Слайд 2
Трактовка понятия «идеология»
Появление понятия «идеология» связано со сменой
религиозного типа сознания светским в рамках процесса секуляризации.
Секуляризация (от
лат. saecularis – мирской) – процесс перехода от общества, регулируемого религиозной традицией, к светской модели общественного устройства.
Термин «идеология» ввел в начале XIXвека Дестют де Траси, подразумевая под ним учение об идеях (греч. idea – идея + logos – учение), позволяющее установить твердые основы для политики и этики.
Слайд 3
Трактовка понятия «идеология»
Наполеон Бонапарт дал слову «идеология» второе
значение - теория, искажающая реальность. Он назвал «идеологами» своих
идейных противников, понимая под этим желание заменить абстрактными рассуждениями реальную политику.
«Все несчастья, которые выпали на долю Франции, должны быть приписаны «идеологии», этой туманной метафизике, которая с неподражаемой изобретательностью ищет во всём первопричины и готова обосновывать этими первопричинами законы человеческого общества, вместо того чтобы приспосабливать эти законы к тому, что нам известно из человеческого сердца и из уроков истории».
Слайд 4
Трактовка понятия «идеология»
Современные трактовки идеологии различаются оценкой данного
феномена:
Идеология как предвзятое отражение социальной действительности, выражающее интересы властных
групп, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; в этом смысле идеология противостоит утопии (Мангейм).
Идеология как языковой миф, приписывающая объектам непрямые значения (Барт).
Идеология как «мыслительный товар», распространяемый прессой, массовым искусством, с целью манипуляции (Фромм).
Слайд 5
Идея «конца идеологии»
В 1946 году А. Камю ввел
в оборот выражение «конец идеологии».
Американский социолог Д. Белл («Конец
идеологии», 1960) трактует развитые капиталистические общества как «постидеологические», считая, что идеологическая борьба в них преодолена, и можно сосредоточиться на экспертном управлении и администрировании.
Идея «конца идеологии» связана с окончанием холодной войны и связанными с этим концепциями «конца истории», секуляризации, постполитики, посткапитализма. Эта тема стала определяющей для второй половины ХХ века.
Однако концепция постидеологии вскоре сменилась идеей господства нового типа идеологии, не воспринимаемой в качестве таковой.
Слайд 6
Структура идеологии
I. Прежде всего, в ней можно выделить
систему знаний, дающих картину общества в целом, а также
ориентационную подсистему, которая включает совокупность конкретных идей, социальных ценностей и идеалов.
II. 3 уровня в зависимости от степени их приближения к массовому, обыденному сознанию.
Первый уровень – теоретико-концептуальный. Используются знания, полученные соответствующими гуманитарными науками. Входят теории, концепции.
Второй уровень – программно-политический, на котором общие идеи и принципы конкретизируются в программах политических партий и движений в виде целей, задач, проявляется в прессе, рекламе, учебниках, искусстве.
Третий уровень – обыденный, проявляется на уровне индивидуального и группового сознания масс. Действительность осмысляется здесь в образно-ассоциативной форме – знания соприкасаются с чувствами и эмоциями.
III. По содержанию идеологию структурируют на философско-мировоззренческую, культурно-историческую, политическую, экономическую, социогуманитарную части.
Слайд 8
ОСНОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ» ИЛИ «КРИЗИСНАЯ» ГИПОТЕЗА
(У. МАТЦ,
Э. ШИЛС, Р. КОЗЕЛЛАК)
Идеология вырастает из «кризисного сознания»
или «кризиса смысла».
Идеология есть секуляризованная система ориентаций, имеющая псевдорелигиозный характер. «Большие» идеологии XVIII, XIX, и XX вв. – это эрзац-религии, пытающиеся отыскать абсолютную точку отсчёта для политики.
2. Идеология в принципе революционна. Консерватизм, либерализм и пр. – эпифеномены идеологии. Они получают оформление через противостояние какой-либо идеологии.
3. Идеология есть картина мира, которая складывается в ходе систематического редуцирования сложной действительности.
4. Идеология питается антагонизмом с миром, выстраивая его как катастрофический священно-исторический процесс, предполагающий экзистенциальную решимость людей. Тем самым создаётся ориентационный и мобилизационный потенциал общества.
