Слайд 2
12 (24) января 2013 года, мы будем отмечать
165 - летний юбилей со дня рождения выдающегося русского
художника, одного из великих живописцев русской истории Василия Ивановича Сурикова.
Студия Сурикова с мольбертом
в музее-усадьбе в г. Красноярске.
Слайд 3
Дом в Красноярске где родился и вырос Василий
Иванович Суриков. Сейчас это музей-усадьба В.С. Сурикова (ул. Ленина
, 98)
Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в городе Красноярске, в казачьей семье. Крещён 13 января в церкви Всех Святых. Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина. Она была незаурядным человеком - сильная, смелая, проницательная. Прасковья Федоровна мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах
Слайд 4
А. Мартынов. Вид города Красноярска и реки Енисея.
Начало XIX века
В 1854 году отца перевели на службу
в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края). Дед — Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Был он силы непомерной. Как-то в бурю оторвался от берега казачий плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и, как в былине богатырь, вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на реке Енисей. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.
Слайд 5
В.И.Суриков. Вид Красноярска. 1887 г.
Василий Иванович начал
рисовать в раннем детстве. Мальчиком он вглядывался в окружающих:
"как глаза расставлены", "как черты лица составляются", часами мог рассматривать старинные иконы и гравюры, пытаясь передать увиденное на бумаге.
В возрасте восьми лет, в 1856 г. Суриков приезжает в Красноярск и заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви. Там способности мальчика к рисованию были замечены преподавателем Н.В. Гребневым, который стал специально заниматься с ним отдельно, рассказывал о произведениях классического искусства, водил рисовать с натуры акварельными красками виды Красноярска. В 1858 году начинает учёбу в уездном училище. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается акварель «Плоты на Енисее» 1862 года (хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске).
Слайд 6
В.И.Суриков. Портрет губернатора П.Н. Замятнина. 1860-е годы.
В 1859
году, когда Василию было 11 лет в Сухом
Бузиме от туберкулёза умирает отец Василия Ивановича. Мать с детьми возвращается в Красноярск. Денег не хватает — семья сдаёт в аренду второй этаж своего дома. После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Однако занятий живописью не оставил, напротив, он твердо решил стать художником.
К этому времени Суриков уже добился признания в Красноярске: его акварели ценились земляками, он давал уроки в доме губернатора. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел губернатор Енисейской губернии П.Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П.И.Кузнёцова, который решил принять участие в судьбе талантливого юноши и предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге.
Слайд 7
В.Серов. Портрет П.П. Чистякова. 1881 г.
11 Декабря 1868
года Василий Суриков с обозом Кузнецова Петра Ивановича выехал
из Красноярска в Санкт-Петербург. Первая попытка поступить в Академию была неудачной: провал на рисунке с гипса. Однако Суриков не пал духом, не растерялся. Он поступил в Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, отучился в ней три месяца, осенью успешно сдал экзамен и был принят в Академию. Учился Суриков в Академии (1869-1875) с увлечением, успешно переходя из класса в класс, получая награды как за рисунок с натуры, так и за живописные композиции.
Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником. С 1869 по 1875 год В.И. Суриков учился в петербургской Академии художеств у Павла Петровича Чистякова (1832-1919 гг.). Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».
Слайд 8
Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I
на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 год) приобрёл П.
И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова. В 1874 году Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль.
В.И.Суриков. Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. 1870 г.
В.И. Суриков. Милосердный самаритянин. 1874 г.
Слайд 9
В.И. Суриков. Пир Валтасара. 1875 г.
В 1874
году Суриков написал эскиз "Пир Валтасара" - яркую, смелую,
выразительную. "Пир Валтасара" и статья о художнике были помещены в журнале "Всемирная иллюстрация". 4 ноября 1875 года Василий Иванович закончил Академию в звании классного художника первой степени.
Слайд 10
В.И. Суриков. "Апостол Павел объясняет догматы веры в
присутствии Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста«. 1875
г.
На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста". В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. Суриков расширил тему, включив в композицию толпу - римских воинов и горожан, напряженно слушающих вдохновенную речь Павла. Картина вышла живой и выразительной, но, несмотря на возражения прогрессивной части профессоров, в особенности Павла Чистякова, очень ценившего Сурикова, золотая медаль, а вместе с ней и командировка за границу так и не были ему присуждены.
Слайд 11
В. И. Суриков . II Вселенский Собор. Эскиз
росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Вместо этого Суриков
получил очень выгодный заказ на выполнение четырех росписей на тему истории Вселенских соборов для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя. Эта работа давала художнику материальную независимость, к которой он всегда стремился. Суриков начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах, мечтал вернуться в Красноярск. Василий Иванович часто ездил в Красноярск, где проводил лето.
Слайд 12
В.И. Суриков. Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника.
1888 г.
