Слайд 2
Комедия дель арте (итал. commedia dell'arte), или комедия
масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого
создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.
Появилась комедия дель арте в Италии в середине XVI века. Просуществовал данный жанр до конца XVIII вв., оказав большое влияние на дальнейшее развитие всего западноевропейского драматического театра
Слайд 4
Анджело Беолько (Рудзанте) (1502—1542) - итальянский драматург и
актёр. Расширил возможности «учёной комедии», введя в неё диалекты
и черты народного быта, а также ввел в драматическое действие танец и музыку.
Пьесы: «Сельские диалоги», «Кокетка», «Анконитанка».
Слайд 6
ДЗАННИ (Zanni) - Общее название комедийного слуги. Название
происходит от мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько
популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обозначения слуги.
Характерные черты дзанни – это ненасытный аппетит и невежество. Он живет исключительно сегодняшним днем и не думает о сложных материях.
В спектакле участвовало, как минимум, 2 таких персонажа, один из которых был туповат, а другой, напротив, отличался лисьим умом и ловкостью.
Слайд 7
Северный (венецианский)
квартет масок
Слайд 8
Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венецианский купец, скупой,
влюбчивый старик.
Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик,
символизирующий его мнимую мужскую силу.
На поясе у него висел кинжал или кошель, а обувью служили желтые турецкие туфли с острыми загнутыми носами.
Часто по сюжету Панталоне хотел жениться на девушке, в которую был влюблен его сын, и заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери Изабеллы.
Слайд 10
\
Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), — доктор права;
лжеучёный, тупица, болтун, обжёра, старик.
Обычно отец одного из Любовников.
По сюжету Доктор часто выступал другом (или соперником) Панталоне
Слайд 11
Капитан – наглый и беспринципный вояка, хвастун и
трус.
В зависимости от политической ситуации, он мог походить на
испанца или турка.
Одежда его, по сути, всегда была пародией на профессию военного: шляпу украшали перья крикливых расцветок, камзол был сшит из ткани в контрастную диагональную полоску, а на поясе висела огромных размеров шпага, которую капитан не всегда мог достать из ножен.
Слайд 13
Бригелла (Скапино, Буффетто) — умный слуга.
Мог, по обстоятельствам,
быть кем угодно – владельцем таверны, солдатом, моряком и
даже вором.
Поведение: Наглый весельчак и выдумщик всяких интриг.
Костюм – белые штаны и блуза с галунами, нож.
Слайд 14
Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), —глупый слуга.
Дзанни богатого
старика Панталоне.
Костюм – блуза покрыта пёстрыми заплатами, деревянная шпага.
Слайд 15
Южный (неаполитанский)
квартет масок
Слайд 16
Тарталья
Происхождение: испанец, плохо говорящий на итальянском языке.
Занятие: чиновник
на государственной службе: он может быть судьёй, полицейским, аптекарем,
нотариусом, сборщиком налогов и т.п.
Костюм: стилизованный должностной костюм, на лысой голове форменная шляпа; на носу огромные очки.
Поведение: как правило, он старик с толстым животом; всегда заика, его фирменный трюк — это борьба с заиканием, в результате чего серьёзный монолог, например, на суде, превращается в комический поток непристойностей.
Слайд 17
.
Скарамучча – авантюрист и вояка, в поздних
комедиях часто совпадал с образом Капитана.
Скарамуччо обычно слуга
одному из старших персонажей.
Чаще всего одет в во все черное и носит черную бархатную маску.
Слайд 18
Ковьелло, первый дзанни, умный слуга.
Изображали в шутовском наряде
с помпонами, часто с мечом и палками для колотушек.
Поведение:
всегда действует хитростью, напором, ловкой выдумкой, умом; много гримасничает, танцует и играет на мандолине или гитаре.
Слайд 19
Пульчинелла (Полишинель),
второй дзанни, глупый слуга.
Костюм Пульчинеллы
состоит из длинной мешковатой белой блузы, перетянутой на талии
кожаным ремешком, просторных бесформенных штанов и необычной продолговатой шапки.
Часто его изображали в виде горбуна. Вначале горб был едва заметным, затем он стал быстро увеличиваться в размерах, причем параллельно рос и живот.
Слайд 20
Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина, Серветта и т. п.,
— служанки.
Служанка – энергичная, разбитная и острая на язык
девушка.
Носила крестьянскую одежду.
Играли без маски
Слайд 21
Изабелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная
влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль.
Лелио
(также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.), юный влюблённый.
Были одеты по моде тогдашнего времени.
Играли без маски.
Слайд 22
Количество масок в комедии дель арте очень велико
(всего их насчитывается более ста), но большинство из них
являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями
Слайд 23
Сценарий, канон спектакля и устройство труппы
Слайд 24
Система сценического искусства комедии дель арте сформировалась к
концу XVI в. и совершенствовалась в течение следующего столетия.
В
начале XVII века стали издаваться сборники сценариев. Авторами сценариев чаще всего бывали главные актеры труппы (capo commico). Первый печатный сборник сценариев был выпущен в 1611 актером Фламинио Скала, который руководил известнейшей труппой «Джелози».
В 1699 г. в Неаполе был издан наиболее полный кодекс комедии «Об искусстве представления», составленный Андреа Перуччи.
Слайд 25
Спектакль начинался и заканчивался парадом с участием всех
актёров, с музыкой, танцем, с лацци (буффонными трюками) и
дурачествами, состоял из трёх актов.
В перерывах между актами исполнялись короткие интермедии.
Действие должно быть ограничено во времени (двадцатичетырехчасовой канон).
Схема сюжета была канонична — молодые влюблённые, счастью которых мешают старики, благодаря помощи ловких слуг преодолевают все преграды.
Слайд 26
В труппе должен быть капокомико, который разбирает с
актёрами сценарий, расшифровывает лацци и заботится о необходимом реквизите.
Сценарий подбирается строго в соответствии с теми масками, которые есть в труппе. Это минимум один квартет масок и пара влюблённых. Также хорошая труппа должна иметь в своём составе ещё двух актрис, певицу (итал. la cantatrice) и танцовщицу (итал. la ballarina).
Количество актёров в труппе редко было меньше девяти, но обычно и не превышало двенадцати.
Для декораций требовалось обозначить улицу, площадь, два дома в глубине, справа и слева, между которыми натягивался задник.
Слайд 28
Основой спектакля в комедии дель арте является сценарий
(или канва), — это очень краткое изложение по эпизодам
сюжета с подробным описанием действующих лиц, порядка выхода на сцену, действий актёров, основных лацци и предметов реквизита. Большинство сценариев представляют собой переделку существующих комедий, рассказов и новелл для нужд отдельно взятой труппы (со своим набором масок), наскоро набросанный текст, вывешиваемый за кулисами на время спектакля.