Слайд 2
1. Предмет исторической науки
2. Методология исторической науки
3. Историческая
наука
4. Место и роль России в мировой истории
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
Слайд 3
1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
История (от греч. historia –
рассказ о прошедшем, об узнанном) – это, во-первых, процесс
развития природы и человечества, во-вторых, наука, изучающая этот процесс.
Предметом истории как науки является процесс развития человечества.
Основоположником истории как науки считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.).
Основоположником российской исторической науки считается В.Н. Татищев (1686 – 1750).
Геродот
В.Н. Татищев
Слайд 4
Основополагающие принципы исторической науки
познавательная функция
воспитательная функция
прогностическая функция
функция социальной памяти
рекомендательная функция
Функции исторической науки
Принцип историзма –
это принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.
Принцип объективности – изучаемый объект необходимо рассматривать таким, каков он есть, независимо от мнения и желания субъекта.
1. Предмет исторической науки
Слайд 5
Исторические источники
Исторические источники – любые артефакты жизнедеятельности человека.
Источниковедение
– отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию, методику и технику
изучения исторических источников.
Центральная тема источниковедения – критика источника.
Различают критику, устанавливающую научно-историческую ценность источника как факта и показаний источника.
1. Предмет исторической науки
Слайд 6
Основные вехи в развитии
отечественного источниковедения
XIV – XVII вв. – формирование
элементов «донаучного», практического источниковедения.
XVIII в. – вырабатывались первые теоретические представления
об историческом источнике, составлялись первые списки источников, происходило первоначальное осмысление приумов источниковедческого анализа.
С 60-х гг. XIX в. источниковедение обрело не только собственное название, но и автономию, став самостоятельной отраслью исторической науки.
1. Предмет исторической науки
Слайд 7
Классификация исторических источников
По типу фиксации информации выделяют следующие
типы исторических источников:
письменные;
вещественные;
этнографические;
устные;
лингвистические;
фото- и кинодокументы;
фонодокументы;
изобразительные;
цифровые.
1. Предмет исторической науки
Слайд 8
2. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
В современной исторической науке преобладают:
системный
подход,
цивилизационный подход,
материалистический подход.
Методология – это теория научно-познавательной деятельности, направленная
на изучение и разработку методов научного познания.
Слайд 9
1. Материалистический подход
Предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине
XIX в.
Основные принципы материалистического подхода:
принцип единства человечества и,
следовательно, единства исторического процесса;
принцип исторической закономерности;
принцип детерминизма;
принцип прогресса.
2. Методология исторической науки
К. Маркс
Ф. Энгельс
Слайд 10
Базируется на формационном подходе, согласно которому исторический процесс
– смена общественно-экономических формаций, осуществляемая посредством социальной революции. Основу
формации составляет тот или иной способ производства.
Насчитывается пять формаций (стадий):
первобытная,
рабовладельческая,
феодальная,
капиталистическая,
коммунистическая.
2. Методология исторической науки
Слайд 11
2. Методология исторической науки
Исторические типы государства, типы общественно-экономической
формации
Слайд 12
Недостатки:
предполагает однолинейный характер исторического развития;
создает определенные трудности в
отражении многообразия, многовариантности исторического развития;
принижается человеческое, личностное содержание исторического
процесса, духовных факторов исторического развития;
абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе насилия, в историческом процессе;
содержит элементы провиденциализма и социального утопизма.
2. Методология исторической науки
Слайд 13
Своеобразной модификацией формационного подхода стала стадиальная теория исторического
развития (Д. Гэлбрейт, середина XX в.): развитие человечества идет
от аграрного к индустриальному, а затем –
к постиндустриальному обществу.
2. Методология исторической науки
Джон Кеннет Геелбрейт
Слайд 14
2. Цивилизационный подход
Получил развитие в конце XIX – XX вв. в
работах А. Тойнби, О. Шпенглера,
К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского.
Основной
структурной единицей исторического процесса признается цивилизация.
Сильные стороны:
универсальность данной методологии;
представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;
целостность, единство человеческой истории;
отводится подобающая роль человеческому, духовно-нравственному и интеллектуальному факторам.
