Слайд 2
Цель (главный вопрос) урока
ПОНЯТЬ, как возникло общество потребления,
и откуда взялась современная система общественных и культурных ценностей?
Проблема
урока
Как менялось сознание людей под влиянием экономических, общественных и культурных процессов в индустриальном обществе?
Слайд 3
План урока
ПЕРВЫЙ ЧАС
I. Вступительное слово учителя.
II.
Интеллектуальная разминка
III. Индустриальное общество в начале XX века
IV.
Художественное искусство стран Европы и Америки первой половины XX века.
V. Возникновение массовой культуры. Влияние массовой культуры на общественное сознание.
VI. Подведение итогов первого часа.
ВТОРОЙ ЧАС
I. Просмотр сюжета документального фильма «BARACA». Обсуждение.
II. Глобальные проблемы современности
III. Работа в группах по к глобальным проблемам
IV. Заключительное слово учителя. Выводы по теме урока.
V. Проверочный тест по теме урока
Слайд 4
Пространство и время описываемых событий
ВРЕМЯ - Первая половина
XX века (1900-1950 гг.)
Слайд 5
Основные понятия урока
Индустриальное (массовое) общество – это период
общественного развития, при котором большинство населения занято в промышленности,
преобладает машинный труд, а главной материальной ценностью является владение производством.
Интеграция (лат. Integratio - восстановление, восполнение) – процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств разных стран, а также политического сближения государств.
Глобальные проблемы – это такие проблемы, которые затрагивают все человечество и не поддаются решению без совместных усилий ведущих стран мира, но от решения которых, зависит существование цивилизации.
Массовая культура - тип культуры, адресованной самым широким слоям населения.
Модернизм – условное обозначение периода культуры конца XIX – середины XX века.
Авангардизм (фр. avant-gardisme)- направление в художественной культуре XX в., порывающее с существовавшими ранее нормами и традициями.
Субкультура (лат. sub-«под» - частица, указывающая на подчиненность или второстепенность чего-либо) – это модель поведения, нравы, образ жизни и мышления определенной группы людей, которые отличаются от общепринятых норм в данном обществе.
Слайд 6
Основные даты урока
1914-1918 - Первая Мировая война
1913 -
Полотно К.Малевича «Черный квадрат» - вершина абстракционизма (авангардизма)
1919 -
Первый трансатлантический перелет
1929-1933 - Мировой экономический кризис
1933-1919 - Утверждение в Европе авторитарных и фашистских режимов
1933 - В США снят первый цветной фильм
1939 - Начало II Мировой войны
Слайд 7
Индустриальное общество в начале
XX века
Слайд 8
Страны капиталистического мира
Семерка ведущих
капиталистических стран:
Россия
Англия
Франция
Германия
США
Италия
Япония
Начался век электричества,
автомобиля, телефона,
радио.
Изменения в экономике
отразились на обществе,
повлияли на развитии
культуры
Слайд 9
УРБАНИЗАЦИЯ
- это бурный рост городского населения
Париж в
1890 г.
Большая часть населения мира в начале XX века
проживала в сельской местности и занималась сельским хозяйством
В 1880 году в Европе было всего 8 крупных городов с населением около 1,5 млн. человек.
Однако уже к 1914 году на карте Европы насчитывалось 29 городов с населением свыше 10 млн. человек.
Это значит, что массы крестьян отрываются от земли и переезжают из деревень в города, полностью меняя свой образ жизни…
Слайд 10
РАЗНИЦА БЫТА
Деревенские люди генетически
предрасположены к размеренной жизни
«на
земле», с ее консервативностью,
размеренным течением, монотонным
трудом, патриархальными
порядками.
Каждый знает каждого и есть уверенность,
что ты не останешься один.
Что произошло, когда не один и не два и
целые толпы жителей деревни оказываются
в условиях суетливого города, где до
каждого из них нет никакого дела, где жизнь
бурлит, а окружающий мир меняется
быстрее, чем глаз успевает привыкать?