25 Января 1878 года Василий Суриков женился на
Елизавете Августовны Шаре (1858 - - 1888) (в разных источниках приводятся различные написания имени — Елизавета Артуровна Шарэ). Её мать, Мария Александровна Шаре была родственницей декабриста Петра Николаевича Свистунова (предположительно племянницей, дочерью Глафиры Николаевны Свистуновой и графа Александра Антоновича де Бальмен). Познакомились они еще в Петербурге. И Василий, и Елизавета очень любили органную музыку и часто по воскресеньям приходили в костел Святой Екатерины на Невском проспекте слушать хоралы Баха, исполнявшиеся во время мессы. Во время работы над росписями в храме Христа Спасителя Суриков часто наездами бывал в Петербурге, встречался с Елизаветой, был представлен ее отцу Августу Шаре, который держал небольшое предприятие по торговле бумагой. Суриков мечтал поскорее закончить работу в храме Христа Спасителя, которая не захватила его, стать материально независимым и жениться. Венчание состоялось 25 января 1878 года во Владимирской церкви в Петербурге. Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков. Суриков ничего не сообщил родным в Красноярск: он боялся реакции матери на известие, что женится на француженке.
Слайд 13
У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга
(1878—1958) и Елена. Суриков почти никогда не расставался с
дочерьми. Старшая, Ольга, была очень похожа на отца: крепкая, темноволосая, она обладала сильным характером. После смерти Елизаветы Августовны Ольга стала опорой отцу. Он называл ее Олечка-душа. Младшая - Елена была светловолосой и хрупкой и во всем подчинялась сестре.
В.И. Суриков. Портрет Ольги Васильевны Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве. 1888 г.
Портрет Елены Васильевны Суриковой. 1908 г.
Слайд 14
В.И. Суриков. IV В.И. Суриков. Вселенский Халкидонский собор.
С
1878 по 1888 год Суриков написал три свои самые
известные и лучшие картины: Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова. Все они объединены идейным и смысловым содержанием, историческим временем (XVII - начало XVIII века), образуя трилогию. Суриков не добивался этого сознательно, он вообще почти никогда не работал по заказу. Художник говорил, что не знает, почему у него возникала идея того или иного произведения, просто "приходила мысль и увлекала", а когда он начинал работать, существовали только художник и его картина. По собственному выражению Сурикова, он всегда жил "от самого холста: из него все возникает".
Первая большая картина Василия Сурикова "Утро стрелецкой казни", представленная на IX передвижной выставке в 1881 году, произвела впечатление, подобное удару грома. Одни бурно восторгались картиной, подобно Илье Репину, утверждавшему, что "она - наша гордость на выставке", другие упрекали художника за скученность композиции, за нетвердый рисунок, за темноватую живопись. Ясно было одно: картина никого не оставила равнодушным. Да и не могло быть иначе, настолько живо, ярко, сильно был передан один из драматических моментов русской истории.
Слайд 15
В.И. Суриков. Петр I перетаскивает суда из Онежского
залива в Онежское озеро в 1702 году. 1872 г.
(рисунок)
Жанр исторической живописи в XIX веке был очень популярен. Как правило, картины на исторические темы, выстраивались по всем канонам классического искусства: красиво и гладко выписанные, они чем-то напоминали театрализованные постановки на исторические темы. С картиной Сурикова было иначе: подлинный XVII век, грозный и беспощадный, смотрел на зрителей с полотна. Художнику удалось достичь такой потрясающей силы выразительности, что не оставалось сомнений: "сам это видел".
Слайд 16
В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 г.
После свадьбы
Суриковы поселились в Москве. В это время Суриков с
головой ушел в работу над Утром стрелецкой казни. Он был наконец свободен от материальных забот, от бытовых хлопот его освободила жена, впрочем, в быту он всегда был крайне аскетичен и прост. Работу над картиной он начал в 1878 году. А завершил в 1881 году. В том же 1881 году он становится членом Товарищества передвижных художников.
Слайд 17
В.И.Суриков. Жена чернобородого стрельца. Этюд к картине "Утро
стрелецкой казни". 1879 г.
Сурикова часто упрекали за сочувствие к
стрельцам в Утре стрелецкой казни. Действительно, стрельцы, их жены, дети, матери, народ в картине, сочувствующий осужденным, написаны с большей выразительностью, чем царь Петр. Но ведь Петр I - это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Рыжебородый стрелец с ястребиным профилем был написан с могильщика Ваганьковского кладбища Кузьмы, которого нашел Репин.
Слайд 18
В.И. Суриков. Стрелец в шапке.
Этюд для картины
Утро стрелецкой казни.
1879 г.
Потом Василий Суриков долго
уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать.
Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди С.В. Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане - со своей дочери Ольги. В поисках нужных образов художник "облазил все московские щели". На кладбище среди могильщиков, на Смоленском рынке среди грязных телег собирал Суриков рассыпанные зерна исторической драмы. Часто в погоне за расписной дугой он проводил целые дни. В течение всех лет работы (с 1878 по 1881) он не писал ничего постороннего.
Слайд 19
Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни», фрагмент
В живописном отношении
картина получилась темнее, чем ожидал художник: "как только картина
была принесена на выставку, я сейчас же увидел, чем она страдала... сейчас же понял, почему картина оказалась такою черною". "В смысле зрительного впечатления в картине большое значение имели огоньки свечей, зажженные в руках приговоренных к смерти... я хотел, чтобы эти огоньки светились... для того придал общему тону картины грязный оттенок".
