Слайд 2
ПЛАН
Культура 20 – х годов.
Культура тоталитарного периода
30 – 50 – х годов.
Культура «хрущевской
оттепели».
Культура «брежневского застоя» и перестройки.
Слайд 3
Идеологические установки коммунистов в искусстве.
Сформулированы В. И. Лениным.
Основная идея: «культура должна служить трудящимся массам и выражать
ее классовые интересы».
В новом социалистическом обществе надо создать новую пролетарскую культуру, которая будет служить и принадлежать народу.
Слайд 4
Курс на культурную революцию взят в 1917 г.
Отрицается
плодотворность художественной культуры предшествующих поколений.
Классовый подход в отборе
и оценке творчества деятелей культуры.
Чтобы создать пролетарскую культуру, надо избавиться от влияния буржуазной культуры прошлого и вырастить свои творческие кадры.
Слайд 5
Культура 20 – х годов.
идеи насильственного социального переустройства
решительная ломка «старого мира»
искусство подчиняется революционной идеологии
Слайд 6
Новая культура - это поле для
бесконечных экспериментов и поисков новых форм во всех областях
искусства (живопись, театр, архитектура, кино)
Слайд 7
Живопись 20 - х
Петров –Водкин К.
экспериментирует сочетая каноническую русскую иконопись и экспрессионизм
«Петроградская мадонна», 1920
Слайд 8
Наиболее популярно плакатное искусство, доступное массам.
Маяковский В.
«Окна
сатиры РОСТА»
Моор Д. Плакат
Слайд 9
Тема революции, классовой борьбы, гражданской революции на первом
месте.
Кустодиев Б. «Большевик» 1920
Греков М. «Конармейская тачанка» 1925
Слайд 10
Экспериментальный театр
В. Э. Мейерхольда
Основная задача –служение революции
и полное обновление сценического искусства.
Стремился вернуть театру праздничность и
яркость.
Его система актерского тренажа и сегодня вызывает интерес у театральных деятелей.
Слайд 11
Советский режиссерский театр
Убрал рампу, соединив мир сцены и
зрительный зал.
Стремился к прямому контакту актера и зрителя.
Провозгласил принцип
праздничной яркой театральности.
Поставил несколько спектаклей: «Принцесса Турандот», «Свадьба», «Чудо святого Антония» и др. – классику советского театра.
Вахтангов Е. Б.
Слайд 12
Советское кино
Эйзенштейн создал современный язык кино— новые возможности
монтажа, ритма, крупного плана, ракурса.
Историко-революционные фильмы: «Броненосец Потемкин», «Октябрь».
Добился синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиля характерны экспрессия, тяга к символической образности.
Слайд 13
Культура тоталитарного периода
30 –
50 – х годов.
Культура
- инструмент для утверждения новых порядков.
Задача культуры - не поиск нового, а прославление достигнутого.
Литературе и искусству был предписан метод, с которым следует подходить к изображаемой натуре - «соцреализм».
Приоритетные темы: героическое прошлое страны и ее счастливое настоящее; прославление политического руководства страны, мощи советского государства, беспощадная борьба с классовым врагом.
Слайд 14
Социалистический реализм
Главное
в соцреализме - партийность, идейность.
Подчинение искусства идеологии и политике партии.
Соцреализм являлся методом, предписанным не только литературе, но и музыке, кино, живописи, скульптуре и даже балету.
Многие художники, чье творчество не укладывалось в рамки соцреализма, либо отлучались от литературы и искусства, либо - репрессировались.
Слайд 15
Архитектура конструктивизма
Используются достижения строительной техники.
Введены новые приемы планировки
жилых комплексов (стандартные секции и кварталы, «строчная» застройка кварталов
торцами зданий к улице, экономичность и простота).
Слайд 16
Перестройка городов (проекты гигантомании)
Слайд 18
Функционализм зданий
(сочетание архитектурного проекта с практическим назначением)
Слайд 19
Скульптура Мухиной В. «Рабочий и колхозница» -
символ свободного труда и союза рабочего класса и крестьянства.
Слайд 21
Кинематограф
Режиссер Г. В. Александров снимает фильмы: «Веселые ребята»,
«Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», где пропагандируется советский образ
жизни и советское государство.
Пырьев И. А. ставит музыкальные комедии «Трактористы» , «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках, не имевшие ничего общего с реальной жизнью. В годы войны Пырьев снял фильм «Секретарь райкома» , в котором показал партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива, музыкальную мелодраму «В шесть часов вечера после войны».
Слайд 22
Тема Великой Октябрьской революции и становлении советского государства
фильмы:
М. Ромма «Ленин в Октябре», «Человек с ружьем», А.
