горой Олимп, на равном расстоянии от Эгейского и Адриатического
морей, находилась Македония. Богатством её были горы, покрытые лучшим на полуострове строевым лесом, тучные пастбища, кормившие большие стада овец и табуны коней.
Аполлон и Афина, которым поклонялись цивилизованные эллины, обошли этот суровый край, оставив его буйному Дионису, неумеренными почитателями которого считались македоняне, и богине охоты Артемиде.
Если бы афинянин по торговым делам или из любопытства посетил эту страну в середине 4 века до н. э., у него могло бы создаться ощущение, будто его каким-то образом перенесли лет на пятьсот назад. Ибо он не отыскал бы здесь почти ничего из того, что его окружало на родине: ни философов со своими учениками, ни острых на язык и скорых на обещания демагогов, ни тупых наёмников, разорявших казну, ни взаимной ненависти, разделявшей богатых и бедных сограждан, — ничего из того, что стало непременной принадлежностью и бичом полиса.
Не было в Македонии и самого полиса. Македонянами управлял наследственный царь, которому были подчинены предводители отдельных племён. Ему принадлежала в Македонии земля, и он отдавал её в пользование, требуя за это нести военную службу.
Землю же обрабатывали не рабы, а свободные люди. Свободными людьми были и пастухи. На собрания сходились воины, всадники и пехотинцы, голосовавшие за то, что им предлагали. Македонские военачальники были в дружеских отношениях с царём. Они вместе охотились, проводили время на пирах.
Вместе с тем македоняне пользовались греческим алфавитом, македонские цари строили у себя театры, приглашали греческих поэтов и художников.