Слайд 2
1.Причина упадка – нашествие монголо-татар.
2.Следствие:
- гибель
людей;
- падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;
- на
полвека прекратилось каменное строительство;
- разрушены городские соборы;
- сгорели литературные памятники
3.Устное народное творчество:
новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» ( призыв к борьбе против захватчиков) ;
складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» ( рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) .
Слайд 3
4. Летописание.
используется бумага, а также пергамент и
береста;
вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав»
(более свободное и беглое письмо)
с 15 в. появляется скоропись;
центры летописания: Москва с 1325 г.
в 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.) ;
свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.
в 1479 г. создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ;
появление хронографов ( труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.
Слайд 4
4.Исторические повести, героический эпос.
- во вт. пол.
13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития
Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ;
- исторические повести : «О битве на Калке» ,
«Повесть о разорении Рязани Батыем» - о Евпатии Коловрате ,
«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре) ;
подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.
- составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;
- «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) .
Слайд 5
5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках.
Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения
еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.
6.Архитектура:
- возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове ( церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. .
Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III.
-первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
Слайд 6
7.Живопись:
в 14 в. в Новгороде и Москве
работал замечательный художник Феофан Грек ( Византия) : его
фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней;
При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.
-Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работал вместе с Даниилом Черным)
Слайд 7
Русская культура 16 века.
1.Общая характеристика:
определяющее значение имела религия,
1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись
Рублева была признана образцовой, в зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.
в 16 в. завершается формирование великорусской народности;
в 16 в. появляются элементы светской культуры
2. Общественно-политическая мысль:
- создано сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских»; - появляется тезис «Москва – третий Рим» ( Пересветов, 16 в. о необходимости самодержавной власти)
Слайд 8
3.Летописание:
«Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного)
«Книга Степенная царского родословия»
портреты и описания правлений великих
русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до Ивана Грозного;
16 в . Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод (содержит 16 тыс. миниатюр-цветных иллюстраций);
исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.
новые хронографы
Слайд 9
4. Начало книгопечатания:
1564 г. Иван Федоров первая
русская книга «Апостол» (ученик Христа) , но существуют семь
книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г.
в 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский букварь –«Азбуку», - за 16 в. 20 книг было напечатано.
5. Архитектура:
шатровые храмы;
нет столбов. Церковь Вознесения в селе Коломенском ( в честь рождения Ивана Грозного) Покровский собор в Москве ( в честь взятия Казани).
строительство пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Успенский в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и др. городах.
строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов ( посвящались одному святому и находились в какой-либо слободе, где жили ремесленники одной специальности);
строительство каменных кремлей.
Слайд 10
а) востока к Московскому Кремлю часть посада была
обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской ( «кита» - связка
жердей, используемых при строительстве крепостей, другие – что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»), эта стена защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы;
б) Федор Конь строит белокаменные стены 9-километрового Белого города ( современное Бульварное кольцо);
в) в Москве возвели Земляной вал о- 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо);
г) каменные крепости-сторожи в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Смоленске, Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах
Слайд 11
6. Живопись:
Дионисий – фресковая роспись Рождественского собора
Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из
жизни московского митрополита Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность)
Слайд 12
Русская культура 17 в
1. Общая характеристика:
складывание всероссийского
рынка;
появление светских элементов (процесс «обмирщения»).
влияние Запада (церковь
сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев).
2. Просвещение:
гос. школы, школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др.
-массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике;
- в 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно- греко-латинская академия» ( во главе братья Лихуды, ученые-греки), где готовили священников и чиновников;
- процесс накопления знаний;
- русские землепроходцы:
Слайд 13
а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией
и Сев. Америкой;
б) 1649 г. Хабаров составил карту
и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения;
в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова
3. Литература:
«Новый летописец» излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени и доказывал права Романовых на престол;
исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.
сатирическая повесть: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д.
любовная лирика; - «Синопсис» (обозрение) автор киевский монах Иннокентий Гизель о совместной истории Украины и России;
Слайд 14
4. Театр:
при дворе в Москве в 1672
г., актеры – немцы и только мужчины, пьесы на
библейские и на легендарно-истор. сюжеты ;
- бродячий театр скоморохов и Петрушки.
5. Архитектура:
Черты:
большая живописность;
асимметричны при сохранении цельности и единства;
многоцветие и декоративность; наличники;
изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье, дивное узорочье)
Слайд 15
Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских,
псковских, костромских бояр 17 века; храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь,
ансамбли в Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках ( у станции метро»Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади) и т.д.
стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески украшали;
стиль нарышкинский ( по фамилии главных заказчиков) или московское барокко:
а) белый и красный цвета;
б) этажность построек четкая;
в) в карнизах декоративные раковины;
расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское, построенный Петровым и Михайловым;