А происходит вот что…
Городской пейзаж начала XX века
Деревенский быт
Слайд 11
Расстройство привязанностей
Уезжая из деревни, люди надеялись что город
избавит их от тяжелого труда или хотя бы сделает
их богатыми. Но очень скоро оказывается, что надежды на богатую жизнь не оправдываются – из сельской бедноты человек переходит в городскую бесправную нищету. В городе у приезжих нет ни своего дома, ни единого сообщества односельчан. В сознании рушится прежняя картина мира. Теперь не остается ничего, как искать лучшей жизни. Начинается…
Человек ОДИН
Люди отчуждаются друг от друга
Массы незнакомых
Помощи ждать неоткуда
Слайд 12
ПРОЦЕСС МИГРАЦИИ
- это перемещение людей, связанное со сменой
места жительства
Толпы переселенцев ждут отправки парохода в Америку…
Перемещение больших
масс людей порождало серьезные социальные проблемы т.к. немногие смогли приспособиться к новым условиям жизни. Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам и создавал угрозу социальных потрясений.
Слайд 13
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЯСЕНИЯ
Городская панорама начала XX в.
Вид на
районы Гамбурга XX в.
Европейский мир в начале XX
века представлял из себя постоянное бурление товаров, капиталов, масс людей. Еще не существовало четко охраняемых границ государств и эти процессы стали причиной складывания МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.
Утрата людьми устойчивых нравственных убеждений, потеря себя, своего места в мире, а также неустроенность быта приводят к обострению социальных проблем, росту преступности. Современное понятие преступности появилось именно в крупных городах.
Слайд 14
ПРОГРЕСС
Прогресс…
И плата за него…
Особенность XX века в том,
что перемены которые происходили в науке, обществе, экономике были:
1.
Революционными
2. Всемирными
3. Быстрыми
Прогресс науки и техники создавал принципиально новую модель мира - технократическую
цивилизацию, в которой на первый план выходит материальное благополучие, быт.
Материальное а не духовное
Социальное а не личное
Внешнее а не внутреннее
Удобное но не безопасное…
Слайд 15
Какие выводы можно сделать?
1. На мировое развитие влияют
всего 7 стран.
2. Происходит надрыв нравственного сознания людей
3. Общество
становится разнородным и конфликтным
4. Ход времени, процессы преобразования ускоряются.
5. Изменения в экономической и общественной жизни
повлияли, отразились на развитие культуры стран Европы и
Америки.
Слайд 16
Художественное искусство стран Европы и Америки
в первой
половине XX века
Слайд 17
В XVIII - XIX веке преобладали:
Классический реализм
Критический реализм
Клод
Лоррен. Похищение Европы
Луи Давид. Клятва Горациев
Ленен Луи. Семейство молочницы
Жан-Батист
Симеон Шарден. Прачка
Слайд 18
XX век
Модернизм - общее обозначение всех направлений
в изобразительном искусстве первой половины XX века, которые противопоставили
себя традиции, и стали претендовать на роль единственно истинного «искусства будущего».
Художественное искусство первой половины XX века можно условно разделить на две ветви – МОДЕРНИЗМ И АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО. Из моего доклада вы увидите, как связаны все эти стили с социальным миром и между собой.
Слайд 19
1 ветвь - МОДЕРНИЗМ
Стили
и направления
МОДЕРНИЗМА:
Слайд 20
СИМВОЛИЗМ
Главная особенность
Уход в мистические
образы мрака, ночи,
разрушения,
предчувствие беды.
Сосредоточение
на
выражении интуитивно
постигаемых идей,
непонятных чувств и
видений посредством
символа.
Время возникновения 1870-1880 гг.
Эдвард Мунк «КРИК»
Гюстав Моро «ВДОХНОВЕНИЕ»
Другие яркие представители - М. К. Чюрленис; М. А. Врубель.
Слайд 21
ИМПРЕССИОНИЗМ
Главная
особенность
Основоположник
Клод Моне.
Импрессионисты
стремились передать
изменчивость световой
и
воздушной среды,
многообразие оттенков
цвета, передать
изменчивость мира,
создать впечатление
постоянно меняющейся
природы.
