Слайд 2
«Я, Хаммурапи, царь справедливости, вождь, поставленный богами, первейший
из царей, покоривший ефратские селения. Я вложил правду и
справедливость в уста страны и дал благоденствие народу. Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они - пустое, но мудрому они созданы для соблюдения».
Главная
Слайд 3
Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью
сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось
восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала.
Выставленный на городской площади "столб законов" должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.
Законник Хаммурапи
Слайд 4
Из законника Хаммурапи о преступлениях
Если человек украл
имущество храма, он должен быть казнен.
Если человек украл осла,
овцу или раба, он должен быть казнен.
Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку.
Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Если он не укрепил насыпь на своей земле и вода прорвала её, затопила поля соседей, пусть виновный возместить им убытки.
Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой, но работать на хозяина он должен лишь три года, а потом его следует отпустить на свободу.
Если должник отдавал ростовщику своего сына, продать его хозяин не мог. И убить его он не имел права — иначе у него самого в наказание убивали сына.
Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить.
Если же он причинит смерть сыну домохозяина - должно убить сына строителя"
Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере.
Слайд 5
Из законника Хаммурапи о лекарях
Если лекарь сделает
человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спасет ему жизнь,
ему следует заплатить 10 сиклей серебра.
Если он сделает операцию рабу и спасет ему жизнь, ему следует заплатить 2 сикля серебра.
Если он сделает человеку тяжелую операцию бронзовым ножом, а больной умрет, лекарю следует отрубить руку.
Если он сделает операцию рабу и тот умрет, лекарь пусть даст хозяину другого раба.
Если человек в драке нанес другому рану, он должен поклясться, что сделал это неумышленно. В любом случае пусть он заплатит за лечение.
О судебном процессе Законник Хаммурапи говорит мало. Судоговорение происходило публично на паперти храма. Судебные функции осуществлялись, как правило, спец. чиновником, но были и какие-то судебные коллегии, составленные из " старейших и именитых людей города". Жрецы участвовали в процессе только тогда, когда они принимали клятву свидетелей. В затруднительных случаях судьи прибегали к клятве перед статуями богов ( Шамаша и Мардука).
Слайд 6
Из законника Хаммурапи о рабах
Если по чьей-либо
вине чужой раб потерял жизнь, то виновный должен был
только заплатить цену раба его хозяину или отдать своего раба.
Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо рабыню мушкенума, то он должен быть убит.
Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же мушкенуму, и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.
Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.
Слайд 7
Из законника Хаммурапи о собственности
Если оказывалось лицо,
заявлявшее, что оно является действительным собственником проданной вещи, покупатель
обязывался привести продавца и свидетелей сделки.
Если он не мог этого сделать, то наказывался смертной казнью как вор.
Если он мог это сделать, продавец должен был назвать прежнего собственника вещи или указать свое право на вещь иным образом, иначе ему грозила смерть.
Если, наконец, заявитель не мог привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь, наказывался смертью он сам, ибо лжец он, который возводит клевету.
В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи, представляет ее в деловых отношениях, ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить, продать без возврата. Жену, которая позорит мужа или "расточает его имущество", разрешается "отвергнуть" или выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее дома на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой дома. Но муж и в этом случае имеет право на развод.