцы –основан в 1215 г. испанцем Домиником (1170 – 1221 гг.). Первый из нищенствующих орденов, создан с целью углубленного изучения богословия, проповеди и борьбы с ересями. Носят белую одежду с черной мантией. Обеты: безусловная нищета, проповедь, преследование еретиков.
Капуцины –основан в 1525 г. в Италии. Важнейшая сила католической контрреформации.
Тринитарии – основан в 1198 г.; цель - сбор пожертвований для выкупа христианских невольников.
Францисканцы –основан в 1208 г. итальянцем Франциском Ассизским (1182 – 1226). Обеты: отречение от собственности и удовольствий, проповедь, миссионерство, борьба с еретиками и пр. Краеугольным камнем францисканского учения была бедность, понимаемая как высшая степень смирения.
Слайд 14
Каролингское возрождение
Карл Великий - коронован в 800 г.
как Император Римской империи
консолидация государства на основе христианской религии
целенаправленная
культурная политика
Организация Академии
Слайд 15
первые университеты
1088 г. в – Болонья,
1209 –
Кембридж,
1257 – Сорбонна
обязательны 4 факультета – богословский, права,
медицинский, артистический (изучение 7 св. искусств)
способствовали формированию светской интеллигенции
важная роль в культурном развитии общества
Слайд 16
рыцарско-придворная культура
культ вождя, личной верности и военной доблести
+
христианская концепция служения
Слайд 17
Рыцарская этика
Верность сеньору
Предательство и вероломство – тягчайший
грех
Рыцарь - тот, «кто благородно поступает и ведет благородный
образ жизни» (Раймонд Луллий - поэт-лирик XIII-XIV вв..)
Рыцарский роман «Тристан и Изольда» (XIIв.)
внимание ритуалу, атрибутике, этикету, символике цвета
культ дамы
Слайд 18
поэты рыцари
Трубадуры - минестрели (Прованс, Франция) – XI-XIIIв.
труверы
(юг Франции) - XI-XIIIв.
миннезингеры (Германия)- XII-XIVв.
Слайд 19
Куртуазность
от courtois — учтивый, рыцарский - это
средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и
его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином.
В общем смысле, куртуазность – это правила хорошего тона, хорошие манеры.
Слайд 20
куртуазная литература
совокупность литературных произведений зап.-европейского христианского средневековья, объединенных
комплексом однородных тематических и стилистических признаков:
прославлялись воинские подвиги,
служение
даме,
отражен ритуал рыцарской чести
Рыцарский роман + любовная лирика
Слайд 21
народная городская культура
тесно связана с народным творчеством,
имела вольнолюбивый
и жизнелюбивый характер,
антирелегиозная направленность
Слайд 22
Светская литература
Поэзия вагантов
городской фольклор,
новеллы,
басни (фаблио –
Франция, шванк – Германия),
сатирический эпос
Слайд 23
Писатели и поэты
Томас Мэлори (1405-1471) – эпопея «Книги
о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого
стола» ,« Смерть Артура»,
Джефри Чосер(1340-1400) – «Кентерберийские рассказы», поэма «Троян и Хризеида»,
Франсуа Вийон (1431- 1463)– поэт, последний из вагантов - Малое Завещание (Petit Testament), Большое Завещание (Grand Testament)
Хуан Мануэль (1282—1348) – сборник новелл притч «Граф Луканор».
Слайд 24
праздники под открытым небом
карнавалы –уличные шествия + танцы
+ театрализованные игры
религиозные праздники
мистерии – своеобразные религиозные театральные представления, вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов
интермедии – комедийные номера на бытовые темы
миракли - сюжет - чудо или житие святого, или чудо Богородицы. Произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий в церкви.