2. Методология исторической науки
А. Тойнби
О. Шпенглер
К.Н. Леонтьев
Н.Я. Данилевский
Слайд 15
2. Методология исторической науки
Цивилизационная типология
Эта типология связана с
понятием "цивилизация".
Цивилизациия - это социокультурная система, обеспечивающая высокую
степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.
Слайд 16
2. Методология исторической науки
Цивилизационный подход подчеркивает, что государство
определяется кроме экономических причин также духовно-культурными и нравственными факторами.
Цивилизация,
ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на государственную организацию общества.
Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания соответствующих ей государственно-правовых начал, а также современная Япония.
Слайд 17
2. Методология исторической науки
В своем развитии цивилизации проходят
несколько этапов.
Первый - локальные цивилизации, каждая из которых
имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.).
Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
Третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социополитических культур.
Слайд 18
2. Методология исторической науки
Первая точка зрения выделяет типы цивилизаций
Слайд 19
Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени.
К этому типу относится первобытное состояние общества, в настоящее
время он представлен отдельными племенами – в Австралии, Африке, Америке, Сибири.
Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, сильно централизованная власть. Прогресс идет циклами, замедленно.
Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Для него характерны рационализм, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие гражданского общества.
2. Методология исторической науки
Вторая точка зрения выделяет три основных типа цивилизаций
Слайд 20
Недостатки:
аморфность критериев выделения типов цивилизации;
трудности при анализе и
оценке типов цивилизации;
отсутствие элемента причинности;
претензии, связанные с интерпретацией движущих
сил исторического процесса, направления и смысла исторического развития.
2. Методология исторической науки
Слайд 21
3. Системный подход
В основе лежит рассмотрение объекта как
целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между
ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Основоположники: К.Л. фон Берталанфи, А.А. Богданов, Г. Саймон, П. Друкер.
Основные принципы:
целостность;
иерархичность строения;
структуризация;
множественность;
системность.
2. Методология исторической науки
К.Л. фон Берталанфи
А.А. Богданов
Г. Саймон
П. Друкер
Слайд 22
Методы исторического исследования
2. Методология исторической науки
Методом в науке
называют совокупность общих принципов, а также способов и приемов
познания.
Теоретико-методологическая основа научного исследования
Основными элементами методологии изучения проблем в исторической науке выступают:
всеобщие (философские)
общенаучные
частнонаучные методы исследования.
Слайд 23
Общие (филосовские) методы:
диалектический,
Логический и др. методы
Это – средства,
необходимые для реализации подходов и принципов, лежащих в основе
ведущего метода.
2. Методология исторической науки
Слайд 24
Ощенаучные методы:
анализ и синтез,
индукция и дедукция,
описание
и измерение,
объяснение и т.д.
Данные методы также выступают в
качестве конкретных познавательных средств, необходимых для реализации подходов и принципов, лежащих в основе ведущего метода.
2. Методология исторической науки
Слайд 25
Основные общеисторических (специально научных) методов научного исследования относятся:
историко-генетический,
историко-сравнительный,
историко-типологический,
историко-системный.
2.
Методология исторической науки
Слайд 26
Историко-генетический метод позволяет показать, как изучаемое явление зародилось,
какие этапы в развитии прошло и каковы итоги его
развития, позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития.
Историко-сравнительный метод предполагает выявление и изучение однопорядковых событий, явлений и процессов по их пространственно-временному сходству и различию.
2. Методология исторической науки
Специально-научные методы исторического исследования
Слайд 27
Историко-типологический метод дает возможность выявить общие, наиболее характерные
признаки и стороны исследуемых явлений, процессов с целью их
упорядочения. Типологизация, будучи по форме разновидностью классификации, является методом сущностного анализа.
Историко-системный метод – метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии.
2. Методология исторической науки
Слайд 28
Подразделяется:
на всеобщую (всемирную) историю
на историю отдельных стран, народов
и цивилизаций
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА
Подразделяется на периоды:
История первобытного общества
Древняя история
Средневековая
история
Новая история
Новейшая история
Подразделяется по отраслям:
Историография
Экономическая история
Историческая география и другие
Слайд 29
4. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Этапы
культурного и государственного пути России
Языческий период
Киевская Русь христианского времени
Московское
царство
Петербургская империя
Коммунистический период
Посткоммунистический период
Слайд 30
Основные концепции, определяющих место и роль России в
мировой цивилизации, относятся:
западничество;
славянофильство;
евразийство.
4. Место и роль России в мировой
истории
Слайд 31
Западничество
4. Место и роль России в мировой истории
Характерные
черты мировоззрения западников – эстетический гуманизм и социально-политический радикализм.
Они настаивали на отделении религиозной сферы от философии и идеологии. Их привлекала идея воскрешения и углубления «теургического беспокойства».
Западникам было присуще чувство ответственности за историю, выливавшееся в поиск путей активного вмешательства в ход исторических событий. Именно западничество сформировало среду, породившую в итоге русскую интеллигенцию как социально-культурное явление
Слайд 32
Западничество
4. Место и роль России в мировой истории
В
западничестве можно выделить два направления.
К первому примыкали В.
Г. Белинский, А. И. Герцен (1812–1870), Н. П. Огарев (1813–1877) и другие. Это течение выражало радикально-демократические настроения, диапазон которых был также весьма разнообразен. Это подтверждается, к примеру, различием позиций двух лидеров западничества —Белинского и Герцена. Первый решение «социального вопроса» тесно увязывал с европеизацией России, в то время как Герцен отдавал предпочтение социалистическим идеалам. Тем не менее нацеленность на социальные преобразования снискала этому направлению репутацию левого крыла.
В. Г. Белинский
А. И. Герцен
Н. П. Огарев
Слайд 33
4. Место и роль России в мировой истории
Правое
крыло западников было, хотя и многочисленным, но зато и
более умеренным, либеральным. Возглавлял движение профессор истории Т. Н. Грановский (1813 – 1855). Вокруг него объединялись, В. П. Боткин, П. В. Анненков (1813 – 1887) и другие. Боткин к ним примкнул с середины 40-х годов. В этом кружке последовательно критиковался якобинский террор и отстаивались идеалы Жиронды.
Т. Н. Грановский
В. П. Боткин
П. В. Анненков
Слайд 34
Славянофильство
4. Место и роль России в мировой истории
Славянофилы
не отрекались от западной культуры. Более того, основоположники этого
направления были людьми европейски образованными, глубоко знавшими мировую и европейскую философию. Показательно, что И. В. Киреевский, стоявший у истоков славянофильства, журнал, основанный им, называет «Европеец». Лишь самые наивные из них стремились как бы к механическому возврату в допетровский быт. Главная же цель славянофилов состояла в том, чтобы вернуть Россию к началам православной жизни и, взяв у Запада все положительное, развивать эти начала. Сами славянофилы были живыми носителями православной культуры.
К. С.Аксаков
Ф. И. Тютчев
А. С.Хомяков
И. В. Киреевский
Слайд 35
4. Место и роль России в мировой истории
Западники
и славянофилы: идейное воззрение
Различия
Сходства
Слайд 36
Евразийство
4. Место и роль России в мировой истории
Евразийство
зародилось в русской эмигрантской среде в Болгарии в 1921 г.
У его истоков стояли лингвист Николай Трубецкой, географ и экономист Петр Савицкий, историк и религиозный мыслитель Георгий Фроловский, музыкальный писатель Петр Сувчинский. Первичным результатом их интеллектуальной деятельности стал сборник статей «Исход к Востоку». Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга 1 (София, 1921). В 1921 году Савицкий и Флоровский получают приглашение читать лекции в Праге, а Трубецкой в 1922 году получает приглашение в Вену. Сувчинский перебирается в Париж. Вскоре он отошул от евразийского движения.