Слайд 20
Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха королевича.
Эскиз неосуществлённой картины. 1881 г.
Еще до работы над
картиной Меншиков в Березове художник начал было картину Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха, сделал даже эскиз, но тема не увлекла его, показалась мало значительной.
Слайд 21
Картина Меншиков в Березове была задумана Суриковым в
деревне Перерве под Москвой, куда семья художника выехала на
лето. Они сняли крохотную избушку без печки с низким потолком и маленькими окошками. Погода была дождливой и холодной, все семейство постоянно сидело у дома, кутаясь в платки и шубы.
Однажды, возвратившись из Москвы, Суриков оглядел своих домашних, собравшихся у стола, и вдруг его озарило: он "вспомнил", что вот так же когда-то сидел любимец Петра I и один из его ближайших сподвижников - Александр Данилович Меншиков, после смерти своего государя сосланный с семьей умирать в далекий и холодный Березов.
Эскиз к картине Меньшиков в Березове. Старшая дочь Меншикова.(Жена художника Елизавета Августовна Сурикова, урожденная Шаре). 1882 г.
Слайд 22
В Меншикове Суриков проявил себя как замечательный колорист.
Картина поразительно гармонична по цветовым отношениям. Суриковым применен метод
многократных прописок и лессировок на корпусной основе, который придает особую насыщенность, красоту и сложность цветам, заставляя их переливаться, подобно драгоценным камням. Старшую дочь Меншикова, Марию, Суриков писал со своей жены Елизаветы Августовны, для сына Меншикова позировал сын знакомых - Шмаровиных.
Суриков долго искал натурщика для центрального образа картины, Меншикова, и вдруг, уже после переезда в Москву, столкнулся на улице с человеком, при взгляде на которого сомнений не оставалось - перед ним сам светлейший князь. Неизвестный, оказавшийся брюзгливым и чудаковатым отставным учителем математики, долго не соглашался позировать, и художнику пришлось пойти на разные ухищрения, вплоть до подкупа прислуги. Наконец долгожданный этюд был получен.
В.И. Суриков. Портреты Меншиковых. Этюд для картины Меншиков в Березове. 1882 г.
В.И. Суриков. Мужской портрет. Этюд к картине "Меншиков в Берёзове". 1882 г.
Слайд 23
В.И. Суриков. Меньшиков в Берёзове. 1882 г.
Не сразу
и не всеми Меншиков в Березове был оценен по
достоинству, но московский меценат и ценитель искусства Павел Михайлович Третьяков первым увидел и "шекспировскую трагичность" картины, и ее необычайное колористическое совершенство.
Слайд 24
Павел Михайлович Третьяков приобрел картину в 1883 году
за пять тысяч рублей, что дало возможность семейству Суриковых
совершить долгожданную заграничную поездку. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра. Во время поездки и после возвращения на родину художник создал несколько картин , где в основном запечатлел образы солнечной Италии.
В.И. Суриков. Флоренция. 1884
В.И. Суриков. Колизей. 1884 г.
Слайд 25
В.И. Суриков. Неаполитанская девушка с цветами в волосах.
1883-1884 г.
В.И. Суриков. Собор Святого Петра в Риме. 1884
г.
Слайд 26
Во время пребывания Суриковых в Риме проходил традиционный
весенний праздник - карнавал. Свои впечатления от этого беззаботного
красочного празднества художник выразил в картине Сцена из римского карнавала. Это очень выразительное и живое произведение, насыщенное светом и воздухом.
В.И. Суриков. Сцена из римского карнавала, 1884 г.
В.И. Суриков. Римский карнавал. 1884 г.
Слайд 27
В.И. Суриков. Боярыня Морозова. Эскиз первоначальной композиции. Рисунок
из Дорожного альбома
После приезда в Москву Суриков начал писать
Боярыню Морозову. Эта тема жила в душе художника уже давно. Мальчиком слышал он от своей крестной О.М. Дурандиной рассказ о неистовой раскольнице боярыне Морозовой, которая, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, за что была подвергнута страшным мучениям и заточена в земляную тюрьму в Боровске.
Свой первый живописный эскиз к Морозовой Суриков написал еще в 1881 году, сразу после окончания работы над Утром стрелецкой казни, но тогда он счел себя еще не готовым к этой теме. Теперь, набравшись сил и впечатлений после поездки, Суриков приступил к заветной картине.
Слайд 28
Самую большую трудность для художника представляло лицо главной
героини. Он часто посещал старообрядческое Преображенское кладбище, искал подходящие
женские лица. Было найдено много интересных образов, но вот самой Морозовой не было. Снова и снова искал художник. И, наконец, как и в случае с Меншиковым, - неожиданная удача. Сурикову помогли знакомые московские старообрядцы. Лицо Морозовой было найдено, и, как вставил художник его в картину, "оно всех победило" Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Её муж, Степан Фёдорович, изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой.
В.И. Суриков. Эскиз к историческому полотну "Боярыня Морозова"
В.И. Суриков. Юродивый, сидящий на земле.
Набросок для картины Боярыня Морозова
Слайд 29
В.И. Суриков. Нищий, стоящий на коленях. Этюд для
картины Боярыня Морозова.
