Слайд 2
Источники о Татьяне:
Мученические акты
Димитрий Ростовский (Туптало), Четьи-минеи
Николай Сербский, Охридский пролог
Слайд 3
Александр Север (222-235 гг.)
соправительница: мать Юлия Мамея
Слайд 4
Империя при Севере:
см. Элий Лампридий.Александр Север
Геродиан. История
императорской власти после Марка в восьми книгах. Кн. 5.
Слайд 5
Детали жития
АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ
ДИАНА ВЕРСАЛЬСКАЯ
Слайд 6
К. Дольчи. Екатерина, читающая книгу
Источники о Екатерине:
Анонимные
жития (BHG, 30-32)
Симеон Метафраст, Жития святых
Иаков Ворагинский, Золотая легенда
Петр
Скарга, Жития Святых
Димитрий Ростовский (Туптало), Четьи-минеи
Слайд 7
Из Дм. Ростовского
«Будучи только восемнадцати лет от роду,
Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и
всех древних стихотворцев и философов, как например: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия…»
Слайд 8
Детали жития св. Екатерины
ЗНАЛА 72 ЯЗЫКА
(КАРТИНА Ж.-Б. ШАМПАНЬИ,
XVII В.)
ПОБЕДИЛА В СПОРЕ
50 ФИЛОСОФОВ
СОБОР СВЯТОГО МАРКА IX–XIII ВВ
Слайд 9
Последняя молитва христиан перед казнью
Ж. Л. Жером
Гонения на
христиан:
см. Евсевий , Церковная история
Болотов В. В. Лекции
по истории Древней Церкви. Т. 1-4.
Слайд 10
Принято с древних времен считать десять гонения на
христиан, именно со стороны императоров: Нерона, Домициана, Траяна, М.
Аврелия, С. Севера, Максимина, Деция, Валеpиана, Аврелиана и Диоклетиана. Такой счет – искусственный, основанный на числе казней египетских или рогов, воюющих против агнца в Апокалипсисе (Апок. 17:12). Он не соответствует фактам и плохо объясняет события. Общих, повсеместных систематических гонения было меньше десяти, а частных, местных и случайных – несравненно больше.
Васильев П. П. Гонения христиан в Римской империи (ЭСБЕ)
Слайд 11
А.В. Амфитеатров
Татьянин день
«Татьянин день, 12/25 января, для нас,
старых москвичей, да и для всех русских московского образования,
- ежегодный призыв к умиленной тоске. Вот почти полвека уже прошло, что я с ним расстался, а ежегодно как приблизится этот срок, то и взгрустнется...»
Слайд 12
И. И. ШУВАЛОВ.
ПОРТРЕТ РАБОТЫ Ф. С. РОКОТОВА
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
ПОРТРЕТ
РАБОТЫ В. ЭРИКСЕНА
Слайд 13
Храм мц. Татианы возле Аудиторного корпуса (ныне –
журфак МГУ)
Московский университет в воспоминаниях современников. М.: Современник, 1989.
Летопись
Московского университета. http://letopis.msu.ru/
Слайд 14
Московский университет – первый в России?
28.01.1724 – основан
Академический университет в Санкт-Петербурге
Марголис Д. А., Тишкин Г. А.
Отечеству на пользу, а россиянам во славу. ЛГУ, 1988.
Слайд 15
Гаудеамус и студенческие бесчинства
А. В. Амфитеатров. «Татьяны».
Двенадцатое января
в Москве — день пьяный по принципу. Кто в
обычные дни напивается из любви к этому искусству, на Татьяну напивается по чувству долга. Кто в обычные дни не пьёт вовсе, на Татьяну напивается, чтобы доказать свою солидарность с пьющей интеллигенцией: пусть, мол, житейские пути растащили нас далеко друг от друга, раскидали врозь, точно стога в унылых стихах Алексея Толстого, но живы ещё, целы в сердце нити, прикрепляющие нас неразрывною связью к общему корню, объединяющие нас во имя общей нашей кормилицы — alma mater… Да здравствует alma mater, господа! Gaudeamus igitur! vivat academia! Ур-рррра!!!
Слайд 16
А.В. Амфитеатров. Татьянин день
«Традиционными ступенями Татьянина праздника после
"Эрмитажа" были загородные "Яр" и "Стрельна". Здесь в мое
время уже не ораторствовали, а только веселились, пили, пели, плясали. Толпа в давке все опрокидывала вверх дном - столы, стулья к черту!.. Оркестр гремит то "Марсельезу", то "Gaudeamus". He успеваю опомниться, как уже схвачен десятком лап, вознесен на эстраду: запевай!..»
Слайд 17
Открытка конца XIX в., Германия
Слайд 19
«Классический» перевод
С. И. Соболевского
(Словарь латинских крылатых слов /
под ред. Я. М. Боровского. М., 1982).
Слайд 20
Загадочный разновременной текст
Некий «Гаудеамус» 1267 г. сочинения
был
известен авторам XV–XVI вв., Себастьяну Бранту и Гансу Саксу.
Голубева
М. «Будем веселиться, пока мы молоды!..» // Журнал СПбГУ. 2011. №10.
Четвёртая строфа («Vivat Аcademia! Vivant professorеs!..») могла появиться не раньше XVI века — ведь только в это время слова «Аcademia» и «professor» стали употребляться в значениях «университет» и «университетский преподаватель».
Слайд 21
Вариант 7-й строфы, о котором знают исследователи рукописей,
но которого вы не встретите в современных изданиях
Perĕat trifolium,
Perĕant
philistri,
Lictor atque famuli
Nobis odiosi.
