Слайд 2
Серебряный век (1890-1920)
Серебряный век - проявление духовного и
художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры к концу 19-20
вв. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален» определяют значение этого феномена
Слайд 3
Историческая ситуация в России рубежа веков.
1890-е – экономический
рост, реформы Витте.
1894 – начало царствования Николая II.
С 1902
– массовое создание политических партий.
1904-1905 – русско-японская война.
1905-1907 – первая русская революция.
1914 – начало Первой мировой войны.
1917 – Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция.
Слайд 4
Истоки Серебряного века
Русская жизнь накануне Серебренного века была
двойственна.
Это было время уверенного экономического процветания. Послекрепостническая Россия во
многом преуспела.
Разрушалась российская деревня, расслаивалась, распадалась сословная Россия. Миллионы людей ищут иную судьбу, ищут самих себя.
Слайд 6
Философия
Н.А. Бердяев , В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
И.А.Ильин, Г.П.Федотов, Л.П.Карсавин
Слайд 7
Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «Серебряный век» русской
культуры, были заложены В.С. Соловьевым. Его система – опыт
синтеза религии, философии и науки, «причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В. В. Зеньковский).
В.С. Соловьев
Слайд 8
Вывод
На философию «Серебряного века» оказали влияние славянофильство, православие.
Развивается
идея о том, что Россия, являясь центром православия как
специфического духовного и жизненного уклада, занимает особое место в мире и мировой истории.
Слайд 9
НАУКА
В начале XX в. в России появилось
множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономических и др., объединявших
ученых, практиков.
Слайд 10
Наука
Д. И. Менделеев
Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. (1869 г.)
Слайд 11
А. Г. Столетов в 1888-1889 гг. устанавливает законы
фотоэффекта
Слайд 12
А. С. Попов
Радиотелеграф Попова
Слайд 13
В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами,
послужившими основой для появления новых научных направлений в геохимии,
биохимии, радиологии.
Слайд 14
Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил
общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы . Он
создал первую в России физическую школу.
Слайд 15
В 1903 г К. Э. Циолковский он опубликовал
ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших
пути достижения этой цели.
Слайд 16
И. П. Павлов создал учение о
высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г.
ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения.
Слайд 17
Живопись
Исаак Ильич Левитан — великий русский художник, мастер
пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».
Родился 18 августа 1860
года в местечке Кибарты Сувалкской губернии (ныне Литва) в образованной, но бедной еврейской семье.
Слайд 18
«Владимирка», 1892 год. Левитан
Слайд 19
Над вечным покоем (1894) Левитан
Слайд 20
К.А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма,
первый, среди русских художников, сознательно опиравшийся на французских импрессионистов,
все более отходил от традиций московской школы живописи с ее психологизмом и даже драматизмом, пытаясь передать то или иное душевное состояние музыкой цвета
Слайд 21
Архангельский порт на Двине, 1894. Коровин
Слайд 23
В.А. Серов.
Художник работал в разных жанрах, но
особенно значительно его дарование портретиста, наделенного обостренным чувством красоты
и способностью к трезвому анализу
Слайд 24
«Девушка, освещённая солнцем» (кузина художника Маша Симонович). Серов.
«Дети».
Серов.
Слайд 25
Живопись
М.А.Врубель. Царевна – Лебедь.
В.Суриков. Степан Разин.
В.Суриков.
Степан Разин.
Слайд 26
К.С. Станиславский
(1863 – 1938)
В.И. Немирович-Данченко (1858 – 1943)
ТЕАТР
Слайд 27
Театр
художественный театр, основанный в 1898 году К.
С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко
Слайд 28
Направления в музыке
Неоклассицизм
Символизм
Экспрессионизм
Музыка
В начале 20 века
появились композиторы-новаторы А.Н.Скрябин, И.Ф.Стравинский, которые стремились выйти за рамки
традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинова, И.Ершова.
Слайд 29
Игорь Федорович Стравинский
(1882 – 1971)
русский композитор, дирижер
Представители
неоклассицизма
в музыке
Сергей Васильевич Рахманинов
(1873 – 1943)
Слайд 30
«Фантастическое скерцо" ,"Фейерверк" (1908), сюита "Фавн и
пастушка«, три балета, прославивших его имя во всем мире:
"Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913). "Месса" (1948). кантата "Священные песнопения" (1956), балет "Агон" (1957)
И.Ф.Стравинский
Слайд 31
Представитель неоклассицизма в музыке
Николай Андреевич Римский-Корсаков
(1844-1908)
Слайд 32
Представитель символизма в музыке
Александр Николаевич Скрябин
(1871/72 –
1915)
Слайд 33
Литература
И.Ф.Анненский
1856-1909 г.
А.А.Ахматова
1889-1966
А.А.Блок
1880-1921
Н.С.Гумилёв
1886-1921
В.И.Иванов
1866-1949
В.Я.Брюсов
1873-1924
Слайд 34
Направления
в литературе
реализм
модернизм
футуризм
акмеизм
имажинизм
символизм
Слайд 35
Наиболее популярными и значимыми
считались:
символизм
акмеизм
футуризм
Слайд 36
Направления в литературе
1. Символизм - одно из
крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи),
возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков.
Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
Представители: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский; А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев
Слайд 37
2. Акмеизм - (от греч. — «высшая степень,
вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму
и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Представители: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин.
Слайд 38
3. Футуризм - (лат. futurum — будущее) — общее
название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг.
XX в., прежде всего в Италии и России.
Представители: Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др
Д.С.Мережковский
В.Я.Брюсов (1866-1941) А.А. Блок
(1873 – 1924) (1866 – 1921)
Слайд 40
Писатели - реалисты
Бунин
Иван
Алексеевич
1870-1953
Куприн
Александр
Иванович
1870-1938
Зайцев
Борис
Константинович
1881-1972
Вересаев
Викентий
Викентьевич
1867-1945
О.Э.Мандельштам
Н.С.Гумилёв (1891-1938) А.А.Ахматова
(1889-1966)
(1886-1921)
В.В.Хлебников
(1885-1922)
Д.Д.Бурлюк И.В.Северянин В.В.Маяковский
(1882-1967) (1887-1941) (1893-1930)
Слайд 43
Скульптура и Архитектура
А.Голубкина. Горельеф «Волна» над входом
в здание МХАТа
В культуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал
бюсты С.Витте, Л.Толстого памятник Александру III. А.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме(«камнебозия», «нищая братия»).
Слайд 44
Скульптура. Архитектура
Ф.Шехтель
Здание Ярославского Вокзала
В архитектуре популярностью
пользовался модерн и его разновидность. Ф. Шехтель построил здание
Ярославского вокзала, особняк С. Рябушенского. Затем он переходит к рационалистическому модерну. Модерн соседствовал с неоклассицизмом, эклектикой.
Слайд 45
Вывод:
Культура начала 20 века
переживала необычайный расцвет. Это был Серебряный век русского искусства.
Однако так и не было преодолено одно из основных противоречий российской жизни – недоступность высоких достижений культуры широким массам и оторванность от них.