Слайд 2
Все предмета против света
имеют форму силуэта
Слайд 3
Силуэт- изображение предмета, подражающее тени, производимой им на
плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е.
такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.
Слайд 4
Силуэт это плоскостное изображение, вид графики
Слайд 5
Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних
пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени.
Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты.
Слайд 6
Термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767),
бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен
своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, «portraits a la Silhouette».
Слайд 7
Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве: появились
табакерки с силуэтам, фарфоровые чашки, вышивки, инкрустации и т.п.
Слайд 8
По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались
многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих
мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др
Слайд 9
У нас в России интерес к силуэту возник
в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский
силуэтист Сидо.
Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати.
Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках («Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные»).
Слайд 10
Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий
рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом «Collection
de cent silhouettes». В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.
Слайд 11
Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого
столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал
в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены.
У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем. Но большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги.
Слайд 12
В 1917 г. с успехом выступила в качестве
силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно
Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур
Слайд 13
«Мир Искусства», положивший начало обновлению русской графики, возродил,
искусство силуэта. Несравненные «реставраторы» старины — К. Сомов, Александр
Бенуа и М. Добужинский — воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Георгия Ивановича Нарбута.
Слайд 14
Портреты в технике силуэта вырезаются, как правило, в
профиль из однотонной бумаги. Обычно силуэты (профили) вырезают на
черной бумаге с последующим наклеиванием на белый лист. Но возможны и другие цветовые вариации.
Слайд 15
В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую
зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию.
Любимый жанр силуэта во все времена - портрет.
Слайд 16
Силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей.
Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание
силуэту.
Слайд 17
Силуэтное искусство построено на контрасте двух цветов -
черного пятна вырезанного силуэта и белого поля фона. Само
по себе сочетание белого и черного несет большой заряд декоративности, выразительности, даже величия