Слайд 3
Самые древние верования – поклонение предметам и явлениям
ближайшего окружения
Чему в ближайшем окружении могли поклоняться наши
предки?
Фетишизм – поклонение предметам
Анимизм (от лат «анима» - душа) – поклонение растениям
Тотемизм – поклонение животным как прародителям
С верой в животных связано явление оборотничества. Это процесс, когда животное превращается в человека и наоборот.
Вспомните сказки, в которых описывается процесс оборотничества.
Оборотень позже стал считаться злым духом, демоном. Чтобы прекратить превращения оборотня, победить его, надо было выследить, когда в поле, перепрыгнув камень, волк станет человеком или наоборот, и воткнуть кинуть в землю нож за этот камень. Тогда волк больше не сможет превращаться в человека.
Слайд 4
Культ животных у древних славян
Слайд 5
Культ медведя
Как и на всякое тотемное животное (животное,
которому поклонялись). На медведя наши предки периодически устраивали ритуальную
охоту, а потом – ритуальное поедание всей общиной его мяса и крови, после чего остатки трапезы захоранивались. Древние охотники верили, что, съев кусочек медвежьего мяса или отведав крови медведя, они обретут все свойства своего тотема, а главное, будут такими же сильными, как этот зверь.
Древнее капище – место молитв и идолопоклонничества
Слайд 6
Культ волка
В. М. Васнецов «Иван царевич на Сером
волке»
Какие сказки с участием Волка вы знаете?
Слайд 7
Культ Волка
В нашем сознании образ волка наделён по
большей части отрицательными чертами. Не совсем так дело обстоит
в русском фольклоре: волк часто помогает героям сказок.
Вспомните, когда волк в сказках проявляет себя положительно.
Он считается пожирателем чертей, а встреча с волком в пути – добрая примета.
Слайд 10
Политеизм – вера в богов
(«поли» - много)
Перун
(Сварог) – бог грозы, молнии и грома
Волос (Велес) –
бог скота, торговли и богатства
Даждьбог (Хорос) – солнечное божество
Стрибог – бог ветра, вихря и вьюги
Мокошь – супруга Перуна, богиня плодородия, воды, женских работ и девичьей судьбы
Симаргл – священный крылатый пёс, охраняет семена и посевы
Почему главный бог славян был покровителем грома и молнии?
Слайд 11
Культ Перуна
Н. М. Карамзин писал: «В России до
введения Христианской веры первую степень между идолами занимал Перун,
бог молнии, которому славяне ещё в 6 веке поклонялись, обожая в нём верховного Мироправителя». И далее, используя записи летописи за 980 год: «Владимир изъявил отменное усердие к богам языческим: соорудил новый истукан Перуна с серебряной головою, и поставил его близ теремного двора, на священном холме, вместе с иными кумирами. Там, говорит Летописец, стекался народ ослеплённый и земля осквернялась кровию жертв»
Слайд 12
Культ Перуна
Древний язычник и идол Перуна
Слайд 14
Культ Перуна
Волхв, кудесник – жрец Перуна
Идол Перуна
Слайд 15
Перун (Сварог) породил двух сыновей (Сварожичей) – солнце
и огонь.
Солнце – Дид (дед) Ладо – несёт свет,
красоту, мир, любовь и радость. Солнце также называли Люль, Лель, Дажбог, Тур и Волос
Слайд 17
Коляда
Этот праздник совпадает теперь с Рождеством Христовым.
В этот
день славят Коляду – солнце, набирающее силу. Прославление состояло
в том, что славяне ходили из дома в дом и собирали подаяние в жертву Коляде. Коляды также известен под именем Авсень или Таусень
Слайд 18
Масленица
Языческий весенний праздник, встреча весны и проводы зимы.
Зима ассоциировалась у наших предков со смертью, которая представлялась
женщиной по имени Мара (Марена, Марана). Её чучело сжигал во время Масленичных гуляний. Кроме того, есть на масленицу блины – это есть солнце, так как блин похож на солнце. В Масленицу живые здороваются с мёртвыми. Блины – это поминальная пища для славян.
Слайд 19
Иван Купала
Этот праздник отмечается 23 июня. В этот
день славилось солнце, дающее силу растениям. В этот день
собирали травы, так как в эту ночь травы обретают чудодейственную силу. Также в эту ночь капались и топили чучело Мараны. Считалось, что в этот день солнце благотворно действует на воду. Кроме того, зажигали костры и прыгали через них, очищаясь таким образом.
Слайд 20
Поклонение усопшим
У каждого рода, по преданию, был покровитель
из умерших, предок, которого называли щур, дед, прадед. Отсюда
происходит слово «пращур» - предок. Это божество призывали в моменты опасностей и говорили: «Чур меня! Чур меня!»
Слайд 21
Мелкие демоны славянской мифологии