5. Идеологическая политика имеет опору в трансцендентном , навязанном по отношению к обществу принципе. Мир получает интерпретацию в идеях «высшего призвания», которое претендует на тотальную значимость .
Идеология как мировоззрение.
Слайд 9
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ» ТЕОРИЯ ОСНОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ
Происхождение идеологии из гражданского общества
и государства. Всякая господствующая идеологическая система неразрывно связана с
государством, с властью и властными отношениями. Государство является главным воплощением и субъектом реализации политической власти, концентрированным воплощением политических идей.
Инструментом власти является идеология. Идеология выполняет инструментальную функцию в социальной практике. Задача политической идеологии – обслуживать власть, властные отношения и политические амбиции определённых социальных групп.
«Государство… есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь властвует». (М.Вебер)
«Легитимность политического порядка измеряется верой в него тех, кто подчинён его господству». (Ю. Хабермас)
«Внутренняя вера, дополняющаяся в различных пропорциях внешнее насилие, – вот формула легитимности». (Э. Канетти и С. Московичи)
Идеология – часть политики
Слайд 10
«МАРКСИСТСКАЯ» ТЕОРИЯ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ
•
идеология – совокупность идей, отражающих в теоретической и систематизированной
форме отношение людей к действительности; это «собирание социальной жизни в некое осмысленное целое» в форме политических, правовых религиозных, этических, эстетических и философских взглядов;
• основой идеологии являются конкретные экономические и политические интересы социальных групп; «неверное мышление неизбежно и непроизвольно фабрикует неверные факты, следовательно «производит искажение и ложь»;
• причиной иллюзорного отражения действительности в сознании идеологов являются объективные противоречия материальной жизни общества.
Идеология – ложное сознание → необходимость деидеологизации. Понятие реидеологизации.
Слайд 11
«ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ» ГИПОТЕЗА: ИДЕОЛОГИЯ И ПРЕДПОСЫЛОЧНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
К. Поппер, Т. Кун.
Стиль мышления – это меняющаяся форма предпосылочного знания, имеющая
нормативно-ценностный характер. Особенность его в том, что видение мира в рамках стиля мышления не сознается субъектом познания, существует как само собой разумеющееся и единственно возможное.
Каждая эпоха вырабатывает свой собственный стиль мышления. В нём имплицитно присутствует идеология, либо непосредственно как «ставшая» форма духовной жизни эпохи, либо опосредовано – через мифологическую, религиозную и другие форы сознания, через научную картину мира. Основания идеологии могут лежать в близких ей духовных образованиях – мифологии и религии.
Идеология – часть науки
Слайд 12
«МИФО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ» ТЕОРИЯ (МИФ, РЕЛИГИЯ, ИДЕОЛОГИЯ)
Миф, религия и идеология
– формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь.
Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, в современной культуре миф играет архаичную роль. Однако каждый исторический этап формирует и пропагандирует свои мифы.
Сходство мифологии и идеологии:
1. Миф – древнейший тип мышления, характеризующий не содержание духовной жизни общества, а её форму.
2. В мифе всегда есть своя «мифическая» истинность, «мифическая» достоверность.
3. Миф всегда символичен.
4. Миф и идеология имеют субъективно-личностную форму.
Идеология – особый тип верований.
Слайд 13
Понятие государственной идеологии
Идеология – атрибутивный признак государства.
Государственная
идеология – совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в
которых образующая государство общность (народ) осознает себя, свое положение в действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели, устремления и пути их достижения с помощью государственной власти.
Понятия «национальная идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология», «идеология государства».
Слайд 14
Этапы становления белорусской государственности
Восточнославянские княжества на территории нынешней
Беларуси (IХ – ХIII вв.).
Великое княжество Литовское (ХIII –
ХVI вв.).
Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569 – 1795 гг.).
Белорусские земли в составе Российской империи (конец ХVIII в. – 1917 г.).
Советский период белорусской государственности (октябрь 1917 г. – август 1991 г.).
Белорусская государственность на современном этапе (август 1991 г. – н. время).
Слайд 15
1 этап. Восточно-славянские княжества на территории Беларуси. Общая
информация.
