Слайд 2
Одежда мусульманского мужчины
С древних времён одежда мусульманских мужчин
отличалась и соответствием сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва
саллям), и практичностью, и удобством.
Натуральные ткани, свободный покрой как нельзя лучше подходили жаркому климату Аравийского полуострова.
Головной убор, предохраняющий от теплового удара,
рубахи и
шаровары —
на протяжении веков мужская мусульманская одежда остаётся практически неизменной
Слайд 3
Бишт (мишлах)
Бишт — это верхняя одежда мусульманского мужчины.
Она берёт своё происхождение от древних арабов.
Гардероб мусульманина
и по сей день считается незавершённым, если в нём нет этой накидки.
Традиционно мужчины носят бишт на плечах.
Бишт отличается качеством ткани, цветом, манерой украшения.
Материалом могут служить как верблюжья шерсть, так и современные синтетические материалы.
Цвета также могут быть различными, но как правило, преобладают чёрный, коричневый, бежевый, кремовый.
Также встречается другое название — мишлах.
Слайд 4
Кандура
(дышала)
)
Кандура — это длинное просторное платье,
которое шьётся, как правило, из белого некрашеного хлопка.
Также этот
вид мужской мусульманской одежды называют
дышала.
В более холодное зимнее время кандуру из хлопковой ткани заменяют на сшитую из более плотного и тёмного материала.
Слайд 5
Кафтан
Кафтан — это туника с длинными рукавами.
Этот
вид одежды мусульманина не имеет швов, застёжек и воротника.
Кафтан,
как правило, длиной до лодыжек.
При этом кафтан порой имеет несколько сужающуюся форму в области груди.
Слайд 6
Рубаха
Рубаха — вид мужской мусульманской одежды.
По законам
шариата, она не должна облегать тело.
То есть, рубаха
предназначена скрывать контуры тела
(закрывать аурат) и обязана быть длиной ниже ягодиц.
В некоторых странах мужской тасаттур предписывает носить мусульманам рубахи длиной практически до колена,
например, в Пакистане и Индии.
Слайд 7
Галабея
Галабея — это чаще всего широкая длинная мужская
рубаха у
народов Северной и Центральной Африки.
Также галабеей
называют традиционную одежду у арабов.
Это просторная, не облегающая тело, хлопчатобумажная рубаха без пояса длиной до пола.
Такая одежда соответствует нормам шариата и очень комфортна в жарком климате.
Галабея имеет очень простой, свободный покрой.
Отличительный элемент её — не только длина, но и маленький воротник, разрез или три-четыре пуговицы на груди, врезные карманы.
У этой одежды обязательно длинный рукав, который предохраняет от солнечных ожогов.
Такой наряд с небольшими вариациями можно увидеть в арабском мире повсюду — от Атлантического океана до Персидского залива.
Исключение составляют горные районы, где климат иной.
Слайд 8
Шаровары
(шальвар)
Шаровары — это длинные просторные штаны с
широким шагом, которые скроены согласно нормам шариата.
Шаровары не
имеют боковых швов, узкие у щиколотки и довольно широкие в верхней части.
Особенность их покроя — вставка в виде ромба или широкой полосы между штанинами.
Шаровары подпоясываются, как правило, плетёным шнуром.
Слово имеет персидское происхождение;
также часто встречается название 'шальвар'.
Слайд 9
Головной убор
Головной убор в комплекте традиционной народной одежды
имеет несколько функций
- защитную, охранительную, космогоническую, поло-возрастную, статусную, декоративную.
-
Он выражает индивидуальность владельца.
- Характерным головным убором мужчин средневековья на мусульманском Востоке была чалма
- которую носили представители всех слоев общества и всех возрастов.
Слайд 10
Чалма важная деталь одежды исламского духовенства
- Она стала
главным внешним признаком принадлежности мусульман к конфессии
- Согласно исламским
легендам, первым чалму стал носить пророк Адам
- Историки связывают ее происхождение с древней Аравией
- в пустынном и жарком климате она защищала головы кочевых семитских племен от ветра и жгучего солнца.
Будучи включенной в обязательный комплект одежды мусульман, чалма сменила семантику
- превратившись в знак приверженности к исламу
- Религиозное значение этого головного убора (араб. амома, имама) было оговорено в хадисе:
- "Имама воплощает достоинство верующих"
- Обсуждению правил изготовления и ношения имамы посвящались специальные трактаты исламских правоведов-факихов
с течением времени семантическое значение чалмы расширилось:
- она стала служить также знаком государственной власти
- её надевали при вступлении на трон или
- вхождении в должность
- включали в комплект почетной одежды
Слайд 11
Амома, имама, салла, дастор, фута
Разнообразные термины, обозначающие чалму:
амома,
имама, салла, дастор, фута
приводятся в письменных источниках Хорасана и
Мавераннахра XV - XVI вв.
причем названия эти определяют её социальную принадлежность.
Амома / имама - так называют преимущественно чалму высшего духовенства - шейхов и имамов (предстоятелей на молитве);
Дастор - парадная чалма, которую надевают в торжественных случаях, это, в основном, чалма феодальной знати и правителей;
Фута - небольшая чалма, которую носят представители народа - ремесленники, торговцы розничным товаром, обычные горожане.
Слайд 12
Цвет чалмы
Цвет чалмы был официально установлен для каждой
конфессии:
- белая или чёрная - для мусульман,
- зелёная (почётная)
- для потомков Мухаммеда,
- синяя - для христиан,
- жёлтая - для иудеев,
- красная - для огнепоклонников
Слайд 13
Куфия (гурты, хатта и шемах)
Представляет из себя платок,
как правило, белого цвета, в ОАЭ традиционным аксессуаром считается
«гутра» (ghutrah) (куфия из легкой белой ткани)
Встречается куфия черно-белой или красно-белой расцветки.
