Слайд 2
Возникновение самурайства
Возникновение самурайства не представляет собой исключительного явления
в социальной истории народов мира. Сословия и касты профессиональных
воинов существовали во многих государствах Европы и Азии в эпоху господства феодализма.
В Японии появление сословия воинов было тесно связано со становлением феодализма, который развивался в общих чертах по тем же классическим законам, что и феодальный строй Западной Европы.
.
Слайд 3
Постоянные войны с аборигенами Японских островов - айнами
- вели к проникновению японцев из южных и центральных
областей Хонсю на северо-восток страны, сопровождавшемуся захватом айнских земель. Эта экспансия делала возможными распределение территории айнов между японскими даймё, которые становились хозяевами айнской земли. Возникали сильные и постоянные дружины для защиты владений от вторжения в них айнов и войск других княжеств, а также для подавления крестьянских восстаний
Слайд 4
В XII в. после победы коалиции под предводительством
феодалов из рода Минамото над другой мощной группировкой во
главе с родом Тайра в Японии установился режим военной диктатуры, при котором власть в стране находилась в руках верховного военачальника - сёгуна. Подобная форма правления отодвигала императора, лишённого фактической власти, на задний план и позволяла князьям более эффективно эксплуатировать крестьян и другие низшие слои населения, удерживая их в подчинении силой оружия.
Слайд 5
Кодекс самурая
Каждый самурай должен помнить о смерти и
делать все как в последний раз.
Если самурай помнит о
смерти, значит, он готов к встрече с врагом.
Если самурай готов к встрече с врагом - он непобедим.
Слайд 6
Оружие самураев
Основным наступательным оружием самурайских дружин средневековья были
копьё и меч, применявшиеся для ближнего боя.
Слайд 7
Наибольшей ценностью для самурая был меч - и
как вооружение профессионального воина, разящее врага и защищающее одновременно
жизнь его обладателя, и как символ сословия воинов, эмблема доблести, чести, могущества и храбрости, неоднократно воспетый в легендах, рассказах, песнях и стихах.
С глубокой древности меч рассматривался японцами как священное оружие - подарок "солнечной богини" своему внуку, которого она послала править на земле и вершить с помощью этого меча дело справедливости, искоренять зло и утверждать добро. Именно поэтому меч стал принадлежностью синтоистского культа, он украшал храмы и священные места; приносимый верующими в качестве пожертвования богам, он сам являлся святыней, в честь которой воздвигались храмы.
Слайд 8
Японский меч изготовлялся всегда людьми, принадлежавшими к господствующему
классу, и был в феодальное время выражением во всех
отношениях привилегией этого класса. Ковали мечи обычно родственники самураев или придворных.
Слайд 9
Лук со стрелами, использовавшиеся в борьбе с противником
на расстоянии
Слайд 10
Одним из древнейших видов оружия были лук и
стрелы. Японский лук юми (или о-юми) сохранил свою форму
и размеры (от 180 до 220 см) с глубокой древности до наших дней. Его главная особенность заключается в том, что место, где накладывается стрела, расположено не в центре, как у большинства народов мира, а немного ниже. Сам лук изготавливался из многочисленных деревянных планок, скрепленных между собой и обмотанных тростниковой бечевкой. Такая форма и конструкция позволяли добиться большей дальности стрельбы (до 300–350 м) и в то же время давали возможность стрелять с лошади всаднику.
Слайд 11
харакири
Хараки́ри — ритуальное самоубийство методом вспарывания живота, принятое
среди самурайского сословия средневековой Японии.
Слайд 12
Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась
либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех
случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая харакири, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.
Слайд 13
Следует отметить, что проникающие ранения брюшной полости —
самые болезненные по сравнению с подобными же ранениями других
частей тела. Женщины из самурайских родов могли перерезать себе горло.
Слайд 14
Воспитание самураев
Звание самурая в средневековой Японии было наследственным.
Сын, как правило, шёл по стопам отца, становясь воином-профессионалом,
представителем сословия военно-служилого дворянства, и оставался в том феодальном клане, членом которого был его родитель. Поэтому в самурайских семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения уже с раннего детства в духе бусидо.
Слайд 15
Основной задачей наставников молодого буси была выработка в
нём того комплекса особенностей, которые считались необходимыми в профессии
самурая, т.е. воспитание человека физически сильного, владеющего в полной мере военным искусством, вооружённого знанием моральных принципов господствующего класса.
Слайд 16
Сын самурая с самого рождения окружался исключительной заботой.
Он являлся продолжателем рода, хранителем и наследником его традиций.
Он имел право совершать религиозные обряды по отправлению культа предков. Исходя из этого, рождение ребёнка мужского пола в японской семье считалось праздником. С особым вниманием относились к первому сыну, так как он по закону уже с момента рождения считался наследником дома, всего состояния семьи и имени самурая. Кроме того, сын наследовал землю или рисовый паёк, за который служил у феодала его отец. Поэтому, если самурай без наследника в семье (в 1615 г. самураям было разрешено усыновление наследников из среды их родственников, носящих то же родовое имя) почему-либо не мог взять себе наложницу или если последней не удавалось родить ему сына, феодал конфисковывал у буси его надел и лишал родового имени.