На территории, образующих нынешнюю Беларусь, в IХ – ХIII
вв. существовали ряд княжеств, которые упоминаются в летописях: Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Мстиславльское, Новогрудское, Логойское, Несвижское и др. Постепенно наибольшую силу приобрело Полоцкое княжество, которое имело все признаки, присущие государственным образованиям.
Систему органов власти и управления составляли князь, совет князя, вече, а также должностные лица: посадник, тысяцкий, подвойский, ключник, тиун, высшие представители церкви – епископы и игумены. Условия вступления князя на должность оформлялись в договоре-раде, который заключался с верхушкой господствующего класса. Судебная и законодательная власть князя была ограничена.
Слайд 16
Обсуждаемая проблема
Входили ли эти княжества в состав Древнерусского
государства (Киевской Руси) и имеет ли современное белорусское государство
общерусские корни?
Славянские земли-княжества, существовавшие на территории нынешней Беларуси в IХ – ХIII вв., были самостоятельными государствами, не входившими в состав Киевской Руси. Среди них Полоцкое княжество как крупнейшее и наиболее сильное, было собственно белорусским государством.
Полоцкое княжество, как и остальные славянские земли, входили в состав Древнерусского государства, и не было собственно белорусским государством, так как:
белорусский этнос к этому времени еще не сложился;
культура Полоцкой земли не отличалась от культуры других земель;
территория Полоцкого княжества охватывала не более половины современной Беларуси. Вся ее южная часть была гораздо теснее связана с Киевом, Черниговом и Волынью.
Слайд 17
2 этап. Великое княжество Литовское. Общая информация.
Великое
княжество Литовское по форме правления являлось ограниченной монархией во
главе с великим князем. Монарх, владея широкими полномочиями, осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть.
Власть князя была ограничена Радой и Сеймом. Государственный строй ВКЛ характеризовался наличием широкой автономии отдельных земель-княжеств: Витебская, Полоцкая, Смоленская и другие земли до конца ХV в. сохраняли свою государственно-правовую обособленность.
Слайд 18
Обсуждаемая проблема
Как образовалось Великое княжество Литовское?
ВКЛ является результатом
белорусско-литовского общественного синтеза, добровольного объединения. В основе этого процесса
лежало развитие экономических связей между княжествами и необходимость объединения вооруженных сил в борьбе с крестоносцами и нашествием монголо-татар.
Центробежным ядром ВКЛ были не литовские, а белорусские земли, расположенные между Минском, Новогрудком и Слонимом. Литовцы, которые находились на более низкой ступени развития, не могли захватить более сильных соседей.
ВКЛ было образовано в результате консолидации балтских племен без участия славянского этноса и поэтому оно было чуждо для белорусов и украинцев. Славянские территории впоследствии были завоеваны, присоединены литовцами, что обусловило социальное и национальное угнетение ими белорусов.
Слайд 19
Являлось ли Великое княжество Литовское собственно белорусским национальным
государством?
Белорусские земли, вошедшие в состав ВКЛ, еще во второй
половине ХIII в. имели определяющее значение для оформления его политико-правовых основ, государственного языка, религии и духовной культуры, поэтому данное государство можно считать собственно белорусским.
Белорусский, литовский и украинский народы уже сформировались и представляли самостоятельные субъекты этого государства.
Великое княжество литовское нельзя считать белорусским национальным государством, так как предпосылки формирования белорусской нации только складывались. Шел процесс формирования белорусской народности. Об этом свидетельствовало развитие родного языка, письменности, правотворчества, книгопечатания, устного народного творчества, появление произведений философской, социально-политической мысли.
Преобладающая часть славянского населения (особенно православные) называли себя русскими.
Великое княжество Литовское было государством раннефеодального типа и определение его генезиса по национальному признаку неприемлемо.
Слайд 20
3 этап. Белорусские земли в составе
Речи Посполитой.
Общая информация.
В результате подписания 1 июля 1569 года
Люблинской унии ВКЛ и Польша объединялись в единое государство – Речь Посполитую, которое просуществовало до 1795 г.