Да погибнет трилистник,
Да погибнут филистеры,
Ликтор и слуги,
Ненавистные нам
Слайд 22
В 1781 г. Христиан Вильгельм Киндлебен, немецкий поэт
и теолог-евангелист, издал «Студенческие песни», среди которых был «Гаудеамус».
Киндлебен существенно его переработал: добавил несколько строф (шестую, восьмую, девятую и десятую), а также изменил некоторые строки.
Так, вместо слов «Да здравствуют кормильцы!» (vivant nutritores) в четвертой строфе поэт поставил обобщающую фразу «Да вечно они процветают!».
По соображениям нравственного характера «легкодоступные» (faciles accessu) девушки из пятой строфы стали «изящными, красивыми».
Ещё Киндлебен значительно смягчил седьмую строфу, заменив ненавидимую студентами триаду словом antiburschius (те, кто против студентов) — латинским словом немецкого происхождения.
Слайд 23
Ваганты
Миниатюра из кодекса
Carmina Burana (1230 г.)
Доступ на
сайте Hochschule Augsburg : http://www.hs-augsburg.de/~harsch/Chronologia/Lspost13/CarminaBurana/bur_car0.html
Слайд 29
Л. В. Гинзбург. Предисловие переводчика // Лирика вагантов.
М.1970.
…перед нами поэзия, олицетворяющая как бы непреходящую молодость мятежного
человеческого духа, поэзия чрезвычайно полнокровная, звонкая, близкая нам по своей внутренней сути.
Речь идет о лирике вагантов, бродячих школяров и безместных кочующих монахов – пестрой толпе, оглашавшей своими песнями средневековую Европу. Само слово «ваганты» происходит от латинского «vagari» – бродяжничать. В литературе встречается и другой термин – «голиарды», производное от «Goliath» (здесь: дьявол) и от «gula» – глотка: бродячие дьяволы с широкой глоткой, горлопаны, выпивохи, обжоры, неугомонные проповедники мирских радостей.
Конечно, – и мы увидим это в нашей книге, – лирика вагантов отнюдь не сводилась лишь к воспеванию кабацкого разгула и любовных утех, несмотря на всю школярскую браваду, заложенную во многих стихах. Те самые поэты, которые столь бесшабашно призывали отбросить «хлам пыльных книжек», вырваться из пыли библиотек и отказаться от учения во имя Венеры и Бахуса, были образованнейшими людьми своего времени, сохранившими живую связь с античностью и возросшими на новейших достижениях философской мысли.
Слайд 30
В.Н. Распопин. Европейское средневековье. Лекции по истории зарубежной
литературы, 2004.
«Слово "бродяга" звучит предосудительно и сейчас, а в
те времена - тем паче. Крестьянин состоял при своем наделе, рыцарь - при замке, священник - при приходе и монах - при монастыре. При дороге состояли разбойники, ну еще паломники - временно. В XII же веке, кроме паломников и разбойников, на дороги вышло купечество, за ним и те клирики, что были и паломниками, и бродягами в одном лице - ваганты, то есть безместные духовные лица, вынужденные скитаться из города в город, из страны в страну, из монастыря в монастырь. Это было своего рода братство без роду-племени, общавшееся на латыни, которую образованные люди знали в любой стране и которая как раз и отличала образованных от быдла, выделяя их в особую касту.
Церковь их, в общем-то, не жаловала. В монашеских уставах о них говорится с негодованием, порой доходящим до вдохновения:
"Вырядившись монахами, они бродят повсюду, разнося свое продажное притворство, обходя целые провинции, никуда не посланы, никуда не присланы, нигде не пристав, нигде не осев... И все они попрошайничают, все они вымогают - то ли на свою дорогостоящую бедность, то ли за свою притворновымышленную святость..." (Исидоровский устав)…
Итак, ваганты - ученый, буйный народ, приспособленный для оседлого труда не более, чем птица небесная».
Слайд 31
М. Л. Гаспаров. Поэзия вагантов. - М., 1975.
До сих пор в популярных книжках, написанных неспециалистами, можно
встретить описание ваганта с лютней среди толпы крестьян и горожан, воспевающего к их удовольствию вино и любовь или обличающего сильных мира сего.
Никакой научной критики: эта картинка давно уже не выдерживает. Вполне понятно, что такое вульгарное представление вызвало в свою очередь реакцию: ученые конца XIX - начала XX в. во главе с таким авторитетом, как В. Мейер, заявили, что вагантской поэзии вообще не было, что сочиняющий стихи бродячий школяр-оборванец - выдумка романтиков, а была ученая светская поэзия, создание высших клириков, полная духовного аристократизма, и лишь подонками ее пользовались бродячие певцы. Разумеется, такое утверждение - тоже крайность, для нынешнего времени уже устаревшая.
Спрашивается, как же должны мы представлять место вагантов в истории средневековой поэзии?
Слайд 34
Похожи на сколии некоторые стихи Сапфо:
Венком охвати,
Дика моя,
волны кудрей прекрасных.
Нарви для венка
нежной рукой
свежих укропа веток.
Где много цветов, тешится там
сердце богов блаженных,
От тех же они, кто без венка,
прочь отвращают взоры.
(Перевод В.В. Вересаева)
Слайд 35
Херсонесский Гаудеамус:
Гимн Гермесу
«...(Вестника бессмертных и) владыку земных...
Ибо сам он имеет ключи жизни смертных. Поэтому его
зовут многополезным, а иные милостивым, дарующим богатство, подателем благ и мудрости. Приди милостивым ко всем тем, которые населяют славный город Дора, никогда не забывая блаженных богов. Сын Феофила, гимнасиарх Демотел поставил сей победный дар. Спаси же изрядно этот город!»
Пер. Э. И. Соломоник, КЛХ.