Не позднее 1887 г.
В виде смеющегося
купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.
В.И. Суриков. Странник. Этюд к картине Боярыня Морозова 1887 г.
Слайд 30
По своей силе и трагической выразительности Боярыня Морозова
- непревзойденный шедевр Сурикова. Владимир Стасов писал: "Суриков создал
теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты из русской истории. Выше и дальше этой картины наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще". Боярыня Морозова поражает своим колористическим совершенством. Недаром художник изучал полотна великих итальянских мастеров: Тициана, Веронезе. Восхищаясь их живописным мастерством, Суриков нашел свою, присущую только Руси цветовую гамму и писал картину, подобно импрессионистам на пленэре.
Старуха в узорчатом платке. Этюд для картины Боярыня Морозова. 1886 г.
Боярышня. Этюд для картины Боярыня Морозова. 1886 г.
Слайд 31
В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г.
Картина была
выставлена на XV передвижной выставке в 1887 году и
вызвала живейший восторг всех присутствовавших на открытии. Рассказывал сам Суриков: "Помню, на выставке был. Мне говорят: "Стасов вас ищет". И бросился это он меня обнимать при всей публике... Прямо скандал. "Что вы, говорит, сделали?" Плачет ведь - со слезами на глазах".
Слайд 32
Третьяков купил Боярыню Морозову за пятнадцать тысяч рублей,
и Суриков смог наконец-то осуществить свою заветную мечту -
поехать летом на родину в Красноярск со всей семьей. 8 августа 1887 года художник наблюдает полное солнечное затмение, пишет эскиз затмения, который хранится в Тверской картинной галерее. В 1887 году Василий Иванович начинает работать в жанре портрета. Одним из первых стал портрет матери (1887 год). Портрет «Мой брат» также, вероятно, был создан в 1887 году.
Зубовский бульвар зимою. 1885-1887 гг.
Букет. Бумага, акварель. 1884 г.
Слайд 33
8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. Летом
1888 года к Сурикову приехал младший брат Александр. Он
уговорил Василия Ивановича на время переехать с детьми в Красноярск, чтобы оправиться после тяжелой утраты. И вот летом 1888 года семья Суриковых отправилась в Сибирь. В Красноярске девочек определили в гимназию, и основная забота Василия Ивановича о детях отпала.
Василий Суриков вместе с братом Александром и дочерьми Ольгой и Еленой перед отъездом в Сибирь. 1888 г.
Портрет Александра Ивановича Сурикова (брата художника). 1887-1890 гг.
Слайд 34
Чтобы развлечь брата, Александр предложил ему написать картину
на тему старинной масленичной казачьей забавы Взятие снежного городка.
Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Эта игра состоит в том, что через стену снежной крепости, плотно и красиво сложенной, с зубцами и ледяными пушками, должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая, чуть не в рост человека, стена крепости, но и со всех сторон окружающие стену люди, криком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону.
В.И. Суриков. Иллюминация Москвы. 1882 г.
В.И. Суриков. Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. 1876
Слайд 35
Василия Ивановича идея увлекла: он с удовольствием собирал
материалы, искал лица для толпы на картине. Специально
для него игру инсценировали в селении Ладейки. Была даже построена специальная крепость изо льда и снега с башнями и зубцами, нашелся и казак, который взял ее. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова.
В.И. Суриков. Крыши зимой. 1880-е годы.
В.И. Суриков. Вид на Красноярск с сопки. 1890-е годы
Слайд 36
Работалось Сурикову легко, как никогда раньше, и картина
вышла радостная, задорная. "Я написал то, что сам много
раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи", - говорил художник. В этой картине он написал многих своих знакомых по Красноярску.
Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской. 1891 г.
Портрет Т.К.Доможиловой, 1891 г.
Слайд 37
В санях, крытых тюменским ковром, художник изобразил своего
брата Александра в шапке-ушанке, рядом с ним в профиль
- дочь сводной сестры Сурикова - Таня Доможилова. с ней рядом, в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней и повернувшись в профиль, - красноярская молодая попадья (с нее был написан этюд Сибирская красавица). В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.
Портрет молодой женщины в шубе с муфтой. Этюд для картины Взятие снежного городка. 1890
Этюд. А.И.Суриков в шубе. Этюд для картины Взятие снежного городка. 1890
Слайд 38
В.И. Суриков. Взятие зимнего городка. 1891 г.
Так появилась
эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина
(1891, Русский музей). И изображена здесь не драма, а веселая народная игра. В картине "Взятие снежного городка" зародилась новая суриковская тема - тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.
Слайд 39
Картина была выставлена в Петербурге в 1891 году
и вызвала искреннее недоумение публики, привыкшей к другому, трагическому,
Сурикову. Взятие снежного городка долго не покупали. Только через несколько лет художник продал полотно коллекционеру Владимиру фон Мекку за десять тысяч рублей. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.
Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году в Москве началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Она так же, как и Боярыня Морозова, потребовала огромного времени, поисков композиции, соответствующей натуры и такого напряженного труда, который исключал всякую возможность другой сколько-нибудь серьезной работы.
В.И. Суриков. Табун лошадей в Барабинской степи. 1890 –е годы.
