Слайд 2
Говоря об основных характеристика архитектуры XX в. и
об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное:
архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново.
Слайд 3
Постройки 20 века
Государственная Библиотека имени Ленина - это
первый библиотечный комплекс советской Москвы. Он создан на основе
достижений науки своего времени. На его проектирование в 1927 и в 1929 годах были проведены открытые конкурсы. Они являлись выражением поисков и экспериментов, целью которых было воплотить в архитектурных формах новое социальное содержание.
Слайд 4
В конце XIX - начале XX века
архитектурные сооружения перестали отличаться чистотой стиля. Усилилась тенденция к
эклектизму. В это время появляются новые направления в стиле возведения зданий, такие как модерн, конструктивизм, неоклассика и другие.
Конструктивизм
Представители этого направления в зодчестве стремились к максимальному утилитаризму форм в своих творениях. Простота и целесообразность – вот их девиз. Они отказались от любого проявления показной роскоши. В простых, полезных, пусть и однообразных формах осуществляются принципы демократии и равенства между людьми, считали они. Нужно заметить, что это было прямым отражением идеологических принципов строителей коммунизма.
Слайд 5
Дом на набережной.
"Жилкомбинат" для работников ЦИК и
СНК построен на месте Винно-Питейного двора XVIII века в
1931 году архитектором Иофаном (он же один из авторов проекта, одобренного Сталиным Дворца Советов, который намеревались возвести на месте храма Христа Спасителя). Основная идея постройки - объединение в едином комплексе жилья и учреждений обслуживания. В результате были построены 11-этажные корпуса на 500 квартир, универмаг, продовольственный магазин, столовая, один из крупнейших кинотеатров Москвы, а огромный клубный зал комплекса с 1961 г. используется под театр Эстрады.
Особняк Морозова
Этот замечательный и очень необычный для Москвы особняк, с готическими башенками и зубчатыми стенами, был построен по заказу молодого богача, энергичного предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова. Исполнение заказа Морозов доверил 33-х летнему Шехтелю, в то время уже довольно известному в среде богатого купечества, а для самого Морозова построившего дачу - сказочный деревянный теремок, очень понравившийся заказчику.
Слайд 6
Модернизм
Немного ранее конструктивизма
в советской России, в европейской архитектуре родилось течение, под
названием, модернизм. Целью его приверженцев было создание универсального, соответствующего своей эпохе синтетического стиля. Они направили свои усилия на то, чтобы преодолеть порядком наскучивший и устаревший эклектизм, господствовавший тогда в европейской архитектуре. Толчком к его происхождению было начало массового использования новых материалов в строительстве, таких как сталь, стекло, чугун и железобетон. Наибольшее применение этот стиль получил в частном строительстве, а также в дорогих общественных зданиях. Архитекторы смело шли на использование самых разнообразных форм и асимметрических решений. Модерну свойственны плавные, изгибающиеся формы и элементы декораций.
Слайд 7
Модерн
Модерн как стиль появился в конце XIX в.
Его суть — в противопоставлении старой архитектуре новой, оригинальной
и по-своему логичной архитектурной формы. Модерн явился средством преодоления эклектизма и преследовал цель создания современного, нового, универсального синтетического стиля. Архитекторы модерна при формировании планов и композиций зданий смело шли на применение ассиметричных решений в группировке объемов и архитектурных деталей. Применялись манерные, абстрактные и растительные мотивы, среди которых отдавалось предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям, водорослям. В раннем модерне легко утрируется форма, применяется порой чрезмерная декорировка. В то же время проявляется тенденция к постепенному переходу от надуманных и усложненных форм к более логичным, простым и четким конструкциям. Модерн периода декаданса переходит в свою позднюю стадию. Главное внимание переносится на эстетическую выразительность основных конструктивных элементов, пропорции фасадных плоскостей, окон, простенков, дверей, отдельно стоящих опор. Обнаруживается стремление к простоте и экономии композиционных эстетических средств, выявлению назначения здания и особенностей стройматериалов. Модерн ознаменовал собой новый подход к проектированию утилитарных сооружений - мостов, складов, цехов, магазинов, вокзалов, выставочных залов и т. п. Применение железного каркаса в строительстве (сборных стальных конструкций) и железобетона совершило переворот в архитектуре.
Слайд 8
Постмодернизм
Постмодернизм в
архитектуре, как и в прочих направлениях культуры, противопоставляет себя
модернизму. Постмодернизм трудно определить, поскольку его проявления достаточно разнообразны и трудно поддаются классификации. Мастера, работающие в этом стиле, самым необычным образом сочетают традиционные художественные формы. Они смело располагают в одном помещении старомодную мебель и творения гиперреалистов или украшают здание, построенное в древнеримском стиле, неоновыми трубками и анодированным алюминием.
Деконструктивизм
Деконструктивизм являет собой реакцию на традиционное метафизическое восприятие мира. Архитекторы-деконструктивисты своими творениями создают конфликт между тем, что человек видит и тем, как он привык ощущать и интерпретировать значение увиденных образов. Они делают смелую попытку избавить свои сооружения от владычества красоты, эстетики и функциональности, стараясь подвигнуть понятия пользы и порядка.
Слайд 9
Наиболее известными архитекторами, работавшими в стиле модерн, были
О. Вагнер, И. Ольбрих, Ванде Вельде, Ч. Макинтош, Л.
Салливэн, О. Перре, Ф.-Л. Райт.
Его работы:
1.Здание вокзала городской железной дороги, Вена , 1896-1897.
2."Дом майолики" - многоквартирный дом в Вене, 1898г.
3.Здание сберкассы на Рингштрассе в Вене, 1905 г.
4.Кирхе "Ам Штайнхоф" в пригороде Вены,
1905 - 1907 гг.
О. Вагнер
Слайд 10
Важнейшие постройки:Почтовая сберегательная касса, церковь Am Steinhof, квартал
Wienzeile 38-40 (все - Вена)
После реставрации.
До реставрации
Слайд 11
Йозеф Мария Ольбрих
Дом Эрнста-Людвига, Дармштадт, 1900-1901
Станция Карлсплатц
Выставочный зал
Венского сецессиона
Свадебная башня в Дармштадте
Слайд 12
Анри Клеманс Ван де Вельде
Анри Ван де Вельде,
School of Arts and Crafts
Анри Ван де Вельде, особняк
Bloemenwerf
Анри Ван де Вельде, Villa Quisisana Chemnitz
Слайд 14
Л. Салливэн
Гаранти-билдинг в Буффало. 1894-95.
Здание фирмы «Карсон-Пири-Скотт»
в Чикаго. США. 1899-1900.
Слайд 15
О. Перре
Перре (Perret) Огюст (12.2.1874,
Брюссель, — 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе
изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент Международного союза архитекторов (с 1948). Одним из первых начал строить целиком железобетонные здания. Стремясь эстетически осмыслить каркасные системы (обращаясь при этом к мотивам фахверковых готических построек), П. добивался полного соподчинения архитектурной формы и конструкции (жилой дом на улице Франклина, 1903; гараж на улице Понтьё
Слайд 16
Фрэнк Ллойд Райт
Дом Роби
«Дом над водопадом»
Древовидные колонны в
интерьере «Джонсон Вакс»
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке