Слайд 2
Вплоть до 30-х годов нашего столетия развитие американской
этнологии шло исключительно под влиянием школы Франса Боаса и
его учеников. В ходе своих регулярных полевых исследований американские этнологи исторической школы часто использовали различные психологические и психиатрические методики, что позволило накопить большой материал в области психологической антропологии. При этом все острее чувствовалась потребность в общей психоантропологической теории, которая позже получила название этнопсихологической школы.
Слайд 3
Сторонники этнопсихологической школы выступили с утверждением, что культура
есть не более чем абстракция, в то время как
подлинной и первичной реальностью являются индивид, личность, а потому с их изучения и следует начинать исследование культуры каждого народа. Этно-психологическое направление получило наибольшее распространение в США (Р.Бенедикт, М.Мид, А.Кардинер). Изначально центральной темой исследований для его сторонников стало изучение процесса вхождения в культуру (инкультурация), а также роли детства в формировании взрослой личности.
Слайд 4
Инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в
родной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком
и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. В результате ин- культурации появляется эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур. Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.
Слайд 5
Абрам Кардинер
(1891-1981)
Согласно представлениям Кардинера, личность человека начинает
формироваться сразу после рождения, с первых дней его жизни.
Таким
образом, по Кардинеру, «основная личность» формируется на базе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре и дают ему возможность достигнуть в ней наиболее комфортного состояния. Иными словами, «основная личность» представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры. Поэтому вполне закономерно распространить данные психологического изучения личности на общество в целом.
Слайд 6
«Основная личность», по мнению Кардинера, формируется посредством так
называемых «первичных общественных институций», которые включают в себя способы
жизнеобеспечения, семейной организации, воспитания и социализации - формирование человека в качестве члена определенного общества, усвоение им черт характера, знаний, навыков и т.п., принятых в данном обществе.
Исходя из своей концепции, Кардинер попытался организовать сравнительные исследования общественных институций и типов личности в разных культурах, а также изучение процессов социальных изменений, коррелируя последние с личностными изменениями членов культуры. Эти изменения, в свою очередь, по его предположению, являются следствием изменения первичных общественных институций.
Слайд 7
Рут Бенедикт (1887-1948)
Главный постулат ее концепции - наличие
у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера»,
передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа.
Слайд 8
Каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые
все объединены этосом культуры, определяющим не только, каким образом
элементы культуры соотносятся друг с другом, но и содержание этих элементов. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры - все они, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют этосу культуры.
Каждая из культурных конфигураций является следствием уникального исторического процесса. Термин «культурная конфигурация» означает у Бенедикт особый способ соединения (сцепления) элементов культуры, делающих ее единым целым.
Слайд 9
Типы культурных конфигураций:
аполлонийская, отличительная черта которой - подчинение
индивидов традициям группы (возрастной, половой) и воздержание от экстремально-эмоциональных
проявлений своего характера.
дионисийская, представляющая противоположный тип конфигурации и отличающаяся индивидуализмом ее членов. Здесь нередки проявления открытых форм насилия, в обществе высок престиж тех, кто показал себя бесстрашным и агрессивным, не останавливающимся перед насильственным достижением целей;
параноидальная, отличающаяся конфликтами и подозрительностью. В этом типе культуры аккумулируется враждебность в отношениях между мужем и женой, между соседями и между деревнями; распространено убеждение, что удача и успех одного означают неудачу другого; широко практикуется вредоносная магия.
Слайд 10
Маргарет Мид (1901-1978)
Разрабатывала метод исследования национального характера (национальной
культуры).
Этот метод представлял собой попытку изучения документов, относящихся
к современности, так, словно бы изучалась культура прошедших веков. Бенедикт, рассматривавшей каждую культуру как конфигурацию ее элементов, определяемую этносом культуры.
Слайд 11
Мид выделяла три основных аспекта исследования национального характера:
1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или
иной культуры;
2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания;
3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, таких, например, как отношения между родителями и детьми и отношения между ровесниками. Таким образом, в рамках данной парадигмы национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, которые задаются принятыми в ней способами детского воспитания.
Слайд 12
три типа культур:
постфигуративный, где дети учатся у
своих предшественников;
конфигуративный, где и дети, и взрослые учатся
у своих предшественников;
префигуративный, где взрослые учатся также и у своих детей.