В.И. Суриков. Река Обь. 1895 г.
Слайд 40
В.И. Суриков. Исцеление слепорожденного Иисусом Христом, 1888 г.
В
декабре 1892 года художник на короткое время оторвался от
Ермака, чтобы подготовить к выставке Исцеление слепорожденного.
Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках И .П. Кузнецова в Хакасии. В своём письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в 1893 году, а летом 1894 года Суриков собирал материалы в Сибири, где сделал этюд для гребца с ссыльного полтавского казака, крепкого человека с мускулистыми руками.
Слайд 41
Это - фигура в глубине полотна, на носу
второй лодки, но очень заметная. Особенно много материалов в
том же году Суриков собрал для татарской стороны картины. В окрестностях озера Шира им были написаны этюды хакасов (местных качинских татар). Работа над картиной была завершена в 1895 году.
В.И. Суриков. Донской казак Ржидин. Этюд для картины Покорение Сибири Ермаком. 1893 г.
В.И. Суриков. Головы татар (старика и молодого). Этюд для картины Покорение Сибири Ермаком. 1893 г.
Слайд 42
Вернувшись в Москву, Суриков перебрался на другую, меньшую
квартиру и перевез картину в Исторический музей. Нестеров увидел
законченную картину одним из первых.
"Я пошел в Исторический музей, - вспоминал он,- где тогда устроился Василий Иванович в одном из запасных неконченных зал, отгородив себя досчатой дверью, которая замыкалась им на большой висячий замок. Стучусь в досчатую дверь. - "Войдите". - Вхожу и вижу что-то длинное, узкое... Меня направляет Василий Иванович в угол, и, когда место найдено, - мне разрешается смотреть. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука. Смотрю долго, переживаю событие со всем вниманием и полнотой чувства, мне доступной; чувствую слева, что делается сейчас с автором, положившим душу, талант и годы на создание того, что сейчас передо мной развернулось со всей силой грозного момента, - чувствую, что с каждой минутой я больше и больше приобщаюсь, становлюсь если не участником, то свидетелем огромной человеческой драмы, бойни не на живот, а на смерть, именуемой Покорение Сибири…»
Этюд для картины Покорение Сибири Ермаком.
Бумага, акварель, тушь, кисть, перо
Казаки в лодке. Этюд для картины Покорение Сибири Ермаком
Слайд 43
В.И.Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895 г.
Слайд 44
Однажды, когда В.И. Суриков уже заканчивал Покорение Сибири,
к нему в гости пришел издатель Петр Кончаловский с
сыном Петром, который увлеченно занимался живописью. Кончаловские были в восторге от картины. Через некоторое время Суриков с дочерьми приехали в большую и дружную семью Кончаловских, живших, в отличие от Суриковых, открытым домом, где всегда было много талантливых и интересных людей, много молодежи. Ольга Сурикова уже тогда выделила Петра среди трех братьев Кончаловских. Но никто не мог предвидеть, что через несколько лет Петр войдет в семью Суриковых, станет мужем Ольги и близким человеком для самого Василия Ивановича.
Пётр Петрович Кончаловский, супруг Ольги Васильевны Суриковой.
Пётр Петрович Кончаловский, отец Петра Кончаловского.
Слайд 45
Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком. 1894
Картина
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем была представлена на XXIII передвижной
выставке в Петербурге. Выставку посетил сам император Николай II с Александрой Федоровной, который и приобрел картину за сорок тысяч рублей. В это время праздновалось 300-летие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, так что Суриков случайно "попал в точку", оказавшись в неловкой для него роли официального живописца. В том же 1895 году Совет Академии присудил ему звание академика.
Слайд 46
В.И. Суриков. Портрет Прасковьи Фёдоровны Суриковой (матери художника).
1887 г.
В самый разгар торжественных поздравлений и официальных обедов
из Красноярска пришло страшное известие о смерти Прасковьи Федоровны Суриковой. Василий Иванович писал в письме брату в Красноярск: "Получил вчера твое скорбное письмо. Чего говорить, я хожу как в тумане. Слезы глаза застилают... Нет ее, нашей мамочки... Я заберусь в угол, да и вою. Ничего, брат, мне не нужно теперь. Ко всему как-то равнодушен стал". Но горе не сломило Сурикова, как то случилось после смерти жены. Он советовал Александру: "Одно, Саша, не давай волю отчаянию. Это и грешно (по нашей христианской вере), да и не поможет. Это я по прежнему своему горю сужу".
Слайд 47
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков
задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым об этом
он сообщил: "Я задумал новую картину писать. Тебе скажу под строжайшим секретом: Переход Суворова через Альпы. Должно выйти что-нибудь и интересное". Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Он писал Александру: "Льды, брат, страшной высоты. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась. Эхо бесконечное".
Солдат с ружьем. Этюд для картины Переход Суворова через Альпы. 1898 г.
Голова солдата в треуголке. Эскиз для картины Переход Суворова через Альпы. 1898 г.
Старый солдат, спускающийся по склону снежной горы. Этюд для картины Переход Суворова через Альпы. 1898 г.