Более богат выбор цветов среди мусульман Йемена.
Этот головной убор традиционно носят арабские мужчины.
Также встречаются названия гурты, хатта и шемах.
Само название — куфия — происходит от арабского города Эль-Куфа, где она традиционно носилась.
Позже этот головной убор распространился среди многих мусульман Аравийского полуострова.
Куфия защищает голову, лицо мусульманина от песка и солнца.
Как правило, куфия изготавливается из хлопка, но в качестве материи может служить и шерсть. Нередко в современном мире можно встретить куфии с добавлением синтетических материалов. Такие куфии лучше держат форму и меньше сминаются.
Иногда мужская куфия бывает украшена традиционным орнаментом.
Куфия отличается способом повязывания в разных арабских странах. Например, в Саудовской Аравии куфия носится как платок, наброшенный на голову.
В Омане куфию повязывают на манер тюрбана. В Иордании и Палестине известна причудливая манера ношения куфии.
Часто (но не всегда) куфия носится с обручем чёрного цвета — эгалем (аgal, (араб. عقال, iqāl) - икаль, слово родственное "Igul" (עיגול), на Иврите означающее "круг"), придерживающим платок на голове.
Слайд 14
Арафатка
(куфия, шемаг, шемах)
Поскольку арабский мир достаточно пёстр
и разнообразен, то и названия платков с незапамятных времён
носимые многочисленными племенами - аравийцами, иорданцами, палестинцами и арабскими египтянами, в разных регионах - разные.
Наиболее распрстранёнными названиями являются –
(арафатка - куфия, шемаг, шемах, keffiyeh, shemagh, shmagh, kaffiyah, keffiya, kaffiya, kufiya, ghutra, hatta) –
традиционный головной убор, пришедший с Востока (произошел от арабского тюрбана),
изготовленный, как правило, из хлопковой ткани.
В знойных уголках земного шара арафатка обеспечивает защиту от солнца, а так же защищает лицо от пыли и песка.
Для лета гутра изготавливается из хлопка, для зимы - из шерстяной ткани.
Раньше по цвету гутры можно было определить родовую принадлежность.
В прошлой гутрой прикрывали лицо от песка, а в настоящее время ее ношение - дань традиции.
Слайд 15
Ихрам
(шаль)
Голова и шея защищены от
жгучего солнца, а складки платка поглощают горячий воздух и
тем самым осуществляют изоляцию, позволяя сохранять влагу и выносить высокую температуру.
Этот платок, называемый "шаль" или "ихрам", представляет собой достаточно большой кусок ткани, который позволяет свободно обмотать его вокруг лица или завернуть в тюрбан, когда-то очень популярный в Аравии.
Квадратный кусок ихрама обычно складывают по диагонали,
чтобы сформировать треугольник, равные стороны которого спадают на плеч
Слайд 16
Шемах
Шемах — мужской головной убор мусульманина.
Как правило,
отличается от куфии тем, что закрывает лицо, оставляя открытыми
только глаза.
Шемах оборачивают от скулы, покрывая нос и нижнюю часть лица. Верхняя часть головного убора должна защищать лоб.
В течение многих лет шемах носили британские солдаты, которые воевали на Востоке. Они адаптировали шемах к армейским нуждам — придали этому головному убору защитную расцветку:
оливковую, чёрную, серую, хаки, камуфляжную.
Солдаты носили шемаг свёрнутым в треугольник и обёрнутым вокруг головы.
Так шемах защищал их лица и глаза от песка.
Красный «шмаг» стал национальным головным убором Иордании
Слайд 17
Икаль
Икаль — это головной обруч, который помогает
закрепить полотнище куфии.
Также встречается название «эгаль».
Это неотъемлемый
элемент тасаттура в странах Персидского залива, который также указывает на социальный статус мужчины.
Икаль иногда отделан двумя маленькими кистями, которые обычно спускаются на затылок.
Традиционно икаль изготовляется из козьей или овечьей шерсти, как правило, чёрного цвета.
Его происхождение имеет исторические корни и вполне бытовые причины.
Первоначально икаль представлял собой верёвку, которая предназначалась для стреноживания верблюдов.
Слайд 18
Тарбуш (феска)
Тарбуш, известный также под названием феска, представляет
собой головной убор в форме перевернутого цветочного горшка.
Традиционно,
тарбуш изготавливают в красном цвете с черной шелковой кисточкой.
Такие головные уборы носят в Марокко, Сирии и Ливане.
Однако, в последнее время популярность тарбуши в этих странах, практически, сведена к нолю.
Слайд 19
Тюрбан
Суданский тюрбан занимает обособленное место среди арабских головных
уборов.
Он представляет собой 5 метров ткани (чаще всего
белого цвета). Накручивают эту ткань на голову в виде цилиндра и носят, как правило, с длинными мужскими халатами – джеллабами.
Примечательно, что на YouTube есть видео, где длина размотанного «цилиндра» на голове достигла высоты 5–этажного здания.
Слайд 20
Тюрбан в Египте
Первые тюрбаны появились в Египте вместе
с приходом ислама.
В дальнейшем они приобрели популярность благодаря
арабским поселениям в Верхнем Египте.
В 1800 году европейская одежда стала приходить на смену традиционных египетских костюмов.
Однако, западные головные уборы не смогли прижиться в этой местности.
С образованием Османской империи тюрбаны перестали использоваться, так как элементом военной формы стали фески.