Слайд 2
Кто такие тавры?
Таврами древние греки
называли племена, населявшие в VI-V вв. до н. э.
Крымские горы. Большинство таврских поселений было сконцентрировано на южном берегу Крыма - морском побережье от мыса Айя до Феодосии. Этническое происхождение тавров остается невыясненным. Возможно, они являлись коренными жителями Крыма, а возможно это часть киммерийцев, отступивших в Крым из Северного Причерноморья или с Кавказа под натиском скифов. Происхождение названия точно не известно, поскольку слово «тавры» - греческое и являлось изначально названием горного массива в Малой Азии, продолжением которого греки считали, и Кавказские, и Крымские горы. Затем этим же словом были названы и тамошние племена. По другой версии считается, что крымские горцы называли себя каким-то неизвестным словом, которое было созвучно греческому слову tauros - «бык» Сам же Крым греки назвали «полуостровом тавров» - Тавридой.
Слайд 4
Упоминания, религия
О таврах упоминают многие античные источники.
Геродот в середине V века до н.э. писал в
своём труде «История» о таврах, как о свирепом народе, приносящем человеческие жертвы и живущем преимущественно разбоем. Диодор Сицилийский, Тацит, Аммиан Марцелин также описывали тавров, как варваров и убийц, занимающихся пиратством. Страбон в своей «Географии» в I в. до н.э. указывал базу таврских пиратов – Симболон Лимен, нынешнюю Балаклавскую бухту. Однако, археологи не нашли никаких подтверждений тому, что тавры получали что-то путем грабежа чужеземцев. Напротив, находки в поселениях тавров и единственном не разграбленном могильнике Мал-Муз в Байдарской долине свидетельствуют преимущественно о вполне мирных занятиях большей части тавров: рыболовстве, скотоводстве и земледелии. Рабства у тавров, по-видимому, не было.
Религией Таврам служил культ Девы – богини плодородия. Ей приносились человеческие жертвы. Сохранились статуэтки Девы.
Слайд 5
Где они жили
Жилища, как правило, однокамерные, имели площадь
20-50 кв. м. Они прямоугольной, реже овальной формы и
делятся на три типа: землянки (Кизил-Коба); слегка углубленные в землю или наземные постройки столбовой конструкции с плетеными стенами, обмазанными глиной (Ашлама, Taу-Кипчак, Уч-Баш) и каменные дома, пристроенные к скалам (Кошка). Полы были глинобитными и лишь у одного жилища в Тау-Кипчаке встречена вымостка из сланцевых плит. Возле жилищ находились хозяйственные, в частности зерновые, ямы.
Слайд 6
Древнейший памятник таврских племен –
«лестница Тавров» в
окрестностях Нового Света.
Сооружение, которому даже по скромным меркам, более
2500 лет. В расщелинах скал сохранились остатки этой лестницы, вырубленной таврами в скале.
Слайд 7
Орудия быта
Инвентарь поселений и святилищ составлен каменными, костяными,
глиняными и металлическими изделиями. Из кремня были изготовлены скребки
и вкладыши серпов, с двусторонней плоской ретушью; из мягких шлифующихся пород - сверленые боевые топоры и дисковидные навершия палиц; из кости - проколки, псалии, втульчатые наконечники стрел ромбического и квадратного сечения; из глины-пряслища. Распространены бронзовые втульчатые наконечники стрел скифских типов, в частности, с шипом у втулки.
Керамика, лепная и часто лощеная, представлена корчагами, горшками, кувшинообразными сосудами без ручек, мисками, чарками и кубками. Небольшие столовые сосуды часто имеют круглое дно. Орнамент рельефный или врезной геометрический.
Слайд 9
Захоронения
Погребальные памятники тавров распространены почти по всему
Горному Крыму, но особенно хорошо известны на Южнобережье (Гаспра,
Кошка) и в Байдарской долине (Скеля, Мал-Муз, Уркуста I и II, Черкес-Кермен). В предгорной части Крыма, восточнее Симферополя, раскапывались могильники Капак-Таш, Дружное I и II. Насчитываются десятки памятников, состоящих из каменных ящиков без выраженных насыпей. Особую группу составляют каменные ящики Керченского полуострова.
Таврские ящики, сложенные из каменных плит, впущены в могильную яму, а их перекрытия смещены или разрушены. Покойников хоронили в скорченном положении на боку, причем в каждом из ящиков последовательно подвергались захоронению десятки умерших. По-видимому, каждый ряд был усыпальницей одной большесемейной общины. Инвентарь каменных ящиков, в основном бронзовый, состоит из различных украшений (гривны, серьги, очковидные подвески, булавки, браслеты, спиральные пронизки, перстни, бусины, раковины каури), бытовых предметов (железные ножи, иглы, каменные оселки), предметов вооружения (кинжалы с навершием брусковидной или антенной формы и почковидным перекрестием, наконечники стрел скифских типов), конского снаряжения (железные трехдырчатые псалии, двухсоставные удила, в том числе бронзовые со стремечковидными концами, различные кольца и бляшки). Керамика встречается редко.
Слайд 11
Конец эпохи тавров в Крыму
Этнический состав крымского населения
существенно изменился в V в. до н.э., когда был
основан греками Херсонес Таврический и на полуостров проникло много скифов, появившихся здесь еще в VII в. После V в. до н.э. местная крымская культура теряет свою специфику вследствие ассимиляции тавров скифами и греками.