Гинзбурга «Член правительства»;
в литературе - романы: М. Шолохова «Поднятая целина», Н. Островского «Как закалялась сталь», произведения М. Шагинян, стихи Н. Грибачева и М. Светлова, пьесы Н. Погодина «Аристократы», «Кремлевские куранты»;
многочисленные живописные работы.
Слайд 23
Серов В. А.
«Зимний взят», 1954
Слайд 24
Корин П. Д.
«Александр Невский»
Слайд 25
Тема Великой Отечественной войны
Слайд 26
Литература войны представлена именами
К. Симонова, А. Толстого,
А. Твардовского и др.
Символом литературы войны
стали стихи
К. Симонова
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
1941
Слайд 27
Неофициальная культура
30-50 –х гг.
Романы «Мастер и Маргарита»
М.Булгакова, «Доктор Живаго» Б.Пастернака, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»
И. Ильфа и Е. Петрова, новеллы М.Зощенко и др.
Поэзия А. Ахматовой и О. Мандельштама.
Не являясь оппонентом официальной идеологии, эта литература представляла альтернативу ее мировоззренческим установкам.
Такого рода произведения были отлучены от массового читателя, а их авторы подвергались гонениям.
Слайд 28
Культура «хрущевской оттепели».
На XX съезде КПСС,
осудившего культ личности вождя всех народов, началась некоторая либерализация
практически во всех сферах жизни. Это период в советской истории впоследствии получил название «оттепель»
Слайд 29
В литературе
рассказ о Гулаге А. И. Солженицына «Один
Ивана Денисовича».
поэты Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б.
Ахмадулина, Б. Окуджава.
писатели - «деревенщики» В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов.
проблемная фантастика (братья Стругацкие: «Трудно быть богом).
акцент на повседневности, писали о вечном (Ю. Нагибин «Далекое и близкое», Д. Гранин «Иду на грозу».
Слайд 30
В кинематографе
В фильмах М. Хуциева «Застава Ильича», В.
Шукшина «Живет такой парень», А. Салтыкова «Председатель», А. Тарковского
«Андрей Рублев», С. Ростоцкого «Доживем до понедельника» и др. поднимались темы духовного, нравственного поиска.
В лучших фильмах о войне центр тяжести сместился от героики в сторону судьбы простого солдата, вынесшего на своих плечах немыслимые испытания: «Летят журавли» М. Калатозова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Иваново детство», «Отец солдата» Г. Чхеидзе.
Слайд 31
В театре
Этапным событием в культурной жизни страны
стало открытие в 1956 году в Москве театра-студии «Современник»
(название говорило само за себя) группой молодых актеров-энтузиастов во главе со своим лидером
О. Н. Ефремовым
Слайд 32
Культура «брежневского застоя» и перестройки.
Брежневский застой
характеризовался одновременным сосуществованием трех культур:
официальной, выражающей требования тогдашней
идеологии;
культуры, подчеркнуто дистанцирующейся от идеологии;
политизированной диссидентской культуры, имеющей, как правило, выраженную антисоветскую направленность.
Слайд 33
Официальная культура
Ужесточение политики государства в области идеологического контроля.
Фильмы о войне: «Освобождение», «Они сражались за Родину»,
сериал «Семнадцать мгновений весны».
Слайд 34
Культура вне идеологии.
Популярен жанр комедии (Э. Рязанов «Ирония
судьбы, или с легким паром», «Служебный роман», Г. Данелия
«Мимино», комедии Л. Гайдая и др.).
В комедиях 70-х годов становится больше психологизма и меньше эксцентрики.
В целом комедии аполитичны.
Слайд 35
В кон. 70-х гг. появляются фильмы главного режиссера
театра Ленком Марка Захарова, полные иронии по адресу «серьезности
власти».
Постановки фильмов: «Тот самый Мюнхгаузен» ,
«Формула любви»,
«Убить дракона».
Слайд 36
На 70 - начало 80-х годов приходится расцвет
авторской песни
Пик популярности
В. Высоцкого,
ставшего олицетворением советской неофициальной культуры.
Слайд 37
Диссидентская контркультура
- Самая безобидная ее
форма - соц - арт, андеграунд («советский постмодерн»).
- Самая серьезная - работы, разоблачающие советский исторический миф («Архипелаг ГУЛАГ»
А. Солженицына)
Слайд 38
Культура перестройки
- Политика гласности выразилась в публикации
ранее запрещенных произведений искусства (литературы, живописи, кино).
- Железный
занавес был ликвидирован.
Слайд 39
Кинематограф
С большим успехом шли злободневные, остро
социальные фильмы В. Пичула «Маленькая Вера»,
А.
Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего»,
С. Соловьева «Асса»
и др.