Слайд 48
В.И. Суроков. Переход Суворова через Альпы. Эскиз композиции.
Бумага, акварель, тушь, перо, графитный карандаш. 1898 г.
В Москве,
под влиянием швейцарских впечатлений Суриков снова и снова работал над композицией, в результате чего картина приобрела вертикальный формат.
По замыслу художника войско обрушивается прямо на зрителя, скатываясь с отвесной ледяной горы. "Я очень много думал над этой картиной. Мне хотелось создать образ Суворова как легендарного русского полководца, не знавшего поражений. Его солдаты знали только одно слово: "вперед". Это полководец, о котором и песню сложили, и сказку сказали. Говорите, штыки по уставу не сомкнуты; так ведь все походы Суворова были не по уставу", - так отвечал Суриков всем, кто указывал на недочеты картины: лошадь Суворова перед пропастью горячится, хотя должна идти тихо, штыки у летящих в пропасть солдат не примкнуты, хотя это подвергает опасности жизнь тех, кто следует за ними.
Слайд 49
В.И. Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799
году. 1899 г.
Картина была выставлена в Москве и на
XXVII передвижной выставке в Петербурге в 1899 году и снова, как и Покорение Сибири, случайно попала к официальной дате - столетию альпийского похода Суворова. Картину приобрел император за двадцать пять тысяч рублей, что позволило Сурикову в 1899 году свозить дочерей на Кавказ, а в следующем, 1900 году, - в Италию.
По возвращении из Италии Елена Сурикова поступила на Высшие женские курсы в Москве, а Ольга занималась музыкой и вела домашнее хозяйство. У девушек появилось много новых знакомых. Время от времени Ольга встречалась с Петром Кончаловским, и отношения между ними перерастали в большое чувство. В 1903 году у Петра и Ольги Кончаловских родилась дочь Наталья. Суриков был очень рад появлению внучки, в письмах всегда с особой нежностью спрашивал о ней.
Слайд 50
В.И. Суриков. Большой маскарад в 1772 году на
улицах Москвы с участием Петра I и князя И.Ф.Ромодановского.
1900 г.
В.И. Суриков. Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей. 1900 г.
Слайд 51
Вскоре Суриков приступает к работе над своим новым
произведением «Степан Разин». Первый эскиз на эту тему Суриков
написал еще в 1887 году, возвращаясь с семьей из Красноярска в Москву по Волге. Тогда он временно отложил эту работу, а теперь, через тринадцать лет, по-новому увидел будущую картину. Весной того же года Сурикову пожалован орден Святого Владимира IV степени за картины Покорение Ермаком Сибири и Переход Суворова через Альпы, а вскоре он получил от французского правительства извещение о том, что Люксембургский музей в Париже просит художника продать картину на историческую тему. "...Наконец-то помаленьку узнают, что я такое", - с гордостью писал он в Красноярск брату.
В.И. Суриков. Собор Св.Марка в Венеции.
1900 г.
В.И. Суриков. Неаполь, 1900 г.
Слайд 52
Этюды для картины Суриков писал в Сибири и
на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван
Тимофеевич Савенков, или его сын — Тимофей Иванович. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына. Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка.
Для того чтобы глубже почувствовать своего героя, Суриков примерял на себе одежду, о чем свидетельствует фотография, на которой он предстает в облике Степана Разина. Степан Разин был выставлен в 1906 году на XXXV передвижной выставке в Москве. Суриков решил картину в былинно-песенном ключе. По бескрайним волжским просторам плывет челн с атаманом и его ватагой. Сам Разин полулежит в челне, погруженный в глубокую думу.
Разин. Этюд для картины Степан Разин.
1909
Степан Разин. Этюд-вариант головы для картины Степан Разин. 1910
Казак-гребец. Этюд для картины Покорение Сибири Ермаком. Бумага, акварель. 1892
Слайд 53
В.И. Суриков. Степан Разин. 1906 г.
Вспоминает Яков
Минченков: "Вставили картину в огромную золоченую раму. Поместили ее
в отдельной круглой комнате в башне Исторического музея. Подняли картину, стали ей давать наклон -, больше, меньше... Автор не удовлетворен... Проклятое "не то" не произносится, но висит в воздухе... Суриков заметался... Ему кажется, что рама светла, позолота сливается с тонами вечернего неба, разжижает картину. Раму перекрашивают в темную бронзу. Картина выиграла, но все же... остается "не то". И снова начинаются мучения, растерянность, неудовлетворенность, попытки исправить недочеты в картине, поиски живой воды". В 1909-1910 годах Суриков снова работал над Разиным и в 1911 году послал его на выставку в Рим.
Слайд 54
Одновременно с работой над картиной Степан Разин Суриков
начал писать эскизы на тему Красноярский бунт. Земляки-красноярцы прислали
ему статью Н.Н. Оглобина Красноярский бунт 1695-1698 годов, из которой он узнал, что в бунте принимали участие его предки - казаки Петр и Илья Суриковы. Остался неосуществлённым замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время поездки на озеро Шира. В 1907 году Суриков стал членом Союза русских Передвижных художников.
Эскиз Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря.