Слайд 25
Романский стиль
IХ-ХII в
первый общеевропейский стиль в архитектуре, скульптуре
живописи, основанный на античных моделях, но вносивший строгость и
абстрактность, отвечавшие требованиям христианской религии
особенности – монументальность и простота
Слайд 26
Романская архитектура
храмы с островерхими башнями,
монастырские комплексы,
замки-крепости со
смотровой башней
Основной архитектурный принцип – целостность и иерархичность
Слайд 27
Монастырский комплекс в Клюни
910-1220
Слайд 28
собор Нотр Дам в Пуатье
X-XII вв.
Слайд 30
Кафедральный собор в Пизе
(1064 - 1118)
Слайд 31
Внутреннее пространство соборов
росписи
иконы,
витражи
шпалеры,
многочисленные рельефы
характерно
отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов
Слайд 32
монументальная живопись и скульптура
подчинена религиозному мировоззрению.
символический характер,
условность
приёмов
стилизация форм
Нарушение пропорций
Фигуры типично романской композиции разномасштабны,
зависят от иерархической значимости
Слайд 33
Готика
возникает в середине 12 в., расцвет стиля –
13 в.. угасание – 14-15 в..
Готическое искусство - сложное,
многогранное, декоративное
Слайд 34
классика готической литературы
«Монах» - М. Льюис,
«Элексиры сатаны»
- Э.Т.А. Гофман,
«Колодец и маятник» - Э.А. По,
«Замок
Отранто» - Х. Уолпол,
«Майская ночь или утопленница» - Н.В. Гоголь
Слайд 35
Готика (периодизация)
ранняя (XII в.)
зрелая (высокую) (XIII-XIVвв.)
поздняя (так
называемая пламенеющая) (XIV –XVвв.)
Слайд 36
Готическое искусство
культовое по назначению и религиозное по тематике.
характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка
главенство архитектуры
в системе искусств
Слайд 37
Готическая архитектура
собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры
и живописи
Главный принцип – восхождение, вертикальная устремленность
динамичная устремленность
ввысь башен собора, стрельчатых арок, порталов, всех форм храма, была порождена стремлением души к небу
Слайд 38
Готический собор
базиликальный тип постройки,
все элементы подчиняются единой
стилевой системе
устойчивая каркасная система
крестово-рёберные
стрельчатые своды арки стрельчатой формы
Слайд 39
Нервюра
(от фр. nervure – жила, сухожилие)
выступающее ребро готического
каркасного крестового свода.
арка из тёсаных клинчатых камней, обычно
укрепляющая ребра свода
Каркасные арки, образующиеся на пересечении крестовых сводов, связывали между собой опоры пролётов центрального и боковых нефов, где на каждый прямоугольный в плане пролёт главного нефа приходились по два квадратных пролёта боковых нефов.
Слайд 41
Аркбутан
(франц. arc-boutant)
наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного
нефа готического храма опорным столбам-контрфорсам, расположенным за пределами основного
объёма здания. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство храма, увеличить оконные проёмы, пролёты сводов и т. п.
Слайд 42
Контрфорс
(от франц. contreforce – противодействующая сила)
поперечная стенка,
вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию (в
основном наружную стену) и воспринимающие горизонтальные усилия (например, распор от сводов, перекрывающих здание).
Слайд 44
узорный вимперг
высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы
и оконные проёмы готических зданий.
Поле вимперга обычно украшалось
ажурной или рельефной резьбой
Вимперги
Кельнского собора
Слайд 46
фиал
декоративное венчание пинаклей,
щипцов, контрфорсов в виде пирамиды,
фигурного шпиля, крестоцвета и т. д.
Иногда помещались по
сторонам
окон, порталов.
Слайд 47
папский дворец в Авиньоне
1334–1352
Слайд 49
Особняк Клюни в Париже
конец XIV в.
Слайд 51
тимпан «История святого Стефана»
Слайд 55
собор Парижской богоматери
1163- 1345.
Слайд 56
Собор Богоматери в Амьене
1220-1269
Слайд 57
Скульптурные изображения в кафедральном соборе г. Магдебург
Слайд 59
церковь Сен-Маклу в Руане
1434–1470 гг.