Н. Трубецкой
П. Савицкий
Г. Фроловский
П. Сувчинский
Слайд 37
4. Место и роль России в мировой истории
Истоки
евразийства обычно возводят к славянофильской традиции. Сами евразийцы считали
своими предшественниками старших славянофилов (А.Хомяков, братья Аксаковы), поздних славянофилов, таких как К. Леонтьев, Н. Страхов, Н.Данилевский, а также Гоголя и Достоевского как публицистов. Наследниками славянофилов считали евразийцев и многие исследователи и критики евразийства.
А. Хомяков
Братья Аксаковы:
Иван Сергеевич,
Константин Сергеевич
Н. Страхов
Н. Данилевский
Слайд 38
4. Место и роль России в мировой истории
Отличие
авразийства от славянофильства.
Евразийцы отрицали существование славянского культурно-исторического типа
и считали, что культуры туранских народов, связанных с русскими общей исторической судьбой, ближе к русской культуре, чем культуры западных славян (чехов, поляков).
Евразийцы отвергали также и панславистский политический проект, их идеалом было федеративное евразийское государство в границах СССР до 1939 года (единственное отличие — евразийцы предлагали включить в состав СССР Монголию).
Евразийцам была чужда славянофильская апология общины. Еще в предисловии к первому сборнику «Исход к Востоку» евразийцы утверждали, что община — историческая, преходящая форма русской культуры, которую нужно преодолеть в ходе модернизации страны.
В области экономической евразийцы выступали за широкое использование энергии частной инициативы. При этом они были противниками чистого капитализма и призывали совмещать условно частную (функциональную) собственность с государственной.
Слайд 39
Политическая традиция:
решающая роль политики в развитии общества
сакральное отношение
к власти
высокий уровень насилия
пренебрежительное отношение к закону
Социальная традиция:
общинность
патернализм
Особенности исторического
развития России
4. Место и роль России в мировой истории
Слайд 40
Экономическая традиция:
аскетический идеал (идеал бедности)
экстенсивный характер экономического развития
Духовная
традиция:
имперское сознание
эсхатолизм
мироотреченная традиция
мессианство
синкретическое сознание
4. Место и роль России в
мировой истории
Слайд 41
Принципом политической культуры России является этатизм. Государство доминирует,
общество занимает подчиненное положение. Отсюда вытекает:
Огромная политическая роль бюрократии.
Патернализм
и клиентелизм (стремление быть под патронажем государства). Ориентация гражданина на социальное восхождение не в результате личного трудового вклада, а вследствие занятия более высокой ступени в государственной иерархии и извлечения из этого льгот и привилегий.
«Выключенность» широких народных масс из повседневного политического процесса.
Отсутствие цивилизованных форм взаимоотношений между «верхами» и «низами». Власть в России вне зависимости от смены режимов носит авторитарный характер.
4. Место и роль России в мировой истории
Слайд 42
Авторитарная политико-культурная «матрица» России приводит к тому, что
развитие ее обычно осуществляется в одном из следующих трех
«режимов»:
Застой. Типичные примеры - Николая I и Л.Брежнева. Характеризуется отсутствием каких-либо значительных достижений и побед. Но не было и катастрофических провалов и потерь.
Катастрофическая неэффективность. При Николае II и в начале царствования Петра I. Были ослаблены авторитарные начала, что привело к ужасающим, порой позорным поражениям.
Катастрофическая эффективность. Правление Петра I и И.Сталина.
Преодоление неэффективности первого и второго «режимов», путем огромных перегрузок, перенапряжения всех сил, бесчисленных жертв и невиданных лишений.
4. Место и роль России в мировой истории
Николай I
Л.И. Брежнев
Николай II
Петр I
И.В. Сталин
Слайд 43
Основная литература
История России с древнейших времен до наших
дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков
и др.; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2013. – 768 с.
История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. – 528 с.
История России: Учебник / Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 687 с. [электронная версия]
Кагарлицкий, Б.Ю. История России. Миросистемный анализ: [учеб. пособие для студентов вузов] / Б.Ю. Кагарлицкий, В.Н. Сергеев. – 2-е изд. – М.: ЛЕНАНД, 2014. – 432 с.
Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для студентов, [аспирантов] вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. – 752 с.