1915
Рисунок Красноярский бунт 1695 года
Слайд 55
В.И. Суриков. Посещение царевной женского монастыря. 1912 г.
После прочтения книги И.Е. Забелина «Домашний быт русских цариц
в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 г.). Однажды "за всенощной на праздник Покрова у Василия Блаженного в Москве в 1910 году Сурикову привиделась Царевна в женском монастыре". Этюды к Царевне он писал с дочери своих знакомых Добринских - Аси, которая увлекалась поэзией монастырской жизни и собиралась стать монахиней, и со своей внучки Натальи Кончаловской. Картина была выставлена в 1912 году.
Слайд 56
Весной 1910 года Суриков с дочерью Еленой отправились
в Париж, где в это время находилась семья Кончаловских:
Петр Петрович, Ольга Васильевна, Наташа и младший сын Миша, который родился в 1906 году. Наталья Петровна Кончаловская вспоминает: "Василий Иванович и Петр Петрович были здесь совершенно неразлучны. Их дружба была удивительной - они понимали друг друга с полуслова... Отец учился у деда искусству живописного видения, дед с интересом относился к поискам новых путей".
В.И. Суриков со своими внуками – Натальей и Михаилом Кончаловскими.
В.И. Суриков. Вид Москвы. 1908 г.
Слайд 57
Летом 1910 г. Василий Суриков и Пётр Кончаловский
решили вдвоем поехать в Испанию. Из этой поездки Василий
Иванович привез много интересных акварелей. Впервые Суриков работал при ярком солнечном свете, используя открытые цвета.
В.И. Суриков. Севилья. Бой быков.
1910 г.
В.И. Суриков. Площадь Сан-Фернандо в Севилье. 1910 г.
Слайд 58
В Красноярске в 1910 году по инициативе Сурикова
и Л.А. Чернышёва открылась рисовальная школа, для которой художник
прислал из Петербурга наглядные пособия.
В.И. Суриков. Окрестности Красноярска.
1890-1914 гг.
В.И. Суриков. Вид на Красноярск с сопки, 1890-е годы.
В.И. Суриков. Старый Красноярск. 1914 г
В.И. Суриков. Деревенская божница. 1880-е годы.
Слайд 59
С гитарой. Портрет княгини
С.А.Кропоткиной. 1882
Особое место в
творчестве Сурикова занимают портреты. Это, как правило, изображения своих
близких, либо чем-то заинтересовавших его людей; этюды, связанные с поисками определенного образа для картин. Таковы Сибирская красавица. "Портрет Екатерины Александровны Рачковской" (1891), "Портрет Александры Ивановны Емельяновой" (1902). Портрет доктора А.Д. Езерского (1910), Портрет человека с больной рукой (1913). Написанные с конкретной натуры, они не воспринимаются просто как портреты. Художник увидел в них нечто общее и большее - русскую народную красоту.
Человек с больной рукой. 1913
Портрет А.И.Емельяновой.
1903
Слайд 60
Портрет Н.Ф.Матвеевой. 1909
Портрет А.Н.Третьяковой. 1910-е
Портрет доктора А.Д.Езерского.
1910
Портрет
К.М.Верхотуровой. 1890-е годы
Портрет девочки в красном платье. Не позднее
1896
Портрет И.Е.Крачковского. 1884
Слайд 61
Портрет А.П.Юргенсон.
1908
Женский портрет. Натурщица в головном уборе
с поднизью из монет. 1885
Портрет Е.А.Суриковой. Не позднее
1888
Портрет юноши Леонида Чернышова. 1889-1890
Портрет молодой женщины. 1911
Девушка в красной кофте. 1892
Слайд 62
В.И. Суриков. Пугачев. Набросок для неосуществленной картины. Бумага,
графитный карандаш, тушь. 1911 г.
В 1911 году Суриков обратился
мыслями к другому вождю крестьянского восстания - Емельяну Пугачёву, исполнив рисунок, изображающий Пугачёва в клетке. По-видимому, этот эскиз является единственным. Можно думать, что сам художник был им удовлетворен не менее, чем лицом Разина.
Действительно, голова Пугачёва, при всей своей эскизности, обладает огромной эмоциональной выразительностью. Поистине потрясающа сила его прожигающего взгляда. Пугачёв глядит на зрителя из-за крепкой железной решетки, обращаясь ко всем, кто на воле, у кого не скованы руки, кто может встать на борьбу за счастье народа
Слайд 63
В.И. Суриков. Благовещание. 1912 г.
Летом 1914 года Василий
Иванович посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей: «Красноярск в
районе Благовещенской церкви», «Плашкоут на Енисее», и несколько акварелей. В 1915 году Суриков выставил Благовещение — свою последнюю крупную работу. Осталась незавершённой картина «Благовещение» (хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова).
Слайд 64
Могила В.И. Сурикова на Ваганьковском кладбище.
В 1915
году Василий Иванович уезжает на лечение в Крым. Он
много загорал, подымался в горы. Такие нагрузки оказались слишком тяжелыми для его больного сердца. 6 марта 1916 года Сурикова не стало. Последние слова великого художника были: "Я исчезаю". Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Слайд 65
В.И. Суриков.Сибирский пейзаж. Торгошино. 1873 г.