Время
возникновения
Конец XIX - нач. XX века
КЛОД МОНЕ
«Руанский собор в сине-золотых тонах, яркое солнце» 1883 год
КЛОД МОНЕ
«Руанский собор, пасмурная погода, в серых тонах»
1882 год
Другие яркие представители – О. Ренуар; Э.Дега; К. Писсаро
КЛОД МОНЕ
«Руанский собор в коричневых тонах»
1882 год
Слайд 22
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
Главная особенность
Сохраняются остатки реального изображения окружающего мира,
присутствует чистота цвета, как у импрессионистов, но идет постепенный
уход в абстрактное, размытое изображение объектов.
Время возникновения Начало XX века
Поль Сезанн «Большая сосна возле Экса»
Ван Гог «Автопортрет»
Ван Гог «Полдень или сиеста»
Поль Сезанн «Гора Сент-Виктуар»
Слайд 23
ФОВИЗМ от франц. fauve - дикий
Главная особенность
Картины этого
стиля
поражают своей
простотой. Яркие,
контрастные,
насыщенные цвета на
фоне которых изображаются
предметы, люди,
прорисовываются детали.
Время возникновения 1905-1907 гг.
Анри Матисс «Красная мастерская»
А. Матисс «Танец» (1910)
КРУПНЕЙШИЕ ХУДОЖНИКИ ФОВИЗМА
А.Марке, Ж.Руо
А. Матисс
(1869-1954)
глава фовизма
Андре Дерен
«Стволы деревьев»
Анри Матисс «Танец»
Слайд 24
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Главная особенность
С помощью ярких красок и
рваных форм
экспрессионизм
показывает жестокость
мира, пытаясь передать
ощущение несправедливости,
и безрадостности. Художники
стали особо остро
ощущать
охватившую всю Европу
тревогу, которая вылилась
в 1914 г. в ужасную I мировую
войну. Выбор ярких
экспрессивных цветов, едких
и обжигающих, хорошо
передавал ощущение
скрежещущего и
хохочущего мира,
насмешливого и жестокого.
Время возникновения
Конец XIX века
ДЖЕЙМС ЭНСОР. Пришествие Христа в Брюссель, фрагмент, 1888 г.,
Эмиль Нольде
«Троица»
Яркие представители - Э.Барлах; Ж.Грос; О.Дикс.
О.Дикс «Война»
Слайд 25
Особенность: Отказ от изображения реальных предметов, создание образа
через цвета, линии, формы.
Д. Поллок в своих картинах просто
передает движение. Здесь уже нет предметов реальности т.к. реальность ужасна.
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Время
I Мировая война
Джексон Поллок «Картина» (1948)
Джексон Поллок «Лето» (1948)
Василий Кандинский «Композиция VII»
Джексон Поллок
В.В.Кандинский
один из создателей абстрактного искусства.
Д. Поллок
«Обнаженный с ножом»
Слайд 26
СЮРРЕАЛИЗМ
от фр. «сверхреальность»
Главная особенность
Сюрреализм – это сочетание
таких направлений как
экспрессионизм и дадаизм.
Сюрреалисты интересуются
выходящими за пределы
обычной
реальности: бессознательным,
сном, воображением,
галлюцинациями. Они создают
новые образы и по-новому
смотрят на уже существующие.
Главной чертой сюрреализма
стала парадоксальная
алогичность сочетания предметов
и явлений, которым виртуозно
придается видимая
достоверность.
Время
1920-ые гг.
Сальвадор Дали
Марк Шагал
Макс Эрнст
С.Дали «Постоянство памяти»
С. Дали «Частичная галлюцинация - 6 явлений Ленина на фортепиано»
Сюрреалистический пейзаж
Слайд 27
В первое десятилетие XX века художники-модернисты вплотную подходят
к границе абстрактного, а некоторые - пересекают ее. И
это уже вторая ветвь развития художественного искусства:
Весь модернизм первой половины XX века – это постепенный уход из реального мира, т.к. реальность ужасна. «Театр абсурда» – апогей отказа от реальности. Модернисты уходят в создание мира, которого нет (сюрреализм) – мира лучшего т.к. невозможно просто жить «здесь» и «сейчас».
