Слайд 2
Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился
В мае 1605 года в крестьянской семье села Вельдеманова
Нижегородской губернии и был наречен во святом крещении Никитой, по имени преподобного Никиты, Переяславского чудотворца. Он пережил очень трудное детство со злой мачехой, постоянно тиранившей его и даже пытавшейся убить.
В возрасте 12 лет склонный к уединению, любознательный и любящий учение мальчик тайно покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научился монашескому послушанию, нестяжанию, основам беззаветного служения.
Слайд 3
В сан патриарха возведён в 1652 году.
Выходец из народа (мордовского крестьянства). Самоучкой научился чтению. В
18 лет стал священником. В 1635г. стал монахом Соловецского монастыря. С 1643 года Никон – игумен Кожеозёрского монастыря. Отличается смелостью взглядов, энергии и воли, на что обратил внимание царя Алексия Михайловича.
Слайд 4
. В 1646 году Никон был поставлен архимандритом
Новоспасского монастыря в Москве. С 1648 года –митрополит в
Новгороде.
Слайд 5
В 47 лет становится патриархом Русской православной церкви,
что в истории русского патриаршества бывает редко.
Обычно патриархом избирают людей более зрелого возраста, выходцем из господствующих слоёв и значительным опытом церковной деятельности.
Слайд 6
его не поймешь сразу: это – довольно сложный
характер, и, прежде всего характер очень неровный. В спокойное
время, в ежедневном обиходе он был очень тяжёл, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив. Но он так же умел производить громадное нравственное впечатление. За ожесточение в борьбу его считали злым, но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Никон был жесток. Но он всё забывал всё при виде людских слёз и страданий; благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него также необходимой потребностью.
Слайд 7
Церковная реформа прежде всего началась
с исправления русских богослужебных книг по греческим
и старославянским образцам и церковных обрядов.
Слайд 8
Как пишет Ключевский: «Он (Никон) начал с того,
что своей властью без собора в 1653 году перед
Великим постом разослал по церквям указ, сколько следует класть земных поклонов при чтении церковной молитвы св.Ефрема сирина, причём предписывал так же креститься тремя перстами.
Слайд 9
. С самого начала своего Патриаршества светлейший Никон
установил строгую чинность в богослужении. Единогласие и «наречное» пение
при нем стали практической нормой. Он сам служил неспешно, благоговейно, стремясь к тому, чтобы церковные службы были как можно более нравоучительными. Патриарх Никон был талантливым проповедником, говорившим свои поучения и проповеди так, что люди забывали обо всем и в храме стояла полная тишина.
Слайд 10
. Потом он ополчился против русских иконописцев своего
времени, которые отступали от греческих образцов в писании икон
и усвоили приёмы католических живописцев. Эти распоряжения Никона заставляли делать верующим вывод, что они доселе не умели ни молиться, ни писать икон и что духовенство не умело совершать богослужения как следует.
Слайд 11
Один из современников рассказывает, как Никон действовал против
нового иконописания. В 1654 году, когда царь был походе,
патриарх приказал произвести в Москве обыск по домам и забрать иконы нового письма везде, где они окажутся, даже в домах знатных людей. У отобранных икон выкалывали глаза и в таком виде носили по городу, объявляя указ, который грозил строгим наказанием всем, кто будет писать такие иконы. Вскоре после того в Москве настала моровая язва и случилось солнечное затмение. Москвичи пришли в сильное волнение, собирали сходки и бранили патриарха, говоря, что мор изатмение – кара Божия убить иконоборца.
Слайд 12
Смущение, как утверждает далее В. О. Ключевский, должно
было усилиться, когда Никон приступил исправлению богослужебных книг, хотя
это дело он провёл через церковный собор в 1654 году под председательством самого царя и в присутствии Боярской думы: собор постановил при печатании церковных книг исправлять их по древним славянским и греческим книгам. Богослужебные книги в Древней Руси плохо отличали от Священного писания (Богослужебные книги содержат порядок проведения служб и церковных священнодействий.Священное писание – это суть православного христианства.
Слайд 13
Поэтому предприятие Никона возбуждало вопрос: неужели
божественное писание не право? Что же после этого есть
правого в Русской Церкви? Тревога усилилась ещё и тем, что все свои распоряжения патриарх вводил порывисто и с необычайным шумом, не подготовляя к ним общества и сопровождая их жестокими мерами против ослушников. Оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приёмы его властного пастырства.
Слайд 15
Реформы Патриарха Никона встретили большое неприятие и в
народе, и в боярских кругах, и среди церковнослужителей. Появилось
народное религиозное движение – названное Староорядцы или староверы
Слайд 16
Становлению Никона, как определённой исторической личности способствовал мотив,
что Русская православная церковь осталась в мире единственной обладательницей
и хранительницей христианской истины, чистого православия. Из этой идеи Никона вытекала мысль, что Русская церковь должна возглавить Вселенскую (Восточную церковь). Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь — новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока.
Слайд 17
Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы
бояр. Они не позволили ему вывести Русь на путь
дальнейшего воцерковления, углубить Православие в русской жизни настолько, чтобы оно было воспринято не только как учение веры, но и как путь, истина и жизнь. Они оклеветали Патриарха перед царем.
Слайд 18
. Со стороны лидеров поместных церквей
он хотел иметь опору, которая выдвигала его
как патриарха, значительной фигурой, выше даже земного царя. Ибо власть царя была значительной, порой патриарх выступал игрушкой в руках какого-нибудь зарвавшегося церковного духовника. Самолюбие Никона восставало против такой практики. Рано или поздно этот конфликт должен был наступить. Но иметь ещё одного «царя», церковного, от бога, существующий царь и его режим позволить себе не мог. В этом главная трагедия Никона. Вскоре, после начала реформ в церкви, Никон был низложен и сослан в монастырь.
Слайд 19
Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был
одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне
были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси:
Иверский Святоозерский монастырь на Валдае
Слайд 20
Крестный Кийостровский монастырь в Онежской губе.
Слайд 21
Воскресенский монастырь под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом»,