Слайд 2
Где мы?!
Философия Античности
Возрождение
Досократики
Идеалисты
Эллинисты
Патристика
Схоластика
Английское Просвещение
Французское Просвещение
Немецкое Просвещение
Марксизм
«Философия кризиса», иррационализм
Вы
находитесь здесь
Слайд 3
В прошлый раз
Георг Гегель. Вершина немецкой классической философии.
1.
Теоритическое обоснование идеи гражданского общества - сферы, в которой
каждый реализует свой частный интерес, при этом привнося благо общему интересу.
2. Диалектика – наука о развитии и название гносеологического метода, который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез».
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон отрицания отрицания.
3. В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который стремиться достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление – исторический процесс. Вся реальность – проявление Духа. Бытие человека становиться мышлением Мирового духа. Когда дух познает себя, наступит конец истории => Гегель: «После меня не будет ничего».
Слайд 4
Антитеза Просвещению
Гегель: «После меня не будет ничего». Исчерпание
классической немецкой философии (идеалистический рационализм).
Философия кризиса. Разбить старые скрижали
и отыскать альтернативные пути философского творчества!
Иррационализм — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Ограниченные возможности => иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера.
Слайд 5
Артур Шопенгауэр
В кабинете - бюсты Канта и Будды.
Слайд 6
Синтез Запада и Востока.
Трудность: западный стиль мышления — рационален,
а восточный — иррационален.
Иррациональный стиль мышления:
мистический характер, то есть
основан на вере в существование не подчиняющихся неподготовленному разуму сил, управляющих жизнью.
идея о том, что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью, что существует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой.
Слайд 7
Артур Шопенгауэр – философ пессимизма
«Этот мир не мог
быть делом некоего всеблагого существа, а несомненно - дело
какого-то дьявола».
Человек является объективной реальностью и не может быть понят другим человеком (является «вещью-в-себе»): мы можем наблюдать только биологическую оболочку и ее поступки, но не внутреннюю жизнь личности.
Слайд 8
Абсолютная ценность личности
Но!
Сам себе человек известен не только
извне, но и изнутри. Поэтому наиболее важным для каждого
из нас являемся мы сами => эгоизм личности.
То, что происходит в нас оказывает большее воздействие, чем то, что снаружи: в зависимости от расположения духа мы по-разному воспримем одни и те же внешние факторы, будто живем в разных мирах. Так что счастье человека зависит только от его индивидуальности => абсолютная ценность личности.
Слайд 9
Волюнтаризм
«В нас существует нечто более мудрое, нежели голова».
Каждый
из нас замечает, что движение его рук и других
частей тела обычно сопровождается неким внутренним усилием. Подобные состояния именуются волевыми актами.
Осознавая это в отношении себя, я могу сказать, что и движениями другого человека тоже руководит воля => вещи в себе (коей является человек), если о них вообще можно говорить, должны быть описаны в терминах воли, а не разума: идеалы Просвещения уходят. Сущность мира, таким образом, лишена рационального начала.
Разум подчинен воле (рациональное следует за иррациональным).
Слайд 10
Воля к жизни
Воля человека к жизни не имеет
смысла и цели – только эгоизм. «В минуту смерти
эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти».
В поисках смысла человек создает различные религии и философии. Человечество изобрело средство спасения от отсутствия смысла - «тихие гавани»:
Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты.
Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии.
Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.
Слайд 12
Воля к власти
Уточняет «волю к жизни» как «волю
к власти»
Воля к власти - инстинктивная тяга всего живого
к самоутверждению. Любая сущая вещь стремится к тому, чтобы доминировать над всем остальным.
Воле к власти придается всеобщий характер => история – хаотичная борьба «центров силы», нет никакого развития, прогресс – ложная идея.
Слайд 13
Сверхчеловек
Как от обезьяны произошёл человек, так в результате
этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека:
Умы не будут
«задурманены» моралью и ограничениями.
Переоценка всех ценностей. Сверхнравственный, «по ту сторону добра и зла» разрушитель старых ценностей и творец новых.
«Бог умер — человек свободен». Религия, философия и мораль должны прославлять жизнь во всех её проявлениях, а все, что отрицает жизнь, её самоутверждение, — достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство, которое всегда принимает сторону слабого.
«Наш долг это право, которое другие имеют на нас».
Но!
«Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой». Вера в улучшение человечества.
Слайд 14
Этическая теория
«Падающего толкни!»
Люди так же стремятся к власти
=> неравенство между людьми естественно. Но! Это не повод
для уничтожения слабых: слабые должны переродиться и стать сильными – сверхчеловеком.
Бояться сверхчеловека можно лишь при извращенном понимании жизни. Опасного в нем ровно столько, сколько опасного в самой реальности. Ведь он и есть квинтэссенция реальности, он носит в себе все, что есть в ней страшного и загадочного, и "постигает реальность, как она есть", а не в ее затуманенном ложными идеями облике.
\ => «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»
Слайд 15
Судьба человечества
Человек свободен! И рано или поздно он
сбросит оковы морали, станет сверхчеловеком и пойдет к своей
свободе – власти и своему счастью – возрастающей силе!
Не миру, а войне – Ницше был убежден, что человечество вступает в эпоху глобальных войн и не ошибался.
«Отказываясь от войны, отказываешься от великой жизни».