Слайд 2
Основную проблему детского изобразительного творчества многие специалисты видят
в недостаточном развитии творческого воображения, когда дошкольники, учащиеся скованы
рамками шаблонов и стереотипов. С таким негативом мы сталкиваемся каждый раз, когда к нам приходят первоклассники.
Наши первоклассники - дети 9-10 лет- возраст, когда у ребенка формируется рациональное мышление. Тогда, как творческое воображение, в силу выше обозначенных причин и проблем, уходит в глубины сознания. Оно работает лишь в границах зрительной памяти, опираясь на шаблон и сенсорный образец. В силу этого, на нашем уровне, возникают проблемы такие, как: малоподвижные ассоциативные связи, отсутствие фантазии, неумение самостоятельно вести творческий поиск. Зачастую, детям сложно рассказать о своих чувствах, представить и воплотить в материале художественный образ.
Слайд 3
В связи с этой проблемой мною был
разработан цикл занятий по композиции, целью которого стало развить
у учащихся умение самостоятельно добывать идею композиции, вести творческий поиск для создания сюжета на основе эмоционального восприятия фактуры предметов окружающего пространства.
Слайд 4
Циклу занятий предшествовала предварительная работа:
Творческая беседа.
Тематическая экскурсия
по школе «Найди источник ассоциаций, образов».
Анализ домашних заданий.
Создание альбома
фактуры морозных окон.
Слайд 5
Творческая беседа.
В структуру занятия вошли: небольшая экспозиция
фотоснимков морозной фактуры окон, анализ репродукции работы М.Врубеля «Снегурочка»,
прослушивание музыкального фрагмента - вступление к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, чтение стихотворения сходной тематики. Ученикам было дано первоначальное представление о природе происхождения образов в творчестве художников, музыкантов, поэтов. Проведены параллели между различными видами искусства.
Слайд 6
Морозные сюжеты на окнах в классе, школе.
Примеры
фактур, предлагаемых учащимся для анализа.
Слайд 7
Содержание тематической экскурсии.
В ходе экскурсии
предлагалось ответить на вопросы:
« Почему меня
привлек этот фрагмент, все окно? Почему этот образ был ярче других? Каким художественным материалом можно изобразить такую фактуру? Представьте последовательность практических действий художницы Зимы». Практическое задание - выполнить мини- картинку наиболее яркого образа - линейный, схематичный рисунок, написать мини - сочинения, в которых прослеживался бы образный ряд, выполнить форэскиз образа морозного окна.
Слайд 8
Занятие 1
Художественный образ морозного окна.
Задачи:
1Самостоятельный поиск
образной натуры.
2.Выполнить мини- зарисовку, написать мини- сочинение.
3.Использовать творческие наработки
при выполнении этюда с натуры.
Слайд 9
Задуманный в результате предварительной работы
образ переносили на формат без линейной, графической основы,- гуашью
приемом «В лист», а морозный узор на окне нашего класса использовали, как натуру - источник подсказок, зацепок для цветового решения композиции. По завершению работы, готовые этюды морозных окон анализировали, придумывали им названия. Названия картинам давали на основе раздаточного материала: карточек – подсказок, где были прописаны характеристики колорита и фактуры.
Практическое задание.
Слайд 10
Фактура изморози – источник подсказок для художественного решения
композиции.
«Весна в стране Олении»
Слайд 11
Занятие2
Палитра художницы Зимы.
Задачи:
1.Мастер – класс
живой фактуры: поэтапное создание красочно - ледяного, фактурного слоя.
(Этюд на морозе.)
2.Создать образ палитры художницы Зимы, зимнего колорита.
3. Усвоить, что белый цвет – самый живописный цвет. Найти наибольшее разнообразие оттенков.
Слайд 12
Пример экспериментального этюда.
Слайд 13
«Палитра художницы зимы»
Создание цветовой схемы на основе натурных
наблюдений.
Слайд 14
Занятие 3
Зимний калейдоскоп.
Задачи:
1.Устранить шаблонность в восприятии зимнего колорита.
2.Формировать личностные художественные
качества каждого ученика: цветовую привязанность, живописный, графический почерк.
3. Создать образ, сюжет в нетрадиционном цветовом решении, фактурной манере.
Слайд 15
Рекомендации к уроку.
Беседа- анализ предыдущих творческих работ. Поиск
композиционного решения по раздаточному материалу, используя снимки морозных окон,
их фрактурно- сюжетное содержание, в качестве форэскизов для создания выразительного образа. Поэтому конструктивная идея сюжета рождается и создается на формате без выполнения эскиза. Классу дается идейная направленность цветового решения: композиции.
Выполнение композиции в карандаше сразу на формате.
Выполнение композиции гуашью в индивидуальной, художественной манере, использование в работе интересных, по мнению детей, технических приемов, колорита, фактуры,- опыта, приобретенного на предыдущих занятиях.
Анализ работы, дать название композиции.
Слайд 16
Примеры композиций, созданных по мотивам морозных рисунков.
Слайд 17
Заключение.
Таково содержание разработанного мною цикла
занятий «О чем поведала фактура морозных окон» для раздела
образовательной программы по изобразительному искусству «Времена года» в первом классе. Цикл рассчитан на 12 часов, каждое занятие по три часа. В конструкции уроков заложен принцип интеграции традиционных методов с нетрадиционными методами. Для достижения цели используется частично поисковый метод, позволяющий самостоятельно добывать информацию, усваивать знания и раскрывает творческий потенциал каждого участника творческого процесса.
Преемственность в заданиях, последовательность сбора информации, обеспечивает предварительная работа, проводимая на занятиях предмета по выбору, домашние задания.
Такой подход в организации занятий по композиции дал хорошие результаты. Ученикам был показан путь самостоятельного поиска творческой идеи,- они успешно прошли его, что вызвало повышенный интерес к предмету « композиция». Творческий опыт, приобретенный детьми во время работы, положительным образом сказался и на других дисциплинах – живопись в классе стала более эмоциональной, зафиксировали момент проявления художественной индивидуальности учащихся. Разрешилась проблема выполнения домашних заданий.