FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
В 1620 г. енисейские
казаки узнали о
существовании
бурят, об
обширности и
богатстве этого
края
Продвижение русских
происходило по Енисею,
Ангаре, Лене и их притокам
Первыми из землепроходцев,
проложивших пути по
Ангаре и Лене на территории
Иркутской области, были 40
казаков во главе с
Пантелеем Пянды (Пенды)
В 1620 году Пянда с товарищами
выдвинулись на стругах вверх
по Нижней Тунгуске
От эвенков Пянда узнал, что рядом
с его последним зимовьем на берегу
Нижней Тунгуски протекает
другая крупная река
Весной 1623 года их отряд перешёл
Чечуйский волок и достиг р. Лены
в районе современного Киренска
Затем из района
Верхоленска коротким
путем по Усть-
Ордынской степи
вышли к Балаганску
и на стругах по
Ангаре возвратились
в Енисейск
Другая - во главе с атаманом
Максимом Перфильевым -
достигла бурятских стойбищ по
Ангаре и впервые собрала ясак
Два года спустя отряд казаков под командой Петра Бекетова
преодолел ангарские пороги и перешел на Оку.
Буряты добровольно согласились платить ясак пушниной
Для сбора ясака и управления присоединенными
к России территориями стали строить остроги
К 1647 году поселение превратилось в острог, а в 1649 г.
образовалось Илимское воеводство, первая административная
единица Восточной Сибири,
В 1631 г. в устье р. Куты
был основан Усть-Кутский
острог
Н. Ульянов Усть-Кутский острог
Первый Братский
острожек был поставлен
Максимом Перфильевым
в 1631 г. у Падунских
порогов
Но вскоре «брацкие» князьцы отказались платить ясак,
разгромили отряд служилых людей, а в 1635 г. сожгли и острог
В 1648 г. туда приехал «охочий
человек до пашни» Распутка
Потапов, он-то и стал выше
Братского острога сеять ячмень,
коноплю, развивать «пашенное
дело», то есть заниматься
земледелием
К 1652 г. вокруг Братского острога находилось 126 крестьянских дворов
в 1654 году в братском остроге уже была церковь
во имя Пресвятой Богородицы Владимирской
Путешествие Аввакума
по Сибири С. Милорадович
За ним в ссылку последовали его жена и четверо детей, они
поселились в другом селении. Свое «путешествие» он описал
в книге «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и
другие его сочинения»
Курбат Иванов составил первый
чертеж верховья Лены и
Байкала, он был назначен
управляющим Верхоленского
острога, заложенного в 1641 г.
В 1648 г. на реке Уде был
основан Покровский
(Удинский) острог, вокруг
которого стал расти посад
По просьбе бурят, кочевавших в балаганских степях, боярский
сын Д. Фирсов в июне 1654 г. заложил Балаганский острог
В 60-е годы XVII в. возводятся Идинский,
Илгинский, Чечуйский остроги
Памятник Якову
Похабову в Иркутске
По местным преданиям, еще в 1652 г. в
устье Иркута на Дьячем острове, который
находится ниже автодорожного моста
через Иркут, было построено
укрепленное зимовье
Но оно стало тесным, да и добираться
до него каждый раз было сложно, вот и
выбрали место для укрепленного острога
на правой стороне Ангары
Население острога
росло быстро,
и скоро он стал тесным, поэтому его не раз переделывали, расширяли
В 1669-1670 годах отряд казаков во главе с Андреем Барнешлевым
перестроил острог. Площадь нового острога была в 35 раз
больше старого
Самые высокие, до 20 метров, стояли на
берегу Ангары. Центральная башня -
Спасская - была проезжей, к ней
поднимался «взвоз» от пристани, он
был очень высоким. В 1672 г. в центре
острога была возведена деревянная
Спасская церковь
Спасская башня. Б. Лебединский 1929 г.
Он отметил, что «острог
строением зело хорош».
По его словам, в остроге
было около 40 жилых
дворов, то есть проживало
не менее 200 человек
К середине XVII в. почти
вся территория современной
Иркутской области вошла в
состав России
По переписи 1723 г. в Илимском
воеводстве числилась 7871
«душа» мужского пола (кроме
служителей культа,
военнопленных и туземцев)
Жители занимались
земледелием, скотоводством,
охотой и другими
промыслами
Одним из первых земледельцев
в долине Илима и Верхней
Лены был Ерофей Павлович
Хабаров (1610-1671)
Под его руководством начали
варить соль. В крае была
построена мельница. Русская
пашня постепенно появилась
на всей территории Прибайкалья
В начале XVIII в. из Илимского воеводства вывозилось до 25 тыс.
пудов товарного хлеба
С 1652 по 1722 г. количество крестьянских хозяйств увеличилось
с 136 до 924
В 1655 г. служилые люди
Игнатка Бутаков и Шестачка
Коршунов нашли в горе
железную руду
По приказу илимского
воеводы они привезли
несколько подвод ее в Илимск
и стали выплавлять железо
В настоящее время на этом месте построен
Коршуновский горнообогатительный комбинат
Позднее были открыты
залежи слюды в районе
реки Мамы
В 1669 г. начали соляный промысел
братья Михалевы в 67 км от
Иркутского острога на Малом острове
Ангары (Ангарское Усолье), ныне
Усолье-Сибирское
С 1671 по 1681 г. Михалевы выварили
45 тонн соли. В 1681 г. усольский
промысел купил Иван Ушаков
Илимское воеводство оказало большую
помощь Камчатской экспедиции
Витуса Беринга
На территории Илимского воеводства побывали не только Е. Хабаров и
В. Беринг, но и все землепроходцы, которые шли а восток и север Сибири
В 1682 году в Иркутске было
учинено самостоятельное
воеводство. Из Москвы сюда был
направлен воевода Иван Власьев
В 1686 г. Иркутску были причислены
Верхоленский, Идинский, Балаганский остроги,
Бирюльская слобода, а позднее - остроги
западного Забайкалья. С этого года
Иркутск стал городом
В 1690 г. ему был пожалован герб,
вновь утвержденный снова в 1790 г.
Герб 1790 г.
Бабром называли уссурийского тигра
- это сильный, хищный зверь,
живущий в жарких странах. Его
окраска светло-желтоватого цвета
с черно-бурыми поперечными
полосами
Бабр попал в Сибирь из Китая
и водился в районе Саянских гор.
Бабр символизировал мощь края,
а соболь — его богатства
Самым многочисленным слоем населения были «пашенные
крестьяне», имевшие надел земли
Пятая часть этого надела засевалась
семенами из государственных
житниц, туда же ссыпался весь
урожай. Это была «государева
пятина»
С остальной части надела
пашенные крестьяне несли
государственные,
воеводские и церковные
налоги и сборы
К концу XVII в.
в Прибайкалье
насчитывалось около
1000 крестьян-
дворовладельцев
От русских буряты переняли пашенное земледелие, различные
ремесла, познакомились с новыми зерновыми культурами
(рожь, овес, пшеница)
В свою очередь русские заимствовали у бурят некоторые
навыки ухода за скотом
Под влиянием русских буряты стали строить деревянные избы
вместо войлочных юрт
Русские изучали многовековой охотничий опыт коренных
народов. Местные племена и народности получали от русских
металлические изделия, ткани, ружья, порох, соль.