Подводя итог всему
творчеству Василия Сурикова, можно смело сказать - он был
одним из немногих русских художников, который встал в ряд с величайшими гениями мировой живописи.
Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.
В.И. Суриков. Помпея. Улица. 1884 г.
Слайд 66
В.И. Суриков. Нерукотворный образ.
1872 г.
У Сурикова не было
настоящей мастерской. Свои монументальные полотна художник писал или у
себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова), или, позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин). Обстановка была очень простой - лишь самое необходимое.
Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры. При написании Утра стрелецкой казни он изучал дневники Иоганна Корба, секретаря при австрийском посольстве во времена Петра I, при работе над Боярыней Морозовой - труды историка Ивана Забелина, которого знал лично, а также работы известного историка раскола Афанасия Щапова и многие другие исторические документы.
В.И. Суриков. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде. 1872 г.
Слайд 67
В.И. Суриков. Первый Вселенский Никейский Собор. Эскиз росписи
в верхней части стены на хорах храма Христа Спаси.
1876 г.
Старинную одежду, утварь, оружие, все эти кольчуги, шлемы, бердыши, кафтаны Суриков гармонично сочетал с теми предметами народного быта, которые практически без изменений дошли до XIX века, - телегами, дровнями, лаптями, тулупами и писал все это на открытом воздухе, в тех природных условиях, в которых он хотел видеть их в картине. Эту особенность творческого метода Сурикова известный исследователь его творчества B.C. Кеменов называл "двойной сопричастностью".
Каждый раз, работая над картиной, Суриков ясно и живо "видел" все свои персонажи. Иногда это были лица людей близких, знакомых еще по Красноярску, а иногда приходилось долго и напряженно искать, вглядываясь в лица встречных на улице, что зачастую приводило к курьезным ситуациям.
В.И. Суриков. Изгнание Христом торгующих из храма. 1873 г.
Слайд 68
Третий Вселенский Эфесский Собор. Эскиз росписи в верхней
части южной стены на хорах храма Христа. 1876
"Когда ставилась
точка, когда накрепко запертые двери суриковской студии раскрывались, и картина, несколько лет таимая, делалась общим достоянием, - оказывалось, что из рук этого сторонящегося, особого человека вышло произведение такой невероятной общезначительности, простоты и доступности, такой собирательной народной души, что даже хотелось снять имя автора и сказать, что это безымянное, национальное, всерусское создание, как хочется сказать, что безымянная собирательная всерусская рука писала Войну и Мир".
Богач и Лазарь 1873 г.
Слайд 69
В.И. Суриков. Коломенское, 1910-е годы.
Суриков очень ценил свою
творческую свободу. Много раз предлагали ему преподавательскую работу в
Академии, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но он всегда отказывался. На этой почве у Сурикова даже произошло охлаждение отношений с Репиным. Рассказывает сам Суриков: "Репин стоит предо мной и просит меня на работу в Академию. Мне это было смешно и досадно. Я и говорю ему: "На колени!". Представьте себе, стал на колени. Я расхохотался и сказал ему: "Не пойду!""
Не было у Сурикова и постоянного дружеского круга. Он не чуждался общения с людьми, не был как-то особенно суров или угрюм, просто ему это не было особенно нужно. Время от времени он сближался с Репиным, Михаилом Нестеровым, другими художниками, некоторое время дружил со Львом Толстым, но главным для него были его работа, картина, которую он писал, его семья и близкие.
В.И. Суриков. Натурщица в старинном русском костюме, 1882 г.
Слайд 70
Память о художнике увековечена в названии улиц в:
Красноярске, Липецке, Новосибирске, посёлке Сокол в Москве, в с.
Сухобузимское Красноярского края, Киеве.
В Красноярске есть художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20); Художественная школа им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79); Художественное училище им. В. И. Сурикова, (ул. Свердловская); Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина; Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова (скульптор И. Котов); Лавочка и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на пересечении Енисейского Тракта и ул. Славы).
Его имя присвоено Московскому художественному институту. На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В.Д. Кирхоглани), там же в 1948 году на улице Ленина, 98, открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составила основу коллекции при открытии дома-музея. В 2003 году в Москве у станции метро Кропоткинская был поставлен памятник В.И.Сурикову (скульптор М.В. Переяславцев, архитектор А.П. Семёнов).
В честь Сурикова назван кратер на Меркурии, речные суда : танкер Василий Суриков — Енисейское речное пароходство; теплоход Василий Суриков — Московское речное пароходство.
Слайд 71
Памятник В.И. Сурикову в Москве.
Художественный музей им. В.
И. Сурикова в Красноярске.
Памятник В.И. Сурикову в Красноярске.
Речной теплоход
Василий Суриков.
Московский Государственный Академический Художественный Институт имени В.И. Сурикова (МГАХИ им. В.И. Сурикова)
Красноярское художественное училище (техникум) им. В.И.Сурикова
Слайд 72
Памятная монета Цетрального Банка Российской Федерации. Номинал
– 3 рубля. 1994 г.
Память В.И. Сурикова увековечена
на почтовых марках ССС Р 1948 и 1957 годов и почтовой марке РФ 1998 года