Слайд 28
2 ветвь – АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО
Стили
и направления
АВАНГАРДИЗМА:
Слайд 29
КУБИЗМ
ГЛАВНАЯ
ОСОБЕННОСТЬ
Мир выражается в виде
геометрических знаков,
конструкций. Здесь
характерен искаженный
облик реальных
предметов и явлений,
разложение
сложных форм на простые.
Время
Начало XX века.
Другие яркие представители: Ж.Брак; Ф.Леже; Х. Грис
Пабло Пикассо «Авиньонские девушки»
Срреалистический пейзаж
Слайд 30
ДАДАИЗМ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
dada – по-французски «бессвязный лепет
новорожденного
ребенка». Смысл
этого направления – стремление шокировать
людей изображением самых
мерзких и
отталкивающих сторон их жизни. Они
считали современную цивилизацию с ее
ценностями гнилой и отвергали ее.
Время - I Мировая война.
М.Эрнст «Кричащая женщина, переходящая реку»
М.Эрнст «Немного больная лошадь»
Слайд 31
ПРИМИТИВИЗМ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
Попытка увидеть мир глазами ребенка, показать
детское
восприятие мира, стремление выразить
самое простое и понятное всем (но
опять же уход
от реальности).
Время: Первая Мировая война.
Другие представители: Н.С.Гончарова,Э.Карр
А.Руссо «Художник и его муза»»
А.Руссо «Автопортрет»
А.Руссо «Ребенок с куклой»
Слайд 32
ФУТУРИЗМ
ГЛАВНАЯ
ОСОБЕННОСТЬ
Идеализация индустриальной эпохи, передача достижений цивилизации,
их защита от нападок дадаизма и примитивизма. Стремясь создать
искусство будущего», отрицал традиционную культуру (наследие прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов.
Время:
1910-ые гг.
Джакомо Балла «Девочка, выбежавшая на балкон»
Слайд 33
АБСТРАКЦИОНИЗМ
ГЛАВНАЯ
ОСОБЕННОСТЬ
Беспредметное,
нефигуративное
искусство, свободная
игра
линий, красок,
форм, когда сюжет и предмет лишь угадываются,
подразумеваются, но
не прорисовываются
Время: 1910-ые гг
Пит Мондриан «Нью-Йорк сити»
Слайд 34
СУПРЕМАТИЗМ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
Направление, созданное Казимиром
Малевичем. Высшая геометрическая
абстракция из простейших фигур
квадрат, прямоугольник, круг,
треугольник). супрематизм
оказал
большое влияние на конструктивизм,
производственное искусство.
Время:
1910-20-ые гг.
Казимир Малевич
«Черный квадрат» (1913)
Казимир Малевич «Супрематизм в контуре спортсменов»
Слайд 35
КОНСТРУКТИВИЗМ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
Конструктивизм сложилось в прежде
всего на базе кубизма
и футуризма.
Целью художников стало освоение и
осмысление прогресса.
Отвергая
традиционные станковые виды
творчества, конструктивизм должен
был создать новые бытовые вещи,
изменить рекламу, орнамент
тканей и полиграфию, конструировать
выставочные пространства как зримые
прообразы будущего. Конструктивизм
породил искусство дизайна.
1920-ые гг.
Яркие представители: О. М. Брик; А. М. Ган
Александр Родченко
«Гладкая доска»
Александр Родченко
«Штриховка»
Конструктивизм в архитектуре
Слайд 36
ПОП-АРТ
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ
Это направление сложилось на базе дадаизма. Поп-арт
культивирует якобы случайное,
часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических
копий
фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама,
промышленная графика, комиксы и т. д.).
Время: 1950-ые гг.