Слайд 21
Обсуждаемая проблема
Обладало ли ВКЛ политической независимостью в
составе Речи Посполитой и можно ли считать этот этап
продолжением традиции белорусской государственности?
Речь Посполитая являлась конфедерацией ВКЛ и королевства Польши. Статут 1588 г. юридически закрепил обособленность территории ВКЛ, подданства, законодательства, вооруженных сил, финансово-денежной системы. Делопроизводство в княжестве велось на старобелорусском языке до конца ХVII в. ВКЛ имело свой государственный герб и печать, систему почетных званий и должностей.
Белорусская государственность существовала в составе единой конфедерации в рамках ВКЛ до третьего раздела Речи Посполитой
Речь Посполитая – государство федеративного типа, в котором каждый из субъектов обладал определенной самостоятельностью. Но с самого начала в данном государственном образовании неуклонно набирал силу процесс насильственного окатоличивания и ополячивания белорусского населения, который особенно угрожающий характер приобрел после заключения в 1596 г. Брестской церковной унии. Поэтому в этих условиях нельзя говорить о самостоятельной государственности белорусского этноса
Слайд 22
4 этап. Белорусские земли в составе Российской империи.
Общая информация.
В результате трех разделов Речи Посполитой (1772,
1793, 1795 гг.) прекратило существование одно из самых крупных государств Европы. Около 3 млн. человек, проживавших на территории Беларуси, оказались в составе Российской империи.
Слайд 23
Обсуждаемая проблема
Какое значение имело вхождение белорусских земель в
состав Российской империи для становления белорусской государственности?
Данный период был
шагом назад в развитии белорусской государственности.
В городах ликвидировалось Магдебургское право, началась дискриминация униатской церкви.
После подавления национально-освободительных движений 1831 и 1863 гг. царизм перешел к политике русификации белорусских земель, искоренению национального самосознания. Белорусы рассматривались не в качестве самостоятельного народа, а ответвлением русского народа.
Вхождение белорусского народа в состав Российской империи имело положительное значение для становления его государственности. То, что называется русификацией белорусов, в сущности, являлось ничем иным, как возвращением белорусов к своим историческим корням, к славяно-русской идентичности.
После польского восстания 1830 – 1831 гг. русский язык вводился не вместо белорусского, а вместо польского.
Именно в рамках данного исторического этапа открывалась возможность создания собственной белорусской государственности. На протяжении ХIХ и начала ХХ вв. возрождалась национальная культура, складывался новый литературный язык, формировалась национальная идея.
Слайд 24
5 этап. Советский период белорусской государственности. Общая информация.
После революции 1917 г., распада Российской империи, возник вопрос
о создании белорусской национальной государственности. Предметом спора был вопрос о форме национального самоопределения белорусов: каким должно было быть будущее государство? Либо оно должно быть суверенным и независимым от других стран, либо должно было включиться в состав федерации равноправных национальных республик, образовавшихся при распаде Российской империи?
Были предприняты попытки реализации обоих подходов. Первый нашел свое выражение в провозглашении 25 марта 1918 г. Белорусской Народной Республики, второй – в создании 1 января 1919 г. Советской Социалистической Республики Белоруссии.
Слайд 25
Обсуждаемая проблема
Каково значение этих событий в становлении белорусской
государственности?
Провозглашение БНР имело исключительное значение для истории, так как
представляло собой первое национальное белорусское государство, которое предприняло попытку возродить традиции ВКЛ.
Идея белорусской государственности в форме БССР получила определенное развитие. Но уже в 30-е годы в результате развития централизованной административной системы СССР утвердился в качестве унитарного государства, и БССР реальным суверенитетом не обладала.
Провозглашение БНР не было подкреплено шагами по созданию институтов государственности: не была создана собственная армия, финансовая система, органы власти на местах. В юридическом смысле БНР не стала полноценным государством.
Образование БССР – начало реального становления собственно белорусской национальной государственности со всеми атрибутами: территорией с четкими границами, органами власти в центре и на местах, системой законодательства, международно-правовым признанием.
Впервые в истории белорусского народа была создана сеть учреждений образования и науки, система институтов профессионального искусства, национальное книгоиздание, массовая пресса, радио, телевидение. Беларусь превратилась из аграрной в индустриальную республику.