Энди Уорхол «200 банок супа»
Э. Уорхол «Мэрилин 20 раз»
Слайд 37
Выводы по теме:
Искусство не просто
отражает реальность, но и создает ее через воздействие на
сознание людей – на их чувства и мысли.
Искусство всегда исторично и отражает процессы, происходящие в политической, экономической и общественной жизни людей.
Все виды и формы искусства связаны друг с другом, как по форме, так и по содержанию – одни виды искусства порождают и развивают другие.
В течение первой половины XX века художественное искусство становится элитарным – т.е. не рассчитанным на широкие массы. Его вытесняет массовая культура, о которой расскажет следующий докладчик.
Слайд 38
Возникновение массовой культуры. Влияние массовой культуры на общественное
сознание.
Слайд 39
О чем мой доклад?
В первых двух докладах мы
видели историю внешнего
развития индустриального
общества и историю
художественного
искусства этого
периода как время внутреннего
упадка и деградации культуры. С
этими процессами тесно связан
еще один – ВОЗНИКНОВЕНИЕ
МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Вопросы моего доклада
Как появилось такое явление как массовая культура?
Как она развивалась в течение первой половины XX века?
Какое влияние она оказала на жизнь общества?
Слайд 40
Что такое массовая культура?
Культуру в целом следует понимать
как все внебиологические способы существования человека («вторая природа»).
Массовая
культура – это такой тип культуры, которая адресована самым широким слоям населения.
Само понятие «массовая культура» возникло лишь во второй половине XX века, а вот как явление она зародилась на рубеже XIX-XX вв.
Энди Уорхол «Мерилин 20 раз»
Слайд 41
Условия появления «массовой культуры»?
Развитие техники:
- изобретение радио
- открытие кинематографа
- изобретение телевидения
2. Всеобщее школьное образование
Повысило средний уровень грамотности населения
3. Рост доходов населения
Сделало возможным потребление массовой продукции
4. Высокая концентрация людей в городах
В деревне массовая культура появиться не могла
5. Освобождение времени
Рабочие городов имели больше свободного времени чем
жители села, которые были привязаны к труду на земле.
Все эти факторы одновременно сформировались на рубеже XIX – XX вв.
Слайд 42
Четыре направления развития массовой культуры:
1. Кино
2. Радио и
магнитофон
3. Массовая литература
4. Поп-музыка
Слайд 43
КИНО
1895 год – Изобретение кинематографа
1930-ые гг. - Появление
звукового кино
1933 г. - В США снят первый цветной
фильм
1939 г. – Появление первого «мыла» и первой кинорекламы
Мыльная опера (англ. soup opera) - сентиментальный фильм посвященный проблемам любви, семейных отношений, воспитания детей. Мыльные оперы зародились как радио- и телепередачи перед 2-й мировой войной в США и первоначально были рассчитаны на домашних хозяек, слушавших и смотревших их одновременно со стиркой, уборкой, приготовлением пищи и пр. (отсюда название). По другой версии первые такие передачи финансировала компания по производству мыла.
Слайд 44
РАДИО и МАГНИТОФОН
В 1898 году появился первый магнитофон
(«телеграфон») - запись звука на нем производилась на стальную
проволоку.
Радио было изобретено в 1899 году
В 1920-ые гг. оно вошло в обиход широких слоев населения
1928-ые гг. была изобретена техника звукозаписи на ферромагнитную ленту
1950 году началось коммерческое применение магнитной пленки.
Слайд 45
МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
Простые жанры:
Комикс;
Бульварная литература;
Мелодрама.
Сложные
жанры:
Рок-поэзия;
Интеллектуальный детектив;
Поп-арт.
Слайд 46
Комикс - серия рисунков с краткими текстами, образующая
связное повествование.
Появились в конце XIX века в газетах
США. В середине XX века комикс стал одним из самых популярных жанров массовой культуры.
Слайд 47
Для поп-музыки характерны:
- тиражирование средствами массовой информации,
- коммерческий характер (создаётся и существует ради денег)
- стандартизированность
музыкально-поэтического языка,
- развлекательный характер - для легкости восприятия
ПОП-МУЗЫКА
Поп-музыка возникла в XIX веке как реакция (ответ) на сильно усложнившиеся формы «серьезной» музыки. Интенсивное развитие поп-музыка получила с начала XX века. Различают традиционную «старую» популярную музыку и «новую» поп-музыку, обособившуюся c появлением РОК-Н-РОЛЛА.
Слайд 48
Выводы из доклада:
Все направления массовой культуры оформились в
целую ИНДУСТРИЮ ДОСУГА, и это стало новым витком в
развитии обществ потребления.
Реклама, звезды кино стали навязывать массам определенный образ жизни, стиль поведения.
Очень быстро TV стали использовать политики для формирования в массах политических взглядов, норм.
В условиях «индустриального общества» человечество обнаружило стремление к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности.
В XX веке окончательно были разрушены культурные традиции, ради эффективного управления и успешных войн. Люди подрывали структуру повседневности, естественного хода истории, толкая себя к деградации...
«Массовая культура - не художественный объект, а продукт потребления, и только естественно, что идет постоянное снижение уровня, скольжение вниз ко всё большей дешевизне и стандартизации, как при любом промышленном производстве».
Слайд 49
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Слайд 50
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАЗЫВАЮТ ГЛОБАЛЬНЫМИ?
1. Носят общепланетарный характер (масштаб);
2.
Угрожают катастрофой всему человечеству;
3. Требуют усилий ведущих стран мира
для их решений.
Слайд 51
К ОСНОВНЫМ ГЛОБАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ОТНОСЯТ:
ПРОБЛЕМА III МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
ПРОБЛЕМА ГОЛОДА
ПРОБЛЕМА ОТСТАЛОСТИ СТРАН
Слайд 52
ПРОБЛЕМА III МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В результате индустриально развития стран
на сегодняшний день накоплено столько ядерного оружия, что его
взрывная сила может десятки раз уничтожить жизнь на Земле.
В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло свыше 200 тысяч человек! 40% площади города превратилось в пепел, 92% изуродовано до неузнаваемости.
Роковые последствия атомной бомбардировки ощущают до сих пор тысячи людей.
Слайд 53
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
3 элемента экологической проблемы:
1. Истощение
природных ресурсов, эрозия почв, опустынивание земель.
2. Загрязнение окружающей среды
промышленными и бытовыми отходами. Увеличение содержания углекислого газа в атмосфере.
3. «Парниковый эффект», который заключается в изменения состава атмосферы в глобальных масштабах. Над планетой появился колпак из углекислого газа, следствием которого стало повышение температуры в атмосфере, таяние льдов в Арктике и Антарктике. Глобальное потепление приведет к тому, что температура воздуха в нынешнем столетии будет повышаться со скоростью около 0,3 за 10 лет. В результате, по прогнозам ученных к 2025 г. она возрастет на 2 градуса, а к 2100г. - на 4 градуса.
Слайд 55
Проблема отсталости стран
Следствия отсталости
слаборазвитых стран:
Угнетение одних народов
другими;
Захват чужих территорий и экономическая экспансия;
Безудержная эксплуатация природных
богатств;
Задолженность стран "третьего мира" составляет 1,25 трлн. долларов и продолжает расти.
Слайд 56
ПРОБЛЕМА ГОЛОДА
(РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ)
Африканские дети с распухшим, из-за
белково-энергетического голодания, животом в ожидании пищи. Многие из них
умрут от этой неизлечимой болезни.
Помол кукурузы в Эфиопии. Эфиопы потребляют достаточно углеводов, но испытывают недостаток в белках.
Слайд 57
ВЫВОДЫ ИЗ ДОКЛАДА:
Решить эти проблемы возможно, но необходимо,
чтобы люди научились по другому мыслить, изменили свой образ
жизни. Нежно нравственное и гражданское воспитание и развитие подрастающего поколения. Поэтому современное образование должно быть направлено на:
1. Воспитание бережного отношения к использованию природных ресурсов.
2. Развитие отношения к природе на основе гармонии, а не